Культура

30 ноября 2007, 09:33

Дмитрий Гутов: "Игнорирую агрессивную реальность"

Фото: guelman.ru

Столкнувшись на вернисаже номинантов на премию Кандинского с Дмитрием Гутовым, грех было не взять интервью у него – одного из самых влиятельных художников современного искусства.

Разговаривали мы возле его инсталляции, представляющей собой каркасы сеточных «советских» заборов, где в металле были выполнены копии рукописей Карла Маркса, Бетховена и дзенского мастера Сенгая. В своем произведении Гутов отразил мировую тенденцию сближения Востока и Запада. Как сказали бы в СССР: «Это пропаганда лучших образцов западной и восточной мысли». Очень по-гутовски!

От обычного просмотра так же трудно впасть в экстатическое состояние, как сочинять гениальную музыку. Мало кто на это способен…

Объяснить, какую линию художник считает магистральной в своем творчестве, Дмитрий отказался, предложив заняться этим мне. Что ж, попробую.

Сфера Гутова – интеллектуальное пространство, эстетический анализ. Чтобы ни изображал художник, все предметы на его холстах являются в мощном и резком свете интеллекта.

Его полотна – это одноцветный фон (красный, бежевый, синий), где «всплывает» какой-нибудь объект (или изречение). Это бренды – символы 60-х или портреты гигантов мысли: Маркс, Ленин, Толстой. Фрейд в его галерее отсутствует, вероятно, в силу буржуазного происхождения, отвергаемого художником-марксистом. А жаль, ведь «венский обманщик» – это Маркс в области психики.

У Дмитрия в картинах задействован весь фрейдистский набор: девушки в плейбойских позах и обезьяны. Однако чтобы ни изображал художник, хоть грейпфрут с чесноком, он дает их буквально двумя-тремя штрихами. Но весьма точными, в чем проявляется сила его таланта.

Детство художника пришлось на 60-е, соответственно, он впитал в себя светлую социалистическую эстетику тех лет. Идеалы: гуманизм, наука, студенчество. Торжество марксистко-ленинской идеологии в ее праздничной, оттепельной ипостаси. Маятник свободы качнулся влево: государство временно выпустило его из своих каменных дланей – в пользу трудящихся. Бытие – словно в гайдайской киноновелле о Шурике «Наваждение».

Наваждениям свойственно проходить – уже в 70-х романтики поубавилось, поскольку держава «оправела», и марксистские принципы снова обрели твердость незыблемых канонов. Чем дальше, тем больше они входили в противоречие с «расцветом застоя», поскольку «мелкобуржуазные» собственнические интересы все более «разъедали» государство. Окончательно страна Советов сдалась буржуазным ценностям в конце 80-х, вплоть до своего окончательного распада в 1991.

Гутов взял на вооружение чувство ностальгии (без сентиментальности) по советской романтике и принципы марксистской этики, сформулированные искусствоведом и философом Михаилом Лифшицем(1905–1983). Тот остроумно клеймил и «консервную банку Уорхола», и «бесформенные кляксы, штрихи и таинственные запятые Джексона Полока и де Кунинга». В «безобразиях» поп-арта и американского абстрактного экспрессионизма он видел «происки капитала». Только он не объяснил в трактате «Кризис безобразия»: зачем «хорошо организованному бизнесу» обязательно навязывать безобразное, а не, допустим, прекрасное? Хотя ответ крылся даже в этимологии названия книги: слово «безобразие» значит без образа, без Лика, без Божества.

В представлении интеллектуала, человек – венец природы, ее вершина. Значит, аналитический взгляд возможен только вокруг оси или вниз, к инстинктам (Маркс, Фрейд). И здесь надо сделать различие между просветлением и просвещением.

Просветление – духовное знание о Небе. Просвещение – знания, полученные в результате научного образования. Первое достается путем духовных поисков, прозрений, второе – открытиями интеллекта, логики. Но интеллект, опираясь исключительно на логику, зачастую оказывается в западне. Так было с Гутовым на знаменитой выставке «Верю» Олега Кулика.

Марксист Гутов сделал увеличенные стопы «Мертвого Христа» (1506) Андреа Монтеньи, желая, вероятно, произвести антирелигиозное впечатление их натуралистическим видом. Ожидалась реакция как у Достоевского в Базеле на полотно «Мертвый Христос» (1521) Гольбейна-младшего: «От нее вера скорее может пропасть».

Однако случился обратный эффект. Эти огромные стопы с ранами от гвоздей вызывали у посетителей легкий трепет. Как отметили многие критики, в сравнении со «Стопами» другие произведения выглядели убого. И символический ряд выстраивался любопытный: вся выставка «Верю» – под пятой мертвого Христа. Дескать, воскрешение искусства – впереди.

У Гутова, ведомого интеллектом, последнее слово всегда остается за интуицией. И в этом он истинный художник.

В высказываниях интеллектуала Екклесиаста отрицание смысла жизни перед всесильностью времени тоже противоречит самой идее религии. Но зачем-то они есть в Библии? Да и его имя время пощадило. Может в этом царе та же сила: обратного эффекта?

– Вы сделали работу на стыке Востока и Запада?
– Я бы не стал рассуждать такими космическими категориями. Я не вижу разницы между Бетховеном, Марксом и китайской каллиграфией.

– Тогда можно было сделать одинаковые вещи, а подписать разными фамилиями.
– Не до такой степени. Есть легкие девиации (отклонения).

– Многометровые «Времена года» Дубосарского и Виноградова с кучей процитированных персонажей показали, что постмодернизм исчерпан. Что дальше?
– Вы от меня ждете интеллектуального ответа? К художнику бесполезно обращаться с этими вопросами. Эти вопросы к критикам, искусствоведам.

– Хорошо, переиначим вопрос: есть что-то вам близкое у других художников? Кто вам любопытен сегодня?
– Оля Чернышева. Она делала фото с советскими старыми заборами. Мне близко ее настроение: спокойное всматривание в обыденную жизнь.

– Чернышева человечна в своем творчестве. А здесь процентов семьдесят античеловечно – агрессивный рекламно-коммерческий месседж.
– Да, но что от меня требуется?

– Вы как-то боретесь с этим на своем художественном уровне?
– Я не настолько безумен, чтобы бороться с реальностью. Я ее игнорирую.

– А она вас?
– Это происходит к взаимному удовольствию.

– Есть некая агрессивная реальность, а Гутов ее этим «Забором» отделяет от себя?
– Теоретически можно представить как угодно.

– Вы сказали, что все эти такие разные гении говорят об одном и том же. О чем?
– Меня интересует экстатическое состояние. Когда эмоционально-интеллектуальный настрой настолько зашкаливает, что движение руки приобретает особый характер, словно кистью художника что-то водит.

– Что-то или кто-то? Высшие силы?
– Я не оперирую такими терминами. Но в смысле передачи экстатического состояния рукописи Маркса, Бетховена или Сенгая – похожи.

– Так вы построили «экстатический забор»?
– Можно сказать и так.

– Случайный человек, забредший на площадку, огороженную таким забором, может впасть в состояние экстаза?
– От обычного просмотра так же трудно впасть в экстатическое состояние, как сочинять гениальную музыку. Мало кто на это способен.

– И все же есть методы?
– Один из них – психотехника, которая описана во всевозможных монашеских практиках.

– В восточных?
– Не только. Что касается православия, это исихазм – главное наше духовное движение XIV–XV веков. Молитва, концентрация, работа с дыханием.

– Ваше творение – подсобный предмет для медитации?
– Я бы не сказал. Для медитации человек может использовать всё что угодно: камень, ветку, гору.

– Какой у вас был критерий, чтобы сказать: работа готова?
– Нужно было, чтобы это было похоже на забор, который я видел – такой хороший, старый, советский.

– Давно вы его видели?
– Я регулярно хожу смотреть заборы. Это у меня такая практика.

– Вы считаете, что в этом ностальгическом заборе есть какой-то посыл из советской поры?
– Что значит посыл? Там есть – в рисунке его структуры – некая составляющая, в которой можно, к примеру, разглядеть пейзаж.

– Но сам забор ассоциируется больше с чем-то безобразным.
– У кого как.

– Зоны отделялись заборами, всякие закрытые территории.
– Вы подходите к нему литературно, а я – визуально. Для меня это живописно-графический объект.

– Согласен: можно воспринимать его только как эстетическую единицу. Но есть и психологический момент: находиться в окружении забора или наоборот – он куда-то не пускает. Вы «внутри» или «снаружи»?
– Это вне моих размышлений. Иду – вижу забор. Мне понравилось, как он сплетен, как проржавело железо. То, что можно представить вокруг произведения, – не моя область.

– Вопрос из вашей области – современного искусства: на что премия Кандинского может повлиять? Вырастет ли интерес к российскому СИ в мире?
– Мир – слишком большая штука. А для России, конечно, это важнейшее событие.

– Дмитрий Врубель мечтает, чтобы были столкновения одной художественной группы с другой, дабы в обществе поднималось побольше шума. А вообще влияют ли своим творчеством художники друг на друга?
– Естественно, драка привлекает внимание. Но если серьезно, то здесь в основном, представлены зрелые мастера, их манеры давно сформированы и на них никто уже не может повлиять.

– Значит, забронзовев, они внутренне перестали развиваться?
– Может быть.

– А вы себя относите к сформированным или развивающимся?
– Я уже двадцать лет не меняюсь. И не вижу в этом нужды.

– Однако вы работаете почти во всех жанрах: живопись, инсталляция, видеоарт. Какая основная идея проходит через все ваши творения?
– Ребята, мне не платят, чтобы я ее определял. Вот вы и сформулируйте.

– У вас в картинах предметы то ли появляются, то ли исчезают – в свете интеллекта. Но всё – призрачно. Это же ощущение от тонкой сетки забора. У вас позиция Екклезиаста: всё суета?
– Да! Мне он очень близок!

– Вот видите, мы определили, кто двигает вашей кистью?
– Согласен. Здесь что-то есть.

Текст: Константин Рылев

Вам может быть интересно

Путин назвал приоритеты ОДКБ
Темы дня

Суд в Донецке определит ключевых военных преступников Украины

Политическое и военное руководство Украины обвинили в геноциде мирного населения Донбасса. В опубликованном Генпрокуратурой РФ списке фигурируют бывший президент, экс-министры, действующие командующие и высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов, это создает правовую основу для будущего суда и может сыграть важную роль в переговорном процессе.

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео с пьяной танцующей подругой

Кнутов объяснил значение освобождения Новоданиловки

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

На побережье Японии объявлено предупреждение о цунами после землетрясения

Первая волна цунами высотой 40 сантиметров была зафиксирована на северо-восточном побережье Японии? ожидается подход более высоких волн.

10Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Юрист назвал размер штрафов за проживание не по месту регистрации

Адвокат Евгений Гибудуллин из бюро «МУР» предупредил: за несоответствие места жительства адресу регистрации предусмотрены серьезные санкции.

Путин сообщил о росте до миллиона рублей необлагаемых выплат работающим родителям

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент России Владимир Путин объявил о введении с 1 января 2026 года увеличенной суммы выплат сотрудникам при рождении ребенка, которые не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами.

В Москве представили МРТ-совместимый кардиостимулятор

В Москве стартовала «Российская неделя здравоохранения», одним из главных экспонатов которой стал первый отечественный МРТ-совместимый электростимулятор Apollo MRI, предназначенный для пациентов с тяжелыми формами аритмии.

Аш-Шараа рассказал о контактах оппозиции Сирии с Москвой после падения режима Асада

В документальном фильме телеканала Al Jazeera президент Сирии Ахмед аш-Шараа рассказал, что после того как повстанцы во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России) заняли западную часть Алеппо в конце ноября 2024 года, Россия отправила им послание.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Суд вернул порт Туапсе государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру порта Туапсе, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов