«Я не большой поклонник мероприятий такого размаха, как летний Зальцбургский фестиваль, – они похожи на супермаркет. В том же Зальцбурге мне скорее по душе Пасхальный фестиваль или Неделя Моцарта» – так говорил знаменитый дирижер Роджер Норрингтон, беседуя с московскими журналистами минувшей весной.
Патриарх с нами
В этом перечне блистательных имен ярче других сияет имя Пьера Булеза – легендарного дирижера и композитора, патриарха современной музыки
Заинтригованный словами прославленного маэстро, автор этих строк взялся проверить на месте, выдерживает ли Неделя сравнение с Зальцбургским фестивалем.
В отличие от последнего, Неделя Моцарта не замешана так густо на туризме и практически лишена такой несомненной коммерческой приманки, как опера. На супермаркет этот фестиваль непохож – скорее на музыкальный магазин вполне обозримых масштабов, который, однако, предлагает товар лишь высшего качества и идет в ногу со временем.
Неделя Моцарта существует более полувека – с 1954 года, но до недавнего времени в ее программах преобладали сочинения Моцарта и других классиков прошедших эпох; лицом к современной музыке фестиваль стал поворачиваться лишь теперь.
В этом году его программа почти наполовину посвящалась произведениям композиторов ХХ века: несколькими опусами были представлены Арнольд Шенберг, Бела Барток, Дьердь Лигети, Оливье Мессиан и другие мастера. Ежедневные утренние и вечерние концерты в разумной пропорции сочетали музыку последнего столетия с симфониями Гайдна, фортепианными концертами Бетховена, квартетами Моцарта.
С поправкой на то что Неделя Моцарта все же вчетверо короче летнего Зальцбургского фестиваля, состав музыкантов, украшающих своим искусством зимний форум, ничуть не менее представителен. В этом году здесь были дирижеры Николаус Арнонкур и Марк Минковски, пианисты Андраш Шифф и Ефим Бронфман, скрипач Томас Цеетмайр, духовики Эммануэль Паю и Франсуа Леле, Венский филармонический оркестр и ансамбль Concentus Musicus Wien плюс многие другие.
Особо следует сказать об исполнителях и коллективах, специальностью которых является в первую очередь XX и даже XXI век: ансамбли Klangforum Wien и Arditti Quartet, пианист Пьер-Лоран Эмар, гобоист Хайнц Холлигер и дирижер Сильвен Камбрелен.
Однако даже в этом перечне блистательных имен ярче других сияет имя Пьера Булеза – легендарного дирижера и композитора, патриарха современной музыки. На второй день фестиваля он продирижировал Венским филармоническим оркестром, а позже – знаменитым ансамблем Intercontemporain, который создал более тридцати лет назад.
Шенберг под гитару
Булез не устает подчеркивать, что сочинительство для него всегда было и остается на первом месте |
К тому, что в мире лучше знают Булеза-дирижера, нежели Булеза-композитора, маэстро относится с пониманием: «То же самое было с Малером, хотя никаких сравнений, разумеется, я не подразумеваю».
И если эту параллель все же можно счесть нескромной, то в своих выступлениях на Неделе Моцарта Булез и капли нескромности не проявил: на две концертные программы пришлась лишь одна написанная им пьеса длиной пять минут.
Более того, он с видимым удовольствием продирижировал оркестровым сочинением Armonica 33-летнего Йорга Уидманна – налицо преемственность композиторских поколений. В программе в тот вечер были также Барток и Моцарт, а двумя днями позже Булез пригласил публику на вечер серенад в исполнении Ensemble Intercontemporain.
Ансамбль, который уже давно стал примером для многих музыкантов во всем мире, когда-то был одним из первых в своем роде. Подобно многочисленным оркестрам и ансамблям, исполняющим классический репертуар, Булез задумал собрать состав, который профессионально занимался бы исполнением и пропагандой современной музыки.
Сегодня в Intercontemporain более тридцати участников, каждый из которых является первоклассным солистом. Специализируясь на ХХ веке, ансамбль может превосходно играть и классический репертуар; это подтвердил концерт, состоявшийся под управлением Булеза и открывшийся серенадой Моцарта для октета духовых инструментов.
У Моцарта немало самых разных серенад – они могут иметь вид и изящного дивертисмента («Маленькая ночная серенада»), и многочастного сочинения с целым скрипичным концертом внутри («Хаффнер-серенада»). Однако опус KV 388 – единственная из серенад Моцарта, написанная в миноре, – по сути является настоящей симфонией и не уступает знаменитой Сороковой, хотя и исполняется составом всего лишь из восьми человек.
Лаконичная пьеса Булеза Derive I согласно его собственному комментарию служила для перехода от серенады Моцарта к серенаде Лучано Берио, хотя от Моцарта и Булез, и Берио далеки в равной степени.
Впрочем, эти любопытные сочинения начисто затмила серенада Шенберга, прозвучавшая во втором отделении. Хотя когда-то Булез написал статью «Шенберг мертв», позже он стал одним из самых преданных интерпретаторов музыки основателя Новой венской школы. Серенада, по мнению Булеза, последнее сочинение Шенберга, в котором тот творил свободно и с чувством юмора.
Действительно, несмотря на кажущуюся строгость музыкального повествования, сам инструментальный состав (скрипка, альт, виолончель, кларнет, бас-кларнет плюс гитара и мандолина) настраивает на не слишком серьезный лад и напоминает о народной музыке.
В серенаде едва ли есть мелодии, которые можно было бы напеть, однако это на редкость изящное и красивое сочинение, прозвучавшее в контексте Недели Моцарта исключительно уместно. А удивительнее всего то, с каким интересом – словно в первый раз – Булез дирижирует и Моцартом, и Шенбергом в свои без малого 82 года.