Культура

30 ноября 2007, 09:33

Дмитрий Гутов: "Игнорирую агрессивную реальность"

Фото: guelman.ru

Столкнувшись на вернисаже номинантов на премию Кандинского с Дмитрием Гутовым, грех было не взять интервью у него – одного из самых влиятельных художников современного искусства.

Разговаривали мы возле его инсталляции, представляющей собой каркасы сеточных «советских» заборов, где в металле были выполнены копии рукописей Карла Маркса, Бетховена и дзенского мастера Сенгая. В своем произведении Гутов отразил мировую тенденцию сближения Востока и Запада. Как сказали бы в СССР: «Это пропаганда лучших образцов западной и восточной мысли». Очень по-гутовски!

От обычного просмотра так же трудно впасть в экстатическое состояние, как сочинять гениальную музыку. Мало кто на это способен…

Объяснить, какую линию художник считает магистральной в своем творчестве, Дмитрий отказался, предложив заняться этим мне. Что ж, попробую.

Сфера Гутова – интеллектуальное пространство, эстетический анализ. Чтобы ни изображал художник, все предметы на его холстах являются в мощном и резком свете интеллекта.

Его полотна – это одноцветный фон (красный, бежевый, синий), где «всплывает» какой-нибудь объект (или изречение). Это бренды – символы 60-х или портреты гигантов мысли: Маркс, Ленин, Толстой. Фрейд в его галерее отсутствует, вероятно, в силу буржуазного происхождения, отвергаемого художником-марксистом. А жаль, ведь «венский обманщик» – это Маркс в области психики.

У Дмитрия в картинах задействован весь фрейдистский набор: девушки в плейбойских позах и обезьяны. Однако чтобы ни изображал художник, хоть грейпфрут с чесноком, он дает их буквально двумя-тремя штрихами. Но весьма точными, в чем проявляется сила его таланта.

Детство художника пришлось на 60-е, соответственно, он впитал в себя светлую социалистическую эстетику тех лет. Идеалы: гуманизм, наука, студенчество. Торжество марксистко-ленинской идеологии в ее праздничной, оттепельной ипостаси. Маятник свободы качнулся влево: государство временно выпустило его из своих каменных дланей – в пользу трудящихся. Бытие – словно в гайдайской киноновелле о Шурике «Наваждение».

Наваждениям свойственно проходить – уже в 70-х романтики поубавилось, поскольку держава «оправела», и марксистские принципы снова обрели твердость незыблемых канонов. Чем дальше, тем больше они входили в противоречие с «расцветом застоя», поскольку «мелкобуржуазные» собственнические интересы все более «разъедали» государство. Окончательно страна Советов сдалась буржуазным ценностям в конце 80-х, вплоть до своего окончательного распада в 1991.

Гутов взял на вооружение чувство ностальгии (без сентиментальности) по советской романтике и принципы марксистской этики, сформулированные искусствоведом и философом Михаилом Лифшицем(1905–1983). Тот остроумно клеймил и «консервную банку Уорхола», и «бесформенные кляксы, штрихи и таинственные запятые Джексона Полока и де Кунинга». В «безобразиях» поп-арта и американского абстрактного экспрессионизма он видел «происки капитала». Только он не объяснил в трактате «Кризис безобразия»: зачем «хорошо организованному бизнесу» обязательно навязывать безобразное, а не, допустим, прекрасное? Хотя ответ крылся даже в этимологии названия книги: слово «безобразие» значит без образа, без Лика, без Божества.

В представлении интеллектуала, человек – венец природы, ее вершина. Значит, аналитический взгляд возможен только вокруг оси или вниз, к инстинктам (Маркс, Фрейд). И здесь надо сделать различие между просветлением и просвещением.

Просветление – духовное знание о Небе. Просвещение – знания, полученные в результате научного образования. Первое достается путем духовных поисков, прозрений, второе – открытиями интеллекта, логики. Но интеллект, опираясь исключительно на логику, зачастую оказывается в западне. Так было с Гутовым на знаменитой выставке «Верю» Олега Кулика.

Марксист Гутов сделал увеличенные стопы «Мертвого Христа» (1506) Андреа Монтеньи, желая, вероятно, произвести антирелигиозное впечатление их натуралистическим видом. Ожидалась реакция как у Достоевского в Базеле на полотно «Мертвый Христос» (1521) Гольбейна-младшего: «От нее вера скорее может пропасть».

Однако случился обратный эффект. Эти огромные стопы с ранами от гвоздей вызывали у посетителей легкий трепет. Как отметили многие критики, в сравнении со «Стопами» другие произведения выглядели убого. И символический ряд выстраивался любопытный: вся выставка «Верю» – под пятой мертвого Христа. Дескать, воскрешение искусства – впереди.

У Гутова, ведомого интеллектом, последнее слово всегда остается за интуицией. И в этом он истинный художник.

В высказываниях интеллектуала Екклесиаста отрицание смысла жизни перед всесильностью времени тоже противоречит самой идее религии. Но зачем-то они есть в Библии? Да и его имя время пощадило. Может в этом царе та же сила: обратного эффекта?

– Вы сделали работу на стыке Востока и Запада?
– Я бы не стал рассуждать такими космическими категориями. Я не вижу разницы между Бетховеном, Марксом и китайской каллиграфией.

– Тогда можно было сделать одинаковые вещи, а подписать разными фамилиями.
– Не до такой степени. Есть легкие девиации (отклонения).

– Многометровые «Времена года» Дубосарского и Виноградова с кучей процитированных персонажей показали, что постмодернизм исчерпан. Что дальше?
– Вы от меня ждете интеллектуального ответа? К художнику бесполезно обращаться с этими вопросами. Эти вопросы к критикам, искусствоведам.

– Хорошо, переиначим вопрос: есть что-то вам близкое у других художников? Кто вам любопытен сегодня?
– Оля Чернышева. Она делала фото с советскими старыми заборами. Мне близко ее настроение: спокойное всматривание в обыденную жизнь.

– Чернышева человечна в своем творчестве. А здесь процентов семьдесят античеловечно – агрессивный рекламно-коммерческий месседж.
– Да, но что от меня требуется?

– Вы как-то боретесь с этим на своем художественном уровне?
– Я не настолько безумен, чтобы бороться с реальностью. Я ее игнорирую.

– А она вас?
– Это происходит к взаимному удовольствию.

– Есть некая агрессивная реальность, а Гутов ее этим «Забором» отделяет от себя?
– Теоретически можно представить как угодно.

– Вы сказали, что все эти такие разные гении говорят об одном и том же. О чем?
– Меня интересует экстатическое состояние. Когда эмоционально-интеллектуальный настрой настолько зашкаливает, что движение руки приобретает особый характер, словно кистью художника что-то водит.

– Что-то или кто-то? Высшие силы?
– Я не оперирую такими терминами. Но в смысле передачи экстатического состояния рукописи Маркса, Бетховена или Сенгая – похожи.

– Так вы построили «экстатический забор»?
– Можно сказать и так.

– Случайный человек, забредший на площадку, огороженную таким забором, может впасть в состояние экстаза?
– От обычного просмотра так же трудно впасть в экстатическое состояние, как сочинять гениальную музыку. Мало кто на это способен.

– И все же есть методы?
– Один из них – психотехника, которая описана во всевозможных монашеских практиках.

– В восточных?
– Не только. Что касается православия, это исихазм – главное наше духовное движение XIV–XV веков. Молитва, концентрация, работа с дыханием.

– Ваше творение – подсобный предмет для медитации?
– Я бы не сказал. Для медитации человек может использовать всё что угодно: камень, ветку, гору.

– Какой у вас был критерий, чтобы сказать: работа готова?
– Нужно было, чтобы это было похоже на забор, который я видел – такой хороший, старый, советский.

– Давно вы его видели?
– Я регулярно хожу смотреть заборы. Это у меня такая практика.

– Вы считаете, что в этом ностальгическом заборе есть какой-то посыл из советской поры?
– Что значит посыл? Там есть – в рисунке его структуры – некая составляющая, в которой можно, к примеру, разглядеть пейзаж.

– Но сам забор ассоциируется больше с чем-то безобразным.
– У кого как.

– Зоны отделялись заборами, всякие закрытые территории.
– Вы подходите к нему литературно, а я – визуально. Для меня это живописно-графический объект.

– Согласен: можно воспринимать его только как эстетическую единицу. Но есть и психологический момент: находиться в окружении забора или наоборот – он куда-то не пускает. Вы «внутри» или «снаружи»?
– Это вне моих размышлений. Иду – вижу забор. Мне понравилось, как он сплетен, как проржавело железо. То, что можно представить вокруг произведения, – не моя область.

– Вопрос из вашей области – современного искусства: на что премия Кандинского может повлиять? Вырастет ли интерес к российскому СИ в мире?
– Мир – слишком большая штука. А для России, конечно, это важнейшее событие.

– Дмитрий Врубель мечтает, чтобы были столкновения одной художественной группы с другой, дабы в обществе поднималось побольше шума. А вообще влияют ли своим творчеством художники друг на друга?
– Естественно, драка привлекает внимание. Но если серьезно, то здесь в основном, представлены зрелые мастера, их манеры давно сформированы и на них никто уже не может повлиять.

– Значит, забронзовев, они внутренне перестали развиваться?
– Может быть.

– А вы себя относите к сформированным или развивающимся?
– Я уже двадцать лет не меняюсь. И не вижу в этом нужды.

– Однако вы работаете почти во всех жанрах: живопись, инсталляция, видеоарт. Какая основная идея проходит через все ваши творения?
– Ребята, мне не платят, чтобы я ее определял. Вот вы и сформулируйте.

– У вас в картинах предметы то ли появляются, то ли исчезают – в свете интеллекта. Но всё – призрачно. Это же ощущение от тонкой сетки забора. У вас позиция Екклезиаста: всё суета?
– Да! Мне он очень близок!

– Вот видите, мы определили, кто двигает вашей кистью?
– Согласен. Здесь что-то есть.

Текст: Константин Рылев

Вам может быть интересно

Путин поздравил россиян с Пасхой
Темы дня

Шведские банды расцвели из-за особой работы с полицией

О жестокости и влиятельности преступных группировок в Швеции давно слагают легенды, которые плохо вписываются в представление об этой стране как о благополучном государстве. Но лишь недавно был раскрыт один из «секретов успеха» ОПГ: они нашли особый подход к полиции. Это не деньги, это любовь.

Зеленский официально стал военным преступником

МВД объявило президента Украины Владимира Зеленского в розыск по уголовной статье. В России Зеленского обвиняли в организации атак на Крым, реанимации нацизма и обстрелах приграничных российских областей. Эксперты полагают, что он может быть причастен и к недавнему теракту в «Крокусе». МВД также объявило в розыск экс-президента Украины Петра Порошенко. Почему это произошло только сейчас и каковы юридические последствия решения?

Макрон объяснил свою «двусмысленную» стратегию по отношению к России

Экс-разведчик заявил о подготовке ЦРУ переворота у границ России

Блогеры отреагировали на объявление в розыск Зеленского

Новости

Украину предупредили об опасности для ВСУ нового российского оружия

Новая модель тяжелой огнеметной системы ТОС-3 нанесет серьезный ущерб ВСУ, от нее невозможно спрятаться, заявил полковник СБУ в отставке, военный эксперт Олег Стариков в интервью YouTube-каналу «Politeka».

Россия пригрозила асимметрично ответить на враждебные действия Прибалтики

На «враждебные действия прибалтов» Россия отреагирует асимметричными мерами, прежде всего – в экономической и транзитной сферах, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Макрон опасается размещения российских ракет на Украине

Мощность и дальность российских баллистических ракет подвергает опасности всю Европу, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Частные кредиторы Украины впервые с 2022 года потребовали выплаты по госдолгу

Частные кредиторы Украины, позволившие стране приостановить выплаты по госдолгу после начала боевых действий в 2022 году, решили возобновить их в 2025 году, сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ).

В США призвали Украину срочно отказаться от части территорий

В ходе потенциальных мирных переговоров с Россией Украине придется отказаться от некоторых территорий, чтобы сохранить контроль над частью страны, заявил подполковник армии США в отставке Дэниел Дэвис на YouTube-канале Daniel Davis / Deep Dive.

В Белом доме предсказали «российские прорывы» в зоне СВО

В предстоящий период ожидаются «российские прорывы», а в 2025 году Украина намеревается перейти в наступление, заявил советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Зеленский рассказал о Боге «с украинским шевроном» (видео)

Бог стал союзником Украины, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пасхальном видеообращении к украинцам.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

Пушков оценил надежды США на наступление ВСУ в 2025 году

План администрации США о контрнаступлении Киева в 2025 году носит предвыборный характер, но не учитывает крупных переменных, заявил сенатор Алексей Пушков.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?