Подпольщики, получив указание из какого-то «центра», решаются поднять восстание и захватить Одессу. Но коварный план раскрыт подполковником Гоцманом (Владимир Машков), угрозыском и контрразведкой. Фашистов, терроризировавших город, перестреляли и пересажали. Для человека, который знает отечественную историю хотя бы в пределах школьного курса, этого вполне хватит, чтобы написать разгромную рецензию.
Перечитывая заново
Публика – дура, ей «мыло» важнее искусства. Лучшее время и выделили этому самому «мылу
Давайте вспомним историю и мы с вами. В феврале 1944-го абвер (военная разведка и контрразведка гитлеровской Германии) был ликвидирован, его начальник адмирал Канарис арестован и через год повешен.
Одессу советские войска освободили 10 апреля 1944-го.
Германия капитулировала 8 мая 1945-го.
Что же делали агенты давно разогнанного абвера в советской послевоенной Одессе? Кому они служили? Германии, в то время разделенной державами-победительницами на оккупационные зоны? Призраку национал-социализма? Вызывали дух Гитлера из царства теней и получали от него руководящие указания?
С Америкой у одесского подполья связей тоже быть не могло. Холодная война только-только начиналась, и у американцев в Советском Союзе не было хоть сколько-нибудь серьезной агентуры.
Зачем в голову сценаристам пришла несчастная мысль об антисоветском подполье и тем более о восстании?
Комический герой старой советской оперетты спрашивает комического же атамана: «А есть ли у тебя какая ни на есть программа?» Даже у опереточного атамана что-то вроде политической программы нашлось.
Программа же «фашистов» не ясна. Академик с грехом пополам поясняет цели восстания: 1) подорвать авторитет командующего Одесским военным округом маршала Жукова; 2) поднять восстание на Украине.
Ну и что из этого? Нагадить маршалу Жукову лично? И без того маршал в опалу попал, а тут еще фашистские недобитки пятном на репутации. Допустим, Жукова Академик и Ко ненавидят как воплощение советской власти, но что за восстание они собрались поднимать?
В 1946 году на Украине и в самом деле шла война, но не под Одессой, а в Карпатах. Там украинские националисты сражались против советской власти, против коммунистов и против ненавистной Москвы.
Однако люди Академика на бандеровцев или на литовских «лесных братьев» никак не тянут, да и Одесса никогда не слыла городом «украинским». Морской порт, где жили греки, евреи, русские, украинцы, поляки, турки и еще черт знает кто, всегда был чужд национализма.
Любопытно, что одесское подполье должны поддержать какие-то повстанцы, которые «прячутся в лесах». Что сценаристы не знают истории, нам уже понятно, теперь, оказывается, они не знают и географии.
Это какие такие «леса» они обнаружили в окрестностях Одессы? В Одессе есть скверы, парки, бульвары. В окрестностях можно найти заросли кустарника, но никаких «лесов» там сроду не было.
Впрочем, возмущаться бессмысленно. Сценаристы менее всего думали об исторической достоверности. Они попытались создать детектив с элементами боевика или боевик с элементами детектива, чтобы зритель не заскучал, а покопаться лишний раз в справочной литературе, поразмышлять – времени не хватило. Куем железо, не отходя от кассы.
«Место встречи…– 2»
Две первых серии «Ликвидации» и в самом деле показались ремейком |
«Продюсеры дали мне установку создать новое «Место встречи», – призналась Зоя Кудря, сценарист «Ликвидации».
Пагубная страсть к ремейкам испортила не один телепроект. Объявить сериал ремейком суперпопулярного фильма, давно разошедшегося на цитаты, ставшего неотъемлемой частью нашей жизни, – это прием столь же соблазнительный, сколь и проигрышный.
Интерес к показу обеспечен. Но обеспечен и скорый провал, потому что Машкову не переиграть Высоцкого, потому что фильму не избавиться от клейма вторичности, потому что зритель слишком любит тот, легендарный фильм.
Две первых серии «Ликвидации» и в самом деле показались ремейком. Главный герой – энергичный, исключительно харизматичный начальник отдела по борьбе с бандитизмом, невысокий, в кепке, «свой» в среде уголовников.
Ощущение дежавю еще долго не покидало меня. Испорченные хлебные карточки, ребенок – свидетель преступления, погоня на грузовиках, неуловимый преступник в офицерской форме, концерт перед киносеансом – пышнотелая солистка исполняет шлягер. Где-то я уже это все видел…
Но постепенно ощущение дежавю исчезло. Чем дольше я смотрел «Ликвидацию», тем меньше находил общего с культовым фильмом Станислава Говорухина.
Отдадим должное режиссеру, сценаристам, актерам: на поводу у продюсеров они не пошли. То есть пошли, но немножко, самую малость. Давид Маркович Гоцман – все-таки не Глеб Жеглов. Владимир Машков преодолел в себе Высоцкого.
Суперагент контрразведки и товарищ Гоцмана вовсе не похож на Володю Шарапова. Нет ничего общего между Академиком и горбатым. Чекан – романтический герой. Никак он не тянет на сравнение с ловким и беспринципным блатарем Фоксом.
«Место встречи» и «Ликвидация» вообще относятся к разным жанрам. Станислав Говорухин снял реалистичный фильм о работе угрозыска. Это не значит, что в том кино все было «как в жизни», но установка на жизнеподобие присутствовала, а режиссеру удалось сделать художественный вымысел более достоверным, чем сама жизнь.
Создатели «Ликвидации» думали вовсе не о жизнеподобии. Они думали о рейтинге, поэтому напичкали сериал погонями, драками, перестрелками, противостояние Гоцмана с Академиком окончилось голливудской «финальной схваткой». Все это, как и полагается, завершили хеппи-эндом. Ура!
И все-таки, «Ликвидация» – провал или удача? Судя по рейтингам – удача несомненная. От ОРТ «Россия» никак не отстает. Был у Первого канала козырь – «Преступление и наказание» Владимира Светозарова. Редкая, удивительная удача, не менее значительная, чем ставший уже классическим «Идиот» Владимира Бортко.
Но руководители телеканала посчитали, что «Преступление и наказание» – вещь слишком сложная. Публика – дура, ей «мыло» важнее искусства. Лучшее время и выделили этому самому «мылу» («Личная жизнь доктора Селивановой»), а экранизацию Достоевского поставили ближе к ночи.
Канал «Россия» отвел «Ликвидации» лучшее время, подготовил зрителя ненавязчивой, но яркой рекламой. Так что, если перефразировать слова телеобозревателя Ирины Петровской, «Россия» свой шанс на «Ликвидацию» не упустила.
На скорую руку
Фильм Сергея Урсуляка был снят поспешно и небрежно. Сценаристы постарались впихнуть в сюжет как можно больше событий (чтобы зритель не заскучал), но палку явно перегнули.
Запутался не только зритель. Запутались и сами сценаристы. У меня сложилось впечатление, что Кудря и Кореньков свой сценарий даже не перечитывали.
Угрозыск, контрразведка и МГБ перепутаны. Жуков путает понятия МГБ и контрразведка. То есть, конечно, не Жуков их путает, путает артист Меньшов с подачи режиссера и сценаристов.
В одной из сцен офицер представляется Жукову: старший следователь МГБ.
Через несколько минут в кадре: «НКВД СССР: Управление милиции г. Одессы».
Этого быть не могло. Румынские власти позаботились, чтобы она исчезла в первый же день оккупации. Почему же табличка висит на здании управления в 1946 году, когда ни НКВД, ни какого-либо еще народного комиссариата в Советском Союзе не осталось.
Можем пофантазировать: в 1944 году Одессу освободили части 3-го Украинского фронта. В городе восстановили советскую власть, воссоздали и советскую милицию. От бедности великой нашли на помойке старую табличку, пролежавшую там все три года оккупации, да на здание и прикрутили. Возможно ли такое? Полагаю, что нет.
В первой серии опять висит табличка: «командующий Одесским военным округом». В последних сериях речь идет уже о каком-то Юго-Западном округе. Переименовали округ? Так быстро? И зачем?
В первой серии с Гоцманом после рискованной операции приключился гипертонический криз. Казалось бы, тема болезни Гоцмана должна как-то развиваться. Ружье заряжено, надо стрелять. Ну, допустим, Гоцман, одолев всех врагом и замочив главаря фашистских диверсантов Академика, погибает от сердечного приступа. Или что-нибудь в этом роде.
Но сценаристы это ружье позабыли… Так и висит до сих пор.
А напоследок вернемся к старому советскому сериалу. Владимир Меньшов, сыгравший в «Ликвидации» маршала Жукова, в интервью заявил: «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация» – фильмы одного уровня».
Я не согласен с Меньшовым. Для меня сериалы делятся на три категории. Одни смотреть нельзя ни в коем случае (они пагубно влияют на умственное развитие и вкус). Другие можно посмотреть один раз. Третьи хочется пересматривать вновь и вновь. К первой относятся «Обреченная стать звездой», «Не родись красивой» и т.п. К последней – «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны», «Идиот», «Преступление и наказание».
«Ликвидация» для меня – сериал второй категории. Нормальное развлекательное кино, не более.