Чаще всего это касается Мариинского театра – в нынешнем сезоне оперные номинанты «Фальстаф» и «Поворот винта» гостили в Москве в декабре, а балетные, «Ундина» Пьера Лакотта и подборка балетов молодых хореографов «Новые имена», – в начале марта.
Совсем немного не вписался в рамки еще один номинант, Новосибирский театр оперы и балета: его выступление завершилось буквально за несколько дней до начала основной программы.
Новосибирцы показали одноактный балет «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова в постановке Аллы Сигаловой, обрамленный еще двумя одноактовками – «Come in!» на музыку Владимира Мартынова и «Пульчинелла» Стравинского (оба в постановке Кирилла Симонова), и «Золушку», сделанную тем же Симоновым в соавторстве с дирижером Теодором Курензисом.
Нас пугают, а нам не страшно
Словно во имя оправдания суеверий афиша спектаклей-номинантов выглядит на редкость мрачно
Нынешняя «Золотая Маска» тринадцатая по счету. Словно во имя оправдания суеверий афиша спектаклей-номинантов выглядит на редкость мрачно.
Не по качеству, разумеется, а тематически. Скажем, на шестнадцать названий в категории драматического театра (девять представляют «большую форму», семь «малую») найдется лишь две комедии: «Тартюф», поставленный в новосибирском «Красном факеле» питерцем Андреем Прикотенко, и «Мнимый больной» столичного Малого театра. Остальные работы – одна другой трагичнее.
Однако если говорить о чистоте жанра, то здесь все сложнее. Ибо незадолго до начала фестиваля из афиши выбыло целых три спектакля, соответствующих определению трагедии и по первоисточнику, и по глубине сценических страстей: «Антигона» Театра на Таганке, «Каменный гость, или Дон Жуан мертв» «Школы драматического искусства» и «Мария Стюарт» питерского БДТ.
Два первых сошли с дистанции по желанию постановщиков; третий же повязан обязательствами с Чеховским фестивалем, претендующим на первый показ спектакля в столице. Как бы то ни было, для «Золотой Маски» это существенный урон. Но ничего не попишешь.
Ибо и без выбывших на фестивале будет, что посмотреть. В первую очередь, как всегда, есть смысл охватывать немосковские спектакли.
По части драмы незнакомых коллективов не ожидается, что, быть может, и неплохо. Кто-то выберет для просмотра масштабного «Короля Лира» Льва Додина, кто-то – «Амиго» маленького душевного «Коляда-театра», и никто не прогадает.
Любителям сравнений будет любопытно увидеть две версии знаменитой пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»: страстный, чувственный спектакль МТЮЗа в режиссуре Генриетты Яновской и спокойный, даже стерильный – петербургского «Приюта комедианта» в постановке Михаила Бычкова.
Тех, кто интересуется новшествами в кукольном театре, порадует работа Руслана Кудашова «Вий», сделанная в петербургском Большом театре кукол. Мастер изящных, атмосферных спектаклей, Кудашов неожиданно сочинил изобретательный и по-настоящему страшный хоррор с монстрами и призраками.
Успех спектакля в Петербурге впечатляет: после премьеры Кудашов стал худруком БТК.
Сейчас споют
Гастроли Мариинского театра в рамках фестиваля «Золотая маска» |
Из оперных номинантов стоит обратить внимание на постановку Ростовского Театра оперы и балета «Риголетто» с отличной певицей Ириной Крикуновой в роли Джильды.
Те, кому нравятся модернизированные трактовки, получат удовольствие от «Бала-маскарада» Театра оперы и балета Республики Башкортостан. Режиссер Уве Шварц нарядил героев Верди в солнцезащитные очки и бейсболки, превратил их в пленников модных брэндов, подчеркнул политическую интригу, намертво сплетя с ней интригу любовную.
Поклонникам таинственных сказочных зрелищ стоит посетить спектакль Пермского театра оперы и балета «Синдерелла, или Сказка о Золушке».
А всем без исключения есть смысл увидеть постановку Екатеринбургского театра музкомедии «Figaro». Молодая постановочная команда во главе с режиссером Дмитрием Беловым и художником Виктором Шилькротом перевела знаменитую оперу Моцарта в джазовые ритмы и сделала жанром «интерактивно-оздоровительную игру».
Долой рамки!
Любимцы столичной публики Русский инженерный театр «АХЕ» |
Коллективы подобрались – один к одному: и синтетическое представление «Альфа-чайка» одного из основоположников отечественного contemporary Александра Пепеляева, и лучшие провинциальные коллективы, от виртуозного «Эксцентрик-балета Сергея Смирнова» из Екатеринбурга (спектакль «Выше неба») до Театра современного танца из Челябинска («Она едет на велосипеде»).
К тому же на редкость интересен подбор в номинации «Новация». Здесь и новая работа Антона Адасинского (театр «Дерево») «Кетцаль», и любимцы столичной публики Русский инженерный театр «АХЕ» (их спектакль «Фауст. 2360 слов» уже побывал в столице в рамках фестиваля NET), и трогательный «Донкий Хот» Дмитрия Крымова, и медиаопера «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе» с участием Дмитрия Пригова.
Но и этим, как всегда, «Золотая Маска» не исчерпывается. Во второй раз пройдет выставка «PRO-театр» (на этот раз в помещении «Нового Манежа»), где театры со всей России представят свои проекты.
В Театральном Центре «На Страстном» обоснуется «Goldenmask Club»: здесь будут и выступления музыкальных коллективов, и презентации театральных книг, и фильмы «Кинотеатра ДОК».
Откроется фестиваль спектаклем театра «Берлинер ансамбль» «Карьера Артуро Уи» с первым актером немецкой сцены Мартином Вуттке, показанным в рамках недавно созданной программы «Золотой Маски» «Легендарные спектакли двадцатого века».
А имена лауреатов можно будет узнать 14-го апреля на церемонии закрытия, которая пройдет в Музыкальном Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.