Культура

21 мая 2007, 19:50

Демон подверженный

Главная работа выставки, посвященной главным информационным событиям этого года, – огромная, 3,5 на 25 метров, фреска с лицами, узнаваемыми и не очень. Сначала художники создали живописное полотно, а затем перевели его в формат рекламного баннера.

Здесь же представлены три десятка живописных эскизов с отдельными медийными персонажами. Все стадии создания грандиозной фрески отражались на страницах сетевого дневника Врубеля и Тимофеевой в режиме реального времени.

Утром в газете, вечером в галерее

Лимонов – Каспаров – Касьянов, стоящие на трибуне, подпираются с одной стороны огромным Хусейном, а с другой – Абрамовичем, прислонившимся к березке

Художники не скрывают, что на идею создания эпического полотна их навел опыт работы Ильи Глазунова, который сумел обобщить историю России в цикле широкоформатных работ. Хорошо известны картины Глазунова, на которых важнейшие исторические и культурные персонажи страны, словно на первомайской демонстрации, идут на зрителя широкими колоннами.

«Каталог работ Ильи Глазунова мне попал в 17 лет, – рассказывает Дмитрий Врубель, – года через два после того, как я начал писать сам. Картины «Мистерия ХХ века» и «Россия» меня поразили своими масштабами. Однако еще сильнее поражает то, как небрежно они сделаны…» Вероятно, фреской «2007» Врубель и Тимофеева решили предложить свой, альтернативный вариант художественной истории. И если Глазунов изображает на своих полотнах «проверенные временем» лица, то Врубель и Тимофеева сконцентрировались на персонажах, вознесенных к зрительскому вниманию буквально вчера. Через некоторое время узнаваемость этих людей окажется потерянной и фреске понадобится подробный академический комментарий. И кажется, это тоже входило в замысел творческого тандема.

Лимонов – Каспаров – Касьянов, стоящие на трибуне, подпираются с одной стороны огромным Хусейном, а с другой – Абрамовичем, прислонившимся к березке. Между ними вклинивается Алла Борисовна, явно проигрывая в масштабах соседям. Оно и понятно – в нынешнем году ньюсмейкер из Пугачевой вялый, а художникам важно через размер показать значение той или иной ВИП-персоны. На глазок, но тем не менее.

Поэтому голова Буша соразмерна голове Хусейна, а вот побитый Лужков явно меньше. Он примерно равен побитому Марату Гельману, но меньше президента Путина. По одну руку от президента торчит из заключения Ходорковский (в его соседях патриарх Алексий и Литвиненко), по другую – генсек Брежнев, чей юбилей в этом году отмечали особенно пышно, а также анонимный гопник. Тут же фашист Тесак, выкидывающий руку в характерном жесте, и первый президент России Ельцин.

Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева создают информационную мозаику года – то, из чего складывается наша общая информационная повседневность. Врубель и Тимофеева не задаются вопросом о том, кто достоин или недостоин увековечивания, они ориентируются на отклик, возникший в их головах.

Обо всем

Художник Дмитрий Врубель
Положенная в основание «2007» метафора работает на всех этажах и уровнях, поэтому выставка получилась сразу про все. Она про взаимоотношение искусства и реальности, реальности и сознания. Она про расколотость информационного поля. Она про то, как информационный мусор мешает нам жить, все больше и больше запутывая запуганного обывателя. Она про хаос, шумящий в одной отдельно взятой голове, вызванный информационной травмой, и про стратегии успеха. Про будни СМИ и праздники постиндустриального общества.

Кроме того, «2007» оказывается мощным программным высказыванием на тему современного искусства. И дело здесь не только в полемике с Глазуновым, но и в самой технологии творения. Сетевой дневник Врубеля и Тимофеевой, пользующийся большой популярностью у русскоязычных пользователей, являет собой информационную ленту, в которой текущие информационные события, извлеченные из газет, перемешаны с тихими бытовыми радостями частного человека. Дневник являет нам образ мира, преломленного средствами массовых коммуникаций, крупные и судьбоносные события здесь уравнены с сором и мусором, из которых, как известно, произрастают новые смыслы.

Первые эскизы фрески появились на выставке «Дневник художника». Умирающий разведчик Литвиненко и генсек Брежнев положили начало бесконечной галерее полуслучайных образов, ныне сложенных в мозаику. В отличие от предшественников, Врубель и Тимофеева изображают персонажей не в полный рост, но оставляют воплощенным лишь самые их узнаваемые части – головы и лица. В том виде, в котором все эти чужие люди попадают в наши спальни и кабинеты. Полемика с традицией возникает и на стадии отбора героев (кто достоин?), и в самом технологическом процессе.

Сначала, как и положено большому полотну, Врубель и Тимофеева пишут эскизы, основанные на фотографиях, извлеченных из Интернета. Дигитальные снимки превращаются в искусство, из которого компонуется большое живописное полотно.

На следующем этапе эта грандиозная станковая работа меняет «носитель» и переводится в формат фотообоев, превращаясь в билборд или баннер. «В данном случае, – комментирует Дмитрий Врубель, – речь должна идти об актуальном монументализме, с помощью которого хочется урезонить информационный хаос, существующий в наших головах…»

Пытались урезонить, но обломались, и сия информационная пучина поглотила всех. «Мы всех их записали и зафиксировали, – говорит Дмитрий Врубель, – но порядку от этого больше не стало. Напротив, ныне они занимают всю мою оперативную память…»

Еще бы! Перевод пикселей в живопись мирволит растягиванию изображений. Фотографии в 60 кб (Ильи Кормильцева) или 100 кб (Саддама Хусейна) превращаются в многометровые изображения. Экс-диктатор Ирака, к примеру, занимает квадрат 4 на 4метра. Раскиданные по полотну в произвольном порядке, информационные герои наших дней вступают в странные диалоги и переклички, возбуждая дополнительные, подспудные символические значения. Они говорят, бормочут, выкрикивают лозунги, кажется, никто из них не в состоянии говорить спокойно.

Ничего не поделаешь – каков поп, таков приход, какое время на дворе – таковы и мессии. «У нас с вами огромная страна, – объясняет Дмитрий Врубель, – и мне странно, что обычно ее принято изображать на небольших картинах. Про Россию нужно писать крупно».

Что ж, у Врубеля с Тимофеевой получилось написать «крупно». В данном случае речь идет не только о размерах, но и точности попадания. Выставка удалась, спровоцировав шквал откликов, в том числе и в изданиях, весьма далеких от проблем актуального искусства. Виновники вернисажа и сами стали на какое-то время ньюсмейкерами. Интересно, кто же в свой черед изобразит их на какой-нибудь новой фреске?

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

В ДТП с автобусом в Белоруссии пострадали четверо россиян
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Основатель запрещенного РДК уничтожен на Запорожском направлении

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

Киев накрыл смог из-за пожаров после взрывов

В украинской столице из-за пожаров образовался густой смог, сообщила Киевская городская государственная администрация.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

В Петербурге пресекли деятельность восхвалявшей Зеленского секты

В Санкт-Петербурге более 70 членов псевдорелигиозной организации из разных регионов страны стали фигурантами проверки по подозрению в распространении ложной информации об армии России.

WSJ узнала, что в окружении Трампа Россию считают Эльдорадо для бизнеса

Ближайшее окружение американского президента Дональда Трампа рассматривает Россию как Эльдорадо для бизнеса, хотя и полное подводных камней. Опытные американские инвесторы говорят, что Россия останется опасной, но привлекательной деловой средой, пишет WSJ.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов