Культура

14 мая 2007, 20:51

Борис Грозный

Фото: ИТАР-ТАСС

Театр, как наиболее подвижное из искусств, может позволить себе всяческие профессиональные вольности. Здесь довольно часто меняются профессиями и охотно принимают художников из смежных цехов. И что интересно, порой зрелище, сделанное дебютантом в определенной области, оказывается незаурядным, новаторским по смыслу и по стилю.

В театре драматическом таких случаев довольно много; в опере и балете же – единицы. Слишком уж специфичное это дело. Но кто не рискует – тот не выигрывает.

В Большом театре, несмотря на солидный статус, не чураются экспериментов. Скажем, несколько лет назад здесь доверили драматическому режиссеру Деклану Доннеллану балетную постановку.

И спектакль «Ромео и Джульетта» оказался хотя и спорным, но любопытным по решению. А в нынешнем сезоне в Большом появился дебютант-постановщик по части оперы: знаменитый кинорежиссер-интеллектуал Александр Сокуров.

Хорошо забытый клавир

Поклонники киноманеры Сокурова найдут в зрелище немало привлекательного; однако и «простой зритель» получит свою долю впечатлений

«Борис Годунов» для Большого – название не чужое. Долгие годы здесь шел старинный спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского. Новой постановкой театр словно бы совершил ритуал прощания и вышел на новый уровень осмысления известного сюжета.

В первую очередь нынешний «Годунов» интересен с музыкальной точки зрения. Александр Ведерников выбрал вторую авторскую редакцию оперы (всего их существует семь), до этого никогда со сцены не звучавшую – мелодичную, камерную, с множеством как драматургических, так и музыкальных нюансов. Здесь значительно расширена «польская» часть, но нет «народного» финала «под Кромами» (его композитор придумал позже) – опера заканчивается смертью Бориса.

В предыдущем спектакле Большого была использована оркестровка Римского-Корсакова, нарядная, пышная, эффектная и куда более популярная у театров.

Поэтому новый «Годунов» является и неким познавательным актом для публики. Ведерников ведет оркестр ровно, аккуратно, и звучание порой оказывается излишне лаконичным, лишенным эмоций, хотя и очень точным. Такой подход вполне сообразуется с режиссерским решением.

Александр Сокуров и его соавторы, художники Юрий Купер и Павел Каплевич, а также художник по свету Дамир Исмагилов сделали очень красивый спектакль.

Полутона и тени, трехмерные проекции и сдержанный блеск драгоценностей, пугающая глубина окружающей темноты, населенной людьми-призраками. Поклонники киноманеры Сокурова найдут в зрелище немало привлекательного; однако и «простой зритель» получит свою долю впечатлений.

Сокуровский «Годунов» нетороплив, сосредоточен, мрачен – и довольно прост и прозрачен по сути. До мозга костей традиционен – однако нисколько не скучен.

Режиссер не стал переусложнять заданный материал и постарался отнестись к нему с почтением. Есть в «Годунове» и закономерные для дебютной работы нестыковки; происходят они из-за того, что режиссер не всегда точно чувствует музыку, и визуальный ряд может не увязываться со звучанием конкретной сцены. Но сильно придираться почему-то не хочется.

Картины сменяют одна другую, как в кино, плавно перетекая друг в друга. Вот в полумраке видна волнующаяся толпа: народ пришел просить Бориса на царство.

И вдруг из темноты проступают очертания кремлевского крыльца, а с чернью смешиваются нарядные бояре. А старец Пимен начинает арию о «последнем сказанье» не в келье, а на площади – давая понять, что сказанье это свершается в данную минуту.

Вот Борис общается со своим семейством – печальной Ксенией и трогательным Феодором, он задумчив и расслаблен – и в следующей же сцене, разговоре с Шуйским, превращается в жесткого, собранного правителя.

А вот роскошный бал в доме польского воеводы – и кажется, что «сцена у фонтана» происходит на глазах у гостей, проявляющих немалый интерес к происходящему.

Тяжесть шапки Мономаха

Кинорежиссер Александр Сокуров (фото: ИТАР-ТАСС)
Во многих предпремьерных интервью Сокуров говорил, что хочет сделать спектакль о счастливых людях . По просмотре стоит сделать существенную поправку: это спектакль о людях, притворяющихся счастливыми. Главным образом, перед самими собой. Каждый из них идет по пути, который кажется правильным, и старается не думать, куда этот путь в итоге заведет.

Простоватый, темпераментный Григорий Отрепьев (Роман Муравицкий) облачается в чужую личину, отмахиваясь от внутреннего дискомфорта. Строгая, холодноватая Марина Мнишек (Марианна Тарасова) хочет поддаться чувствам, но заставляет себя думать о власти и положении. Да что говорить: сам Борис оказывается в тенетах собственной судьбы сильнее, чем кто-либо другой.

Молодой бас Михаил Казаков успел спеть заглавную партию еще в прежней версии «Годунова». Однако куда интереснее, разумеется, работать в новом спектакле, где образ выстраивается совсем иначе.

И Борис Казакова заслуженно стал смысловым центром истории. По-человечески интересно наблюдать за его душевными трансформациями, за реакциями на испытания – певец отлично отыгрывает их и за счет актерских способностей, и путем голосовых переходов.

Поначалу кажется, что Борис – «чувствительный» царь, сомневающийся. Но вскоре становится очевидно: наипервейшая вещь для него – долг. И все, что делается им, делается ради долга.

Неспроста даже в семейных сценах он не расстается с парадным облачением царя. Умный, в чем-то жестокий человек (сразу вспоминается известная характеристика «татарин, зять Малюты»), Борис ставит перед собой цель: держать страну в порядке.

Власть как таковая его не так сильно интересует. И потому так страшен его финальный слом: не расплата за грех пугает Бориса, а тщетность усилий. Столько стараний приложено, а результат плачевен.

В последней сцене умирающий Борис насильно удерживает на троне перепуганного царевича Федора – и в этом жесте видно истерическое отчаяние человека, не сумевшего оправдать доверие людей и пытающегося хотя бы за счет сына улучшить ситуацию.

Наверное, Большой театр не ставил перед собой задачу выпустить политический спектакль. Однако «Борис Годунов» получился именно таким. Потому что вопросы, задаваемые спектаклем, стоят сегодня перед многими.

И главный из них: можно ли решать глобальные задачи – править государством, распоряжаться серьезными финансовыми и человеческими силами, оставаясь при этом человеком? Как далеко можно зайти в достижении цели? Имеет ли право на эмоциональные проявления «власть имущий»?
Сегодняшний Борис сделал такую попытку.
Заплатил жизнью – но сумел сохранить достоинство.
Не самый плохой пример.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?