Культура

19 июля 2007, 18:34

Двери в рай и ад

Фото: winzavod.livejournal.com

Галерея «Проун» («Винзавод») продолжает сельскую тему экспозицией «Вход-выход». Однако крестьяне представлены теперь не в замысловатом супрематическом свете учеников Малевича – слово дали непосредственно работникам полей. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга отобрали два десятка кустарно расписанных дверей крестьянских домов (северные российские деревни, вторая половина XIX – первая половина XX века). Все они производят уютное и теплое впечатление.

Русский сфинкс

Вот дверь как скатерть-самобранка: самовар, вобла, рюмка, графинчик. Феерические птички наверху, дабы гастрономический праздник приобрел завершенный вид. Вот усатый кавалер с тросточкой ухаживает за барышней, а сверху их мифические отражения: она – райская птичка, он – мудрый филин.

Весь набор экзотики: лев, тигр и обезьяна… с морковкой. Бананов в Сибири отродясь не видали, путь лопает заячий деликатес

Что касается животных – здесь явное преобладание львов. В глубинке их, вероятно, не очень себе представляли, поэтому они напоминают собак. Но крестьянину тоже хотелось власти (не всю же помещикам и другим супостатам!), а посему у него в услужении – царь зверей. Мечты селянина! Их эфемерность подчеркивает обрамление из декоративных ромашек, васильков и розочек.

Вот круглолицый солдат в новехонькой шинели, а тут красавец-мужчина уже в «гражданском» сюртуке и фуражке. Он картинно расположился у березы (почти как у Гребенщикова – «Я хотел бы опираться о платан»). Силен Гаврила!

В верхней части самой «аристократической» двери вырезан и раскрашен веер, а в нижней – весь набор экзотики: лев, тигр и обезьяна… с морковкой. Бананов в Сибири отродясь не видали, пусть лопает заячий деликатес.

Вершина экспозиции и абсолютное воплощение крестьянских грез – дверь, где у льва вместо гривастой морды – улыбающаяся усатая мужицкая харя! Русский сфинкс! Знай наших!

Надо отметить последовательность куратора выставки Марины Лошак в освоении целинной крестьянской территории.

Игрушечные демоны

Андре Бутцер. Без названия
Галерея Гари Татинцяна демонстрирует последний писк европейской моды – молодого художника Андре Бутцера, представляющего немецкий неоэкспрессионизм.

Германские классические экспрессионисты (10-30-е годы прошлого столетия) – довольно радикальные ребята. Этот тот же голландско-французский (читай – интернациональный) экспрессионизм, пропущенный через германское армейско-нигилистическое восприятие и доведенный им до карикатурности. Если бы Гитлер не был скор на расправу, он бы усмотрел в этом «дегенеративном» (с точки зрения фашисткой эстетики) искусстве гораздо больше немецкого, чем ему представлялось. Единственное, что точно шло вразрез с идеологией Третьего Рейха: настоящему художнику претит ходить строем, и патриотическую воинственность он проявляет как отчаянный индивидуалист.

Андре – явный продолжатель художественных традиций земляков. Только в отличие от них он одержим изображением не окружающих предметов, а образов своего под(над)сознания. Сильно замусоренного (как и у всех нас) американской поп-индустрией и компьютерными технологиями.

Масштабные полотна Бутцера напоминают компьютерные игры, где в двухмерном лабиринте на бомбочках регулярно подрываются разные существа, демонстрируя напоследок растянутую маску ужаса. У Андре их основная модификация выглядит как голова с картины «Крик» Мунка: подобие резинового черепа с пустыми глазницами. У Бутцера они разных размеров и снабжены мясистыми розовыми ушами. Попадаются и черные «обугленные» черепушки и «весело»-зелененькие. Воплощение агрессии и страхов в электронной форме.

Я бы назвал стиль Андре немецким киберэкспрессионизмом. (Тем более что немцы сильны по части киберэкспериментов. Вспомним хотя бы классику электронного рока – группу «Kraftwerk».)

Относительно определений Бутцер не парится, все его московские полотна – «Без названия». Любопытны из этой серии его абсолютно абстракционистские картины: на них только ершистая серая масса. Так и хочется сказать – солдатская. Цитирую пресс-релиз: «Бутцеру ничего не стоило сообщить в анонсе к воображаемому старту в Аннахайме (город, созданный фантазией художника – К.Р.) кампании за мир о предстоящем вторжении немецких войск в Соединенные Штаты». А в каждой шутке, как известно, доля правды. В данном случае немецкие демоны войны приняли форму компьютерных головастиков.

Бразильский клон

Аделио Сарро. Равновесие мира
Бразильский художник Аделио Сарро в галерее «Зураб» с выставкой «Сила, магия и краски Бразилии».

Сарро – бешено продуктивная и титулованная личность. Создал к своим 57 годам около пяти тысяч картин и 120 монументальных скульптур. Выставки его полотен проходили на Всемирном экономическом форуме в Давосе (1999-2003) и в представительстве ООН в Женеве (2004). Он – певец глобализма и борец за экологию.

Кто первый приходит на ум по аналогии – конечно, вездесущий Зураб Константинович. Церетели, собственно, и привез Аделио. Да и творчество их сходно.

Родился Сарро в семье фермеров, поэтому все персонажи у него босые. По пухлым ступням и квадратообразным фигурам, которые рассекают прозрачные плоскости, можно узнать последователя Пикассо (Церетели тоже при каждом удобном случае восхищается каталонским гением). Однако, учитывая его социальную направленность, своими произведениями он близок нравоучительным панно социалистического реализма. Только вместо учительниц и космонавтов Аделио изображает крестьян и музыкантов.

Его «Равновесие мира» запросто бы украсило роддом или детский садик: мать бережно поддерживает лопатообразной ладонью свое чадо, пытающееся закрепиться в стойке на руке. Эта картина должна благоприятно влиять на гармоничное развитие ребенка.

«Открытие Бразилии» – ретроспекция исторических сцен: от вторжения на континент португальцев через рабство индейцев и негров до счастливого футбольного настоящего. Есть и экологическая тема: из-под бензопил течет кровь деревьев, а вдалеке группка граждан в респираторах. Все очень доходчиво.

Художник щедро использует весь цветовой спектр, причем не всегда понятно, почему именно этот край полотна оранжево-красный, а другой – лимонно-голубой. (Припомнилось полотно Церетели «Дмитрий Шостакович», где достаточно мрачный композитор, писавший апокалиптические симфонии, изображен карнавально-пестрым, окруженным переливающимися мыльными шарами.)

Все немудрено, но по возможности празднично и торжественно.

Персонажи Сарро практически лишены индивидуальности, художник для этого слишком «глобален». У них потухшие глаза-точки, мощные ноги. Они крепко стоят на земле. Вероятно, стиль Сарро определила и индийская цивилизация, где так же отстраненно и статично изображались божества и вожди.

Смотрительницы рассказали, что автор был удручен тем, как мало публики. «Бэд реклам», – горевал он, оглядывая пустые залы.

Дело не в этом, реклама была сносная. Только в анонсах упоминалось, что он «бразильский Церетели». А кто пойдет смотреть на латиноамериканского Церетели, если в Москве на каждом углу своего – завались!

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?