Культура

14 декабря 2007, 09:30

Моцарт и Сальери в одном лице

Фото: museum-online.ru

Выставка эта провоцирует, как и было задумано устроителями, на попытку отстраниться от стереотипов восприятия знаменитого художника как «верстового столба русской пейзажной живописи», «царя леса», «лесного богатыря». Но и одновременно – отстраниться от восприятия Шишкина как родоначальника русского пейзажного китча и посмотреть его картины как бы заново.

Канон

Обескураживает уже первая открывающая ретроспекцию картина «Вид в окрестностях Петербурга» (1956) – картина аккуратненькая и мастеровитая: мостик, прудик, травка, темные деревья по краям и освещенная поляна вдалеке, лошадь с телегой, на телеге пейзанин в шляпе.

Но вот парадокс – чем точнее переносится деталь, жившая на рисунке, тем мертвее она на холсте

Почувствовать в этой работе будущего серьезного художника, на мой взгляд, невозможно. Возраст (24 года), статус (студент), стартовая ситуация (сын елабужского купца, почти самоучка – закончил только четыре класса гимназии) ничего не объясняет – русские художники тогда взрослели быстро, 20-летние Александр Иванов или Федор Васильев были оригинальными мастерами.

Шишкин же – ремесленник. Не более того. Но – даровитый. И очень упорный. Видно, как от работы к работе овладевает он ремеслом.

Процесс этот завершает он в Германии, освоив стилистику канона тогдашней немецкой пейзажной живописи.

Картина, сделавшая его на родине академиком, называлась «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865): на первом плане поляна, камни, трава, далее по центру – группа деревьев, за ней бескрайние дали лесов и полей, небо с облаками, подсвеченные солнцем, ну а близко к зрителю – немецкие пастушки, далее в тени деревьев стадо, слева за пригорком крышами отмечена деревня и т. д. (речь не об авторской копии, выставленной в Третьяковке, а о холсте из Русского музея).

Композиция выверенная, позволяющая гармонизировать множество планов и мотивов. Шишкин – ученик даровитый. В этом полотне уже видны фирменные приемы композиции его будущих панорамных пейзажей – это чтобы в центре холста что-нибудь могуче зеленело, дуб или группа сосен, и чтобы над ними открывался пейзаж неимоверной глубины, и чтобы неба побольше и облака повеличественней, ну и масса деталей и подробностей, веточек, травинок, летящих птичек и проч.

Что-то вроде театральной массовки, в которой природа рассказывает про себя. К таким композициям Шишкин будет прибегать до старости – один из последних монументальных пейзажей его «Кама близ Елабуги» (1895) сработан по тем же лекалам: огромные сосны справа, образующие бор, разъезженная дорога, ворота, а за ними – «бескрайние леса» и «богатырская река» до горизонта.

Сюжет противостояния

Но что-то мучило Шишкина как художника по возращении на родину.

Ему как будто тесно в опрятненькой стилистике немецкого канона.

И он начинает свой поиск.

Одним из первых его полотен – заявок «на Шишкина» стала «Рубка леса» (1867) – могучее и по размерам, и по количеству нарисованного на нем полотно, то есть неимоверное количество очень подробно и очень правдиво изображенных муляжей.

Муляж огромного пня в центре, муляж поваленной сосны и множество муляжей и муляжиков разнообразных деревьев, должных образовывать густой лес, а также муляжи куницы, мухомора, мужичков с пилой над поваленным деревом и т. д.

Полотно почти эпическое, «картина рассказывающая». Крамской назовет эту живопись «объективной», попозже хладнокровные искусствоведы определят эту «объективность» как «натурализм». То есть вместо «живо» – «натурально».

Вот во что уперся Шишкин: как правдоподобное сделать живым. Как сделать – пользуясь опять же определением Крамского – изображение «не только травой, водой, светом, но и душой».

И Шишкин ищет способы. Для чего он, как Сальери, пытается разъять музыку (природу) как труп. Он стремится к предельной достоверности – без устали зарисовывает детали, собирает гербарии, овладевает диковинным по тем временам ремеслом фотографа.

Но вот парадокс – чем точнее переносится деталь, жившая на рисунке, тем мертвее она на холсте. Многофигурные, то бишь многостволовые, композиции по-прежнему отдают муляжностью.

Мучительны попытки завязать сотни точно схваченных деталей в художественный образ – художник пытается сделать это с помощью какого-нибудь эффектного приема, скажем, луча солнца, когда часть картины вроде как высвечена, а все остальное, так же тщательно проработанное, опускается в тень.

Или контрастом белого и черного – заснеженного поваленного дерева на фоне темных стволов елового леса; или пронзительной яркостью закатного неба, на фоне которого силуэты деревьев образуют что-то вроде эффектного театрального задника.

Или с помощью сверхэкзотического мотива что-нибудь вроде трех голых искривленных ветром сосен с выветренными корнями, которыми они, как клешнями краба, цепляются за ядовито-желтый песок.

Но чаще всего тянет его на всю ту же «бескрайность просторов» и могутность какой-нибудь сверхсосны на первом плане. То есть опора на эффекты чисто внешние, повествовательные.

То, чем занимается он в живописи, становится, по сути, неимоверно подробной живописно проработанной инвентаризацией растительного мира. Но поражает напор этой работы. Интенсивность.

Что им движет?

Может быть, присутствие рядом таких художников, как Федор Васильев, без видимых усилий выдающих работы уровня «Оттепели», или несчастного Саврасова с его гениальными «Грачами» (имеется в виду небольшой холст, висящий в Третьяковке, а не школьные репродукции)?

Может быть.

Но, скорее всего, инстинкт настоящего художника, который живет в нем. На этой выставке впервые широко представлена графика Шишкина. Парадоксально, но в подготовительных штудиях, в рабочих зарисовках с натуры, в офортах Шишкин почти всегда – художник.

Там он без видимого напряжения достигает того, что не дается ему в больших картинах. Возможно, его раскрепощает условность техники или отсутствие необходимости выглядеть «прогрессивным художником».

И эта ситуация обозначилась уже в молодости: «Этюд бычка» (1863), сделанный к картине «Стадо под деревьями» (1864), – живопись, а сама картина – искусное ремесло.

Преодоление

Дух захватывает, когда, двигаясь от работы к работе, втягиваешься в этот сюжет противостояния ремесленника и художника. Кто кого?

Сумеет или нет?

Сумел. Картина-этюд «Пасека» (1882) – все вроде то же самое, но – живое. Шишкин дотянулся до себя. Автору «Пасеки» уже 50, то есть как минимум четверть столетия потратил он на это полотно.

Нет, это не означало, что после «Пасеки» он освободился от «натуральности». «Живое» и «натуральное» будет соседствовать в его работах до самой смерти. Но меняется соотношение.

Все чаще холсты пейзажно-инвентаризационные, оформленные в пафосную – «богатырская природа» для «богатырского народа» – композицию, сменяются скромными на первый взгляд работами, в которых он – художник.

Работами, в которых Шишкин из Сальери превращается в Моцарта, – «Сосны, освещенные солнцем» (1886). Или «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф» (1889), или этюд «Дубы. Вечер» (1887) и так далее.

Более того, к 90-м годам Шишкин нащупывает собственный путь к тому языку, которым заговорит русская живопись на рубеже веков в работах Коровина, Жуковского, молодого Юона и Грабаря, – импрессионистические эффекты (обозначенные уже в «Пасеке») становятся живописной органикой его поздних работ: «На даче» (1894), «Поляна (Лесная полна)» (1897) и др.

Вот неожиданный сюжет, предложенный этой выставкой, – сюжет творческой жизни художника, однажды сказавшего так: «Работать! Работать ежедневно… Нечего ждать пресловутого «вдохновения»… Вдохновение – это сама работа!»

В контексте судьбы художника Шишкина звучит немного двусмысленно, но – имел право.

Текст: Сергей Костырко

Вам может быть интересно

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов