Культура

14 мая 2007, 20:51

Борис Грозный

Фото: ИТАР-ТАСС

Театр, как наиболее подвижное из искусств, может позволить себе всяческие профессиональные вольности. Здесь довольно часто меняются профессиями и охотно принимают художников из смежных цехов. И что интересно, порой зрелище, сделанное дебютантом в определенной области, оказывается незаурядным, новаторским по смыслу и по стилю.

В театре драматическом таких случаев довольно много; в опере и балете же – единицы. Слишком уж специфичное это дело. Но кто не рискует – тот не выигрывает.

В Большом театре, несмотря на солидный статус, не чураются экспериментов. Скажем, несколько лет назад здесь доверили драматическому режиссеру Деклану Доннеллану балетную постановку.

И спектакль «Ромео и Джульетта» оказался хотя и спорным, но любопытным по решению. А в нынешнем сезоне в Большом появился дебютант-постановщик по части оперы: знаменитый кинорежиссер-интеллектуал Александр Сокуров.

Хорошо забытый клавир

Поклонники киноманеры Сокурова найдут в зрелище немало привлекательного; однако и «простой зритель» получит свою долю впечатлений

«Борис Годунов» для Большого – название не чужое. Долгие годы здесь шел старинный спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского. Новой постановкой театр словно бы совершил ритуал прощания и вышел на новый уровень осмысления известного сюжета.

В первую очередь нынешний «Годунов» интересен с музыкальной точки зрения. Александр Ведерников выбрал вторую авторскую редакцию оперы (всего их существует семь), до этого никогда со сцены не звучавшую – мелодичную, камерную, с множеством как драматургических, так и музыкальных нюансов. Здесь значительно расширена «польская» часть, но нет «народного» финала «под Кромами» (его композитор придумал позже) – опера заканчивается смертью Бориса.

В предыдущем спектакле Большого была использована оркестровка Римского-Корсакова, нарядная, пышная, эффектная и куда более популярная у театров.

Поэтому новый «Годунов» является и неким познавательным актом для публики. Ведерников ведет оркестр ровно, аккуратно, и звучание порой оказывается излишне лаконичным, лишенным эмоций, хотя и очень точным. Такой подход вполне сообразуется с режиссерским решением.

Александр Сокуров и его соавторы, художники Юрий Купер и Павел Каплевич, а также художник по свету Дамир Исмагилов сделали очень красивый спектакль.

Полутона и тени, трехмерные проекции и сдержанный блеск драгоценностей, пугающая глубина окружающей темноты, населенной людьми-призраками. Поклонники киноманеры Сокурова найдут в зрелище немало привлекательного; однако и «простой зритель» получит свою долю впечатлений.

Сокуровский «Годунов» нетороплив, сосредоточен, мрачен – и довольно прост и прозрачен по сути. До мозга костей традиционен – однако нисколько не скучен.

Режиссер не стал переусложнять заданный материал и постарался отнестись к нему с почтением. Есть в «Годунове» и закономерные для дебютной работы нестыковки; происходят они из-за того, что режиссер не всегда точно чувствует музыку, и визуальный ряд может не увязываться со звучанием конкретной сцены. Но сильно придираться почему-то не хочется.

Картины сменяют одна другую, как в кино, плавно перетекая друг в друга. Вот в полумраке видна волнующаяся толпа: народ пришел просить Бориса на царство.

И вдруг из темноты проступают очертания кремлевского крыльца, а с чернью смешиваются нарядные бояре. А старец Пимен начинает арию о «последнем сказанье» не в келье, а на площади – давая понять, что сказанье это свершается в данную минуту.

Вот Борис общается со своим семейством – печальной Ксенией и трогательным Феодором, он задумчив и расслаблен – и в следующей же сцене, разговоре с Шуйским, превращается в жесткого, собранного правителя.

А вот роскошный бал в доме польского воеводы – и кажется, что «сцена у фонтана» происходит на глазах у гостей, проявляющих немалый интерес к происходящему.

Тяжесть шапки Мономаха

Кинорежиссер Александр Сокуров (фото: ИТАР-ТАСС)
Во многих предпремьерных интервью Сокуров говорил, что хочет сделать спектакль о счастливых людях . По просмотре стоит сделать существенную поправку: это спектакль о людях, притворяющихся счастливыми. Главным образом, перед самими собой. Каждый из них идет по пути, который кажется правильным, и старается не думать, куда этот путь в итоге заведет.

Простоватый, темпераментный Григорий Отрепьев (Роман Муравицкий) облачается в чужую личину, отмахиваясь от внутреннего дискомфорта. Строгая, холодноватая Марина Мнишек (Марианна Тарасова) хочет поддаться чувствам, но заставляет себя думать о власти и положении. Да что говорить: сам Борис оказывается в тенетах собственной судьбы сильнее, чем кто-либо другой.

Молодой бас Михаил Казаков успел спеть заглавную партию еще в прежней версии «Годунова». Однако куда интереснее, разумеется, работать в новом спектакле, где образ выстраивается совсем иначе.

И Борис Казакова заслуженно стал смысловым центром истории. По-человечески интересно наблюдать за его душевными трансформациями, за реакциями на испытания – певец отлично отыгрывает их и за счет актерских способностей, и путем голосовых переходов.

Поначалу кажется, что Борис – «чувствительный» царь, сомневающийся. Но вскоре становится очевидно: наипервейшая вещь для него – долг. И все, что делается им, делается ради долга.

Неспроста даже в семейных сценах он не расстается с парадным облачением царя. Умный, в чем-то жестокий человек (сразу вспоминается известная характеристика «татарин, зять Малюты»), Борис ставит перед собой цель: держать страну в порядке.

Власть как таковая его не так сильно интересует. И потому так страшен его финальный слом: не расплата за грех пугает Бориса, а тщетность усилий. Столько стараний приложено, а результат плачевен.

В последней сцене умирающий Борис насильно удерживает на троне перепуганного царевича Федора – и в этом жесте видно истерическое отчаяние человека, не сумевшего оправдать доверие людей и пытающегося хотя бы за счет сына улучшить ситуацию.

Наверное, Большой театр не ставил перед собой задачу выпустить политический спектакль. Однако «Борис Годунов» получился именно таким. Потому что вопросы, задаваемые спектаклем, стоят сегодня перед многими.

И главный из них: можно ли решать глобальные задачи – править государством, распоряжаться серьезными финансовыми и человеческими силами, оставаясь при этом человеком? Как далеко можно зайти в достижении цели? Имеет ли право на эмоциональные проявления «власть имущий»?
Сегодняшний Борис сделал такую попытку.
Заплатил жизнью – но сумел сохранить достоинство.
Не самый плохой пример.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Израиль непублично заверил в непричастности к падению вертолета Раиси
Темы дня

Глобальный Юг перечеркнул формулу Зеленского

Все новые страны мира заявляют о неучастии в конференции по Украине в Швейцарии. Власти России уже многократно указывали на бессмысленность этого мероприятия. Уже известно, что проукраинское собрание в Швейцарии проигнорирует большинство стран БРИКС и ведущих держав Глобального Юга. Почему глобально провалилась «формула мира» Зеленского и что это значит для Запада?

Почему Райффайзенбанк не спешит уходить из России

Один из крупнейших в России банков – «дочка» австрийского Raiffeisen Bank – продолжает работать в стране. Требования уйти из России неоднократно выдвигали США, однако до реальных рестрикций за два года так и не дошло. ЕЦБ тоже не одобряет работу в России, но выгонять австрийский банк из России все же не торопится. В чем уникальность этого банка, что его никто не трогает?

Путин распорядился направить помощь для поиска президента Ирана

Эксперт: Ходорковский намерено разгоняет панику вокруг Харькова и Одессы

Фьюри раскритиковал судей после поражения от Усика

Новости

Установлено точное место падения вертолета президента Ирана

Получен сигнал, позволивший определить точное место падения вертолета президента Ирана Эбрахима Раиси, сообщил командующий силами Корпуса стражей исламской революции в иранской провинции Восточный Азербайджан генерал Асгар Аббас Гализаде.

Стало известно о состоянии здоровья Фицо

Состояние премьер-министра Словакии Роберта Фицо не вызывает опасений, сообщило агентство Reuters со ссылкой на вице-премьера и министра обороны республики Роберта Калиняка.

Во Владимирской области разбился самодельный самолет

В Суздальском районе Владимирской области упал одноместный самодельный самолет, сообщила Приволжская транспортная прокуратура.

Нуланд назвала Харьков «российским городом»

Экс-замгоссекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд в интервью телеканалу ABC News назвала Харьков «российским городом».

Политолог: Диалог России и КНДР выходит на новый уровень

Россия готова к качественному улучшению отношений с КНДР. За последнее время сотрудничество между нашими странами значительно усилилось. От визита Владимира Путина в Пхеньян стоит ожидать большое число экономических и дипломатических прорывов, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Станислав Ткаченко. Ранее в Кремле заявили о подготовке к визиту президента России в Северную Корею.

Саудовский король заболел воспалением легких

В результате медицинского обследования установлено, что король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд заболел воспалением легких, сообщила королевская канцелярия.

Российские войска продолжили наступление в Харьковской области

Подразделения группировки российских войск «Север» продолжают продвижение в глубину обороны Вооруженных сил Украины (ВСУ), сообщили в Минобороны РФ.

Самолет наехал на человека в аэропорту Екатеринбурга

Самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» во время руления в екатеринбургском аэропорту Кольцово наехал на техника, мужчина госпитализирован с травмой ноги, сообщает пресс-служба Уральской транспортной прокуратуры.

Летевший с Раиси имам Тебриза вышел на связь после крушения вертолета

Имам города Тебриз Мохаммад Али Аль-Хашем, который находился на борту вместе с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, выходил на связь после крушения вертолета, сообщил замглавы МИД Ирана Мехди Сафари.

В Кемерове за перестрелку на парковке задержали восемь человек

Конфликт со стрельбой произошел на парковке возле одного из домов Кемерова, задержаны восемь человек, сообщили в ГУ МВД по Кемеровской области.

Лавров прибыл в Казахстан

Министр иностранных дел России Сергей Лавров прибыл в Астану, где пройдет заседание Совета глав МИД стран Шанхайской организации сотрудничества.

В Финляндии допустили частичное открытие границы с Россией

Финляндия рассматривает возможность частичного открытия границы с Россией для возвращения просителей убежища, которые прибыли в страну из России, заявил премьер-министр страны Петтери Орпо в интервью радиостанции Yle Radio Suomi.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?