Культура

19 июля 2007, 18:34

Двери в рай и ад

Фото: winzavod.livejournal.com

Галерея «Проун» («Винзавод») продолжает сельскую тему экспозицией «Вход-выход». Однако крестьяне представлены теперь не в замысловатом супрематическом свете учеников Малевича – слово дали непосредственно работникам полей. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга отобрали два десятка кустарно расписанных дверей крестьянских домов (северные российские деревни, вторая половина XIX – первая половина XX века). Все они производят уютное и теплое впечатление.

Русский сфинкс

Вот дверь как скатерть-самобранка: самовар, вобла, рюмка, графинчик. Феерические птички наверху, дабы гастрономический праздник приобрел завершенный вид. Вот усатый кавалер с тросточкой ухаживает за барышней, а сверху их мифические отражения: она – райская птичка, он – мудрый филин.

Весь набор экзотики: лев, тигр и обезьяна… с морковкой. Бананов в Сибири отродясь не видали, путь лопает заячий деликатес

Что касается животных – здесь явное преобладание львов. В глубинке их, вероятно, не очень себе представляли, поэтому они напоминают собак. Но крестьянину тоже хотелось власти (не всю же помещикам и другим супостатам!), а посему у него в услужении – царь зверей. Мечты селянина! Их эфемерность подчеркивает обрамление из декоративных ромашек, васильков и розочек.

Вот круглолицый солдат в новехонькой шинели, а тут красавец-мужчина уже в «гражданском» сюртуке и фуражке. Он картинно расположился у березы (почти как у Гребенщикова – «Я хотел бы опираться о платан»). Силен Гаврила!

В верхней части самой «аристократической» двери вырезан и раскрашен веер, а в нижней – весь набор экзотики: лев, тигр и обезьяна… с морковкой. Бананов в Сибири отродясь не видали, пусть лопает заячий деликатес.

Вершина экспозиции и абсолютное воплощение крестьянских грез – дверь, где у льва вместо гривастой морды – улыбающаяся усатая мужицкая харя! Русский сфинкс! Знай наших!

Надо отметить последовательность куратора выставки Марины Лошак в освоении целинной крестьянской территории.

Игрушечные демоны

Андре Бутцер. Без названия
Галерея Гари Татинцяна демонстрирует последний писк европейской моды – молодого художника Андре Бутцера, представляющего немецкий неоэкспрессионизм.

Германские классические экспрессионисты (10-30-е годы прошлого столетия) – довольно радикальные ребята. Этот тот же голландско-французский (читай – интернациональный) экспрессионизм, пропущенный через германское армейско-нигилистическое восприятие и доведенный им до карикатурности. Если бы Гитлер не был скор на расправу, он бы усмотрел в этом «дегенеративном» (с точки зрения фашисткой эстетики) искусстве гораздо больше немецкого, чем ему представлялось. Единственное, что точно шло вразрез с идеологией Третьего Рейха: настоящему художнику претит ходить строем, и патриотическую воинственность он проявляет как отчаянный индивидуалист.

Андре – явный продолжатель художественных традиций земляков. Только в отличие от них он одержим изображением не окружающих предметов, а образов своего под(над)сознания. Сильно замусоренного (как и у всех нас) американской поп-индустрией и компьютерными технологиями.

Масштабные полотна Бутцера напоминают компьютерные игры, где в двухмерном лабиринте на бомбочках регулярно подрываются разные существа, демонстрируя напоследок растянутую маску ужаса. У Андре их основная модификация выглядит как голова с картины «Крик» Мунка: подобие резинового черепа с пустыми глазницами. У Бутцера они разных размеров и снабжены мясистыми розовыми ушами. Попадаются и черные «обугленные» черепушки и «весело»-зелененькие. Воплощение агрессии и страхов в электронной форме.

Я бы назвал стиль Андре немецким киберэкспрессионизмом. (Тем более что немцы сильны по части киберэкспериментов. Вспомним хотя бы классику электронного рока – группу «Kraftwerk».)

Относительно определений Бутцер не парится, все его московские полотна – «Без названия». Любопытны из этой серии его абсолютно абстракционистские картины: на них только ершистая серая масса. Так и хочется сказать – солдатская. Цитирую пресс-релиз: «Бутцеру ничего не стоило сообщить в анонсе к воображаемому старту в Аннахайме (город, созданный фантазией художника – К.Р.) кампании за мир о предстоящем вторжении немецких войск в Соединенные Штаты». А в каждой шутке, как известно, доля правды. В данном случае немецкие демоны войны приняли форму компьютерных головастиков.

Бразильский клон

Аделио Сарро. Равновесие мира
Бразильский художник Аделио Сарро в галерее «Зураб» с выставкой «Сила, магия и краски Бразилии».

Сарро – бешено продуктивная и титулованная личность. Создал к своим 57 годам около пяти тысяч картин и 120 монументальных скульптур. Выставки его полотен проходили на Всемирном экономическом форуме в Давосе (1999-2003) и в представительстве ООН в Женеве (2004). Он – певец глобализма и борец за экологию.

Кто первый приходит на ум по аналогии – конечно, вездесущий Зураб Константинович. Церетели, собственно, и привез Аделио. Да и творчество их сходно.

Родился Сарро в семье фермеров, поэтому все персонажи у него босые. По пухлым ступням и квадратообразным фигурам, которые рассекают прозрачные плоскости, можно узнать последователя Пикассо (Церетели тоже при каждом удобном случае восхищается каталонским гением). Однако, учитывая его социальную направленность, своими произведениями он близок нравоучительным панно социалистического реализма. Только вместо учительниц и космонавтов Аделио изображает крестьян и музыкантов.

Его «Равновесие мира» запросто бы украсило роддом или детский садик: мать бережно поддерживает лопатообразной ладонью свое чадо, пытающееся закрепиться в стойке на руке. Эта картина должна благоприятно влиять на гармоничное развитие ребенка.

«Открытие Бразилии» – ретроспекция исторических сцен: от вторжения на континент португальцев через рабство индейцев и негров до счастливого футбольного настоящего. Есть и экологическая тема: из-под бензопил течет кровь деревьев, а вдалеке группка граждан в респираторах. Все очень доходчиво.

Художник щедро использует весь цветовой спектр, причем не всегда понятно, почему именно этот край полотна оранжево-красный, а другой – лимонно-голубой. (Припомнилось полотно Церетели «Дмитрий Шостакович», где достаточно мрачный композитор, писавший апокалиптические симфонии, изображен карнавально-пестрым, окруженным переливающимися мыльными шарами.)

Все немудрено, но по возможности празднично и торжественно.

Персонажи Сарро практически лишены индивидуальности, художник для этого слишком «глобален». У них потухшие глаза-точки, мощные ноги. Они крепко стоят на земле. Вероятно, стиль Сарро определила и индийская цивилизация, где так же отстраненно и статично изображались божества и вожди.

Смотрительницы рассказали, что автор был удручен тем, как мало публики. «Бэд реклам», – горевал он, оглядывая пустые залы.

Дело не в этом, реклама была сносная. Только в анонсах упоминалось, что он «бразильский Церетели». А кто пойдет смотреть на латиноамериканского Церетели, если в Москве на каждом углу своего – завались!

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?