Выставки, чтения, круглые столы, демонстрации художественных и мультипликационных фильмов – всего не перечесть, выбирай на свой вкус. Администрация края и города в партнерстве с Фондом Михаила Прохорова обещали, что фестиваль книги станет регулярным.
Внутри червонца
Дирижеру и пианисту Михаилу Плетневу и вовсе устроили стоячую овацию, несмотря на то что музыкант никаких книг не написал
На десятирублевой купюре изображены виды Красноярска, в том числе и часовня. Именно к ней по приезде в город первым делом направился Владимир Сорокин – первый из плеяды литературных звезд, приглашенных на ярмарку. Далее была пресс-конференция и встречи с читателями, многочисленные интервью. Сибиряки встречали автора «Нормы» и «Дня опричника» как национального героя.
А дирижеру и пианисту Михаилу Плетневу и вовсе устроили стоячую овацию, несмотря на то что музыкант никаких книг не написал. Однако же на открытии ярмарки в театре оперы и балета ведомый им Российский национальный оркестр так мощно исполнил Первый фортепианный концерт П. Чайковского (солист Александр Лубянцев) и Вторую симфонию С. Рахманинова, что людей буквально сорвало со своих мест.
Представляя концерт, председатель оргкомитета ярмарки Ирина Прохорова высказалась в том духе, что музыка – это ведь ноты, то есть партитуры, а значит, тоже книги – часть той самой культуры, которой посвящен красноярский фестиваль.
И действительно, на следующий день главную сцену выставки отдали под показ документального фильма о дирижере. А перед этим обычно отказывающийся от публичных мероприятий Плетнев встретился с почитателями и ответил на их вопросы.
Вслед за Владимиром Сорокиным на ярмарке книжной культуры выступили Виктор Ерофеев, проведший устный выпуск своего телевизионного журнала «Апокриф», а также уроженец этих мест замечательный прозаик Евгений Попов. Он же презентовал книгу «Опера нищих» («Вагриус»), а также был ведущим на встрече «Литературный Будапешт». В последний день работы фестиваля известный критик и публицист Александр Архангельский рассказал о своей только вышедшей семейной хронике «1962. Послания к Тимофею» («Амфора»).
Ожидала всех и большая поэтическая программа, подготовленная Дмитрием Кузьминым. По формату, выработанному московскими «Полюсами», ежевечерне поэты выступали парами. Линор Горалик читала тексты по очереди с Юлией Идлис, а слэмщик Андрей Родионов в паре с Тимуром Кибировым, также представившим в Красноярске свою новую книгу переводов из А.Э. Хаусмана. Отдельный тандем составили ярко выраженные православные стихотворцы Федор Сваровский и Сергей Круглов.
С картинкам и без
Стильно оформленная, ярмарка проходила в огромном выставочном комплексе «Сибирь» и выглядела примерно так же, как, например, «Нон-фикшн». Только поменьше, примерно в четверть от объема смотра, проходящего в ЦДХ.
Схожесть с «Нон-фикшн» красноярской ярмарке придавало и то, то организаторы сконцентрировались в основном на документальной и научной литературе, вместе с худлитом отсекая мутные потоки гламура, жанра и трэша, которых в сибирских магазинах и без того полно. Впрочем, как и везде.
Здесь же самим большим стендом оказалась выгородка «Нового литературного обозрения», за ней следовали «АСТ», «Олма», «Иностранка», а также большая подборка университетских издательств. Как в старые добрые времена, продавалась и литературная периодика. «Новый мир», «Знамя», «Искусство кино».
Эту особенность мгновенно оценили посетители, сметавшие с выставочных стендов интеллектуальные бестселлеры, из-за чего уже ко второму дню на некоторых полках висели рукописные объявления: «Извините, книжек больше нет». Реакция сибиряков была восторженной – от «какие прекрасные, умные книги» до «у нас ничего подобного еще не было…»
Особенно насыщенной казалась жизнь на «детской площадке», где постоянно шли мультики, в перерыве между которыми выступали детские писатели. Наиболее ярким здесь казалась деятельность и продукция издательства «Самокат».
В фойе, на третьей сцене, каждый вечер в час назначенный шли выступления проекта «Модель для сборки», в рамках которого актер Влад Копп читал тексты современных авторов под музыкальное сопровождение диджея Андрея Addison’a.
Импровизированные звуковые книги рождались в окружении картин и самодеятельных книг художников – выставкой этой, собравшей редко выставляющиеся работы Ильи Китупа, Андрея Бондаренко, Б.У. Кашкина и Николая Кулебякина, особенно гордится организатор культурной программы ярмарки Инна Прилежаева. Нужно отметить не только ее: все сотрудники фестиваля работали на износ, обеспечивая и выполнение намеченного, и комфорт гостей, «экспонентов» и литераторов, издателей и художников, а также каждого, пришедшего в эти дни приобщиться к приятному и полезному.
Не потому ли в Красноярске все эти дни стояла прекрасная, сухая погода около плюс 10, тогда как в Москве, куда усталыми, но довольными вернулись участники культурного десанта, порывистый ветер и переменная облачность, не давая согреться даже дома, гнали и гнали осенние листья куда-то вдаль…