Культура

21 мая 2007, 19:50

Демон подверженный

Главная работа выставки, посвященной главным информационным событиям этого года, – огромная, 3,5 на 25 метров, фреска с лицами, узнаваемыми и не очень. Сначала художники создали живописное полотно, а затем перевели его в формат рекламного баннера.

Здесь же представлены три десятка живописных эскизов с отдельными медийными персонажами. Все стадии создания грандиозной фрески отражались на страницах сетевого дневника Врубеля и Тимофеевой в режиме реального времени.

Утром в газете, вечером в галерее

Лимонов – Каспаров – Касьянов, стоящие на трибуне, подпираются с одной стороны огромным Хусейном, а с другой – Абрамовичем, прислонившимся к березке

Художники не скрывают, что на идею создания эпического полотна их навел опыт работы Ильи Глазунова, который сумел обобщить историю России в цикле широкоформатных работ. Хорошо известны картины Глазунова, на которых важнейшие исторические и культурные персонажи страны, словно на первомайской демонстрации, идут на зрителя широкими колоннами.

«Каталог работ Ильи Глазунова мне попал в 17 лет, – рассказывает Дмитрий Врубель, – года через два после того, как я начал писать сам. Картины «Мистерия ХХ века» и «Россия» меня поразили своими масштабами. Однако еще сильнее поражает то, как небрежно они сделаны…» Вероятно, фреской «2007» Врубель и Тимофеева решили предложить свой, альтернативный вариант художественной истории. И если Глазунов изображает на своих полотнах «проверенные временем» лица, то Врубель и Тимофеева сконцентрировались на персонажах, вознесенных к зрительскому вниманию буквально вчера. Через некоторое время узнаваемость этих людей окажется потерянной и фреске понадобится подробный академический комментарий. И кажется, это тоже входило в замысел творческого тандема.

Лимонов – Каспаров – Касьянов, стоящие на трибуне, подпираются с одной стороны огромным Хусейном, а с другой – Абрамовичем, прислонившимся к березке. Между ними вклинивается Алла Борисовна, явно проигрывая в масштабах соседям. Оно и понятно – в нынешнем году ньюсмейкер из Пугачевой вялый, а художникам важно через размер показать значение той или иной ВИП-персоны. На глазок, но тем не менее.

Поэтому голова Буша соразмерна голове Хусейна, а вот побитый Лужков явно меньше. Он примерно равен побитому Марату Гельману, но меньше президента Путина. По одну руку от президента торчит из заключения Ходорковский (в его соседях патриарх Алексий и Литвиненко), по другую – генсек Брежнев, чей юбилей в этом году отмечали особенно пышно, а также анонимный гопник. Тут же фашист Тесак, выкидывающий руку в характерном жесте, и первый президент России Ельцин.

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева создают информационную мозаику года – то, из чего складывается наша общая информационная повседневность. Врубель и Тимофеева не задаются вопросом о том, кто достоин или недостоин увековечивания, они ориентируются на отклик, возникший в их головах.

Обо всем

Художник Дмитрий Врубель
Положенная в основание «2007» метафора работает на всех этажах и уровнях, поэтому выставка получилась сразу про все. Она про взаимоотношение искусства и реальности, реальности и сознания. Она про расколотость информационного поля. Она про то, как информационный мусор мешает нам жить, все больше и больше запутывая запуганного обывателя. Она про хаос, шумящий в одной отдельно взятой голове, вызванный информационной травмой, и про стратегии успеха. Про будни СМИ и праздники постиндустриального общества.

Кроме того, «2007» оказывается мощным программным высказыванием на тему современного искусства. И дело здесь не только в полемике с Глазуновым, но и в самой технологии творения. Сетевой дневник Врубеля и Тимофеевой, пользующийся большой популярностью у русскоязычных пользователей, являет собой информационную ленту, в которой текущие информационные события, извлеченные из газет, перемешаны с тихими бытовыми радостями частного человека. Дневник являет нам образ мира, преломленного средствами массовых коммуникаций, крупные и судьбоносные события здесь уравнены с сором и мусором, из которых, как известно, произрастают новые смыслы.

Первые эскизы фрески появились на выставке «Дневник художника». Умирающий разведчик Литвиненко и генсек Брежнев положили начало бесконечной галерее полуслучайных образов, ныне сложенных в мозаику. В отличие от предшественников, Врубель и Тимофеева изображают персонажей не в полный рост, но оставляют воплощенным лишь самые их узнаваемые части – головы и лица. В том виде, в котором все эти чужие люди попадают в наши спальни и кабинеты. Полемика с традицией возникает и на стадии отбора героев (кто достоин?), и в самом технологическом процессе.

Сначала, как и положено большому полотну, Врубель и Тимофеева пишут эскизы, основанные на фотографиях, извлеченных из Интернета. Дигитальные снимки превращаются в искусство, из которого компонуется большое живописное полотно.

На следующем этапе эта грандиозная станковая работа меняет «носитель» и переводится в формат фотообоев, превращаясь в билборд или баннер. «В данном случае, – комментирует Дмитрий Врубель, – речь должна идти об актуальном монументализме, с помощью которого хочется урезонить информационный хаос, существующий в наших головах…»

Пытались урезонить, но обломались, и сия информационная пучина поглотила всех. «Мы всех их записали и зафиксировали, – говорит Дмитрий Врубель, – но порядку от этого больше не стало. Напротив, ныне они занимают всю мою оперативную память…»

Еще бы! Перевод пикселей в живопись мирволит растягиванию изображений. Фотографии в 60 кб (Ильи Кормильцева) или 100 кб (Саддама Хусейна) превращаются в многометровые изображения. Экс-диктатор Ирака, к примеру, занимает квадрат 4 на 4метра. Раскиданные по полотну в произвольном порядке, информационные герои наших дней вступают в странные диалоги и переклички, возбуждая дополнительные, подспудные символические значения. Они говорят, бормочут, выкрикивают лозунги, кажется, никто из них не в состоянии говорить спокойно.

Ничего не поделаешь – каков поп, таков приход, какое время на дворе – таковы и мессии. «У нас с вами огромная страна, – объясняет Дмитрий Врубель, – и мне странно, что обычно ее принято изображать на небольших картинах. Про Россию нужно писать крупно».

Что ж, у Врубеля с Тимофеевой получилось написать «крупно». В данном случае речь идет не только о размерах, но и точности попадания. Выставка удалась, спровоцировав шквал откликов, в том числе и в изданиях, весьма далеких от проблем актуального искусства. Виновники вернисажа и сами стали на какое-то время ньюсмейкерами. Интересно, кто же в свой черед изобразит их на какой-нибудь новой фреске?

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Российские войска в 2024 году освободили 547 кв. километров в новых регионах
Темы дня

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле сочли опасными слова Макрона о возможной отправке войск на Украину

Заявление президента Франции Эмманюэля Макрона о возможной отправке войск на Украину очень важны и опасны, считает пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

В Совфеде отреагировали на данные об отказе G7 от полной конфискации российских активов

Политики «Большой семерки» выдвигают резонансные идеи об использовании российских активов для поддержки Украины. Но когда к обсуждению подключаются банкиры и юристы, то те «жмут на тормоза», поскольку все риски становятся очевидными, сказал газете ВЗГЛЯД сенатор Андрей Климов. Ранее FT сообщила об отказе стран G7 от идеи полной конфискации замороженных активов РФ.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

Ходорковский начал передавать детям контроль за финансированием оппозиции

Бывший российский олигарх Михаил Ходорковский вводит своих детей в управление фондами, финансирующими политические проекты. Сын Глеб Ходорковский в марте 2024 года стал директором Оксфордского российского фонда, а дочь Анастасия в ноябре 2023 года возглавила фонд «Новое поколение Европы», пишут СМИ.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Польские СМИ написали о серьезном просчете командования ВСУ

Командование ВСУ допустило серьезную ошибку, не уделив достаточного внимания строительству линий укрепления, сообщило издание Newsweek Polska.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Почему в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?