Культура

31 января 2007, 10:56

Любовь и города

Фото: film.ru

«Позвоните мне в полдень, я как раз буду гулять по Парижу», – сказал мне Эммануэль Банбихи. Настоящий человек эпохи Возрождения – режиссер, продюсер, сценарист, он находит время, чтобы прогуляться по любимому городу. Шум города, слышный по ту сторону трубки, заставил меня снова вспомнить его фильм «Париж, я люблю тебя».

– Как Вам пришла в голову идея снять «Париж, я люблю тебя»?
– На самом деле, это не только моя идея. Мы как-то гуляли по городу с приятелем – Тристаном Карне; Карне – как Марсель Карне, вы знаете? Марсель Карне, он еще сотрудничал с Жаком Превером, такая вот известная фамилия. Париж – город, созданный для прогулок, в нем даже дышится по-особенному во время прогулок. Так вот, мы с Тристаном обсуждали идею снять 20 короткометражек о Париже, двадцать – по одной на каждый аррондисман, а идея сделать из этих кусочков единый фильм принадлежит ему.

Не быть эстетом в Париже – преступление. Окруженные такой красотой, люди по-другому начинают мир воспринимать. Более остро, более напряженно

В целом, тут сложно говорить о единой ткани киноленты. Вы же знаете, там нет перехода от одной короткометражки к другой. Наоборот, наш фильм не похож на путеводитель по Парижу – он не раскрывает все округа подряд.

На этот счет было много споров, выдвигались разные версии. Представляете, что такое двадцать режиссеров, пытающихся снять один фильм? Тем более – фильм не сюжетный, а образный? У каждого ведь свое видение Парижа... А вот сняли же. Кстати, то, что в фильме нет транзитов между фильмами, – моя заслуга.

До этого были разные версии, но чтобы был такой калейдоскоп – придумал я.

Мы снимали его кусочками, каждый отвечал за свой. Так, Гариндер Чадха сняла кусочек о берегах Сены – знаете, такая миниатюрка про подростков. Очень важная, думаю, в ней затрагиваются в том числе и социальные проблемы. А вот Кристофер Дойл, оператор Вонг Кар Вая, снял эдакую китайскую парикмахерскую фантазию. Это все не парижане, интересно было увидеть их взгляд на Париж.

– Вы сами живете в Париже?
– А разве не чувствуется? (смеется)

– А в каком районе?
– В девятом, около Пигаль. Самый центр богемного Парижа. Знаете, кто там только не бывал. Кажется, весь цвет артистов там оставил свой след. Здесь очень здорово гулять, такое единение атмосферы и города, что дух захватывает. Настоящий Париж!

О, это настоящая столица. Он разный, то повседневный, обычный, скучный, то взрывается настоящим фейерверком...

– Да, мне всегда казалось, что Париж – это как шампанское. В маленьких количествах он великолепен, от большого количества – кружится голова.
– Это очень тяжелый город на самом деле. Спросите кого угодно, какой он, Париж. Вам скажут: красивый, великолепный, романтичный. Все видят, какой он снаружи яркий, изысканный, но на самом деле он тяжелый. Это заметно не сразу; он неохотно раскрывается перед людьми. Но на самом деле он тяжелый. Дорогой, переполненный, давящий. Для туристов и для французов – в этом всегда есть разница. Мы же ежедневно ощущаем, что в нем нельзя расслабиться!

– Как и в любом мегаполисе...
– Ну да, очень неспокойный город. Кстати, это отражено и в фильме – он же очень красивый, но в нем нет счастья. Не быть эстетом в Париже – преступление. Он такой элегантный, особенно в центре. Все эти готические соборы, эти каменные особняки. Окруженные такой красотой, люди по-другому начинают мир воспринимать. Более остро, более напряженно. Более трагично – тоже. Здесь ощущается тот же контраст с современностью, что и у вас в Санкт-Петербурге. Вес истории в воздухе. Каждое здание что-то говорит тебе, словно бы все его жители на секунду оживают перед тобой.

Кадр из фильма «Париж, я люблю тебя»

– А для вас лично, каков миф о Париже?
– Прежде всего – архитектура, ведь единственное, что не изменялось, это монументы и улицы. Когда идешь по Парижу, кажется, что попадаешь во вневременное пространство. Все словно бы застыло между эпохами. Вот, например, д’Орсэ – знаете этот музей на набережной, старый вокзал?

– Где коллекция импрессионистов?
– Ну да, картины начала двадцатого века в помещении бывшего вокзала, настоящее путешествие в прошлое. И во всем этом такая особая атмосфера, переулки, имперские дома, сам воздух. Парижанам, привычным к этому волшебству, не так-то просто его уловить! Но оно есть, в этом переплетении улиц и ощущений, встающее из-за домов ощущение единства с удаленными по времени событиями.

Также и в литературе. Конечно, современный Париж далек от Парижа, скажем, Бальзака или Мопассана. И мост Мирабо в стихотворении Гийома Аполлинера – а тоже, в общем-то, какой-то общий, всевселенский мост, не принадлежащий именно Парижу. Но это как в искусстве коллажа – сквозь очертания реальности, сквозь современные постройки и современных людей проступает литературный архетип. Так идешь по улице, а мимо – герои Пруста, например. Впрочем, это мои фантазии.

– Какие они, парижане? Часто слышишь, что их называют «нацией в нации»...
– Разные. Как везде, наверно. Это правда, они не совсем «французские» – жители столицы никогда не принадлежат одной своей стране, они всегда берут по чуть-чуть от всего мира.

– А ваш фильм про них?
– Наш фильм не слишком заумный, в сегодняшнем Париже нет ничего суперинтеллектуального. Это было раньше – «новая волна», литераторы, художники. Сейчас все стали проще, думают в основном о бизнесе или о личном. А мы попытались сделать маленький снимок города, Париж и любовь. В нем нет ничего, кроме историй, обязательно забавных и, может быть, серьезных. Любовь и ее последствия. Любовь в глобальном понимании – любовь к жизни, к себе, к городу.

– Почему вы решили работать не с французскими, а иностранными режиссерами?
– Мне понравилась сама идея – само смешение образов, настоящий пастиш, дань романтизму. Париж же и на самом деле многолик. Кстати, именно режиссеров-французов было сложнее всего убедить. Иностранцы согласились быстрее. Когда слишком хорошо знаешь город и его обитателей, сложно снять про них сказку.

На самом деле, фильмы получились отличные, но вот другим режиссерам не понравились. У каждого ведь свой взгляд

– Какой образ Парижа наиболее близок вам?
– Самый обыденный. У Оливье Ассайя получился очень реалистичный ролик. Наверное, мне он пришелся очень по душе – более свободный, простой.

На самом деле, так сложно говорить. Во всех фильмах ощущается Париж, все похожи. Кстати, вы заметили? В фильме нет 11 и 15-го округов. На самом деле, фильмы получились отличные, но вот другим режиссерам не понравились. У каждого ведь свой взгляд. Кстати, на удивление – и для меня это очень важно – все фильмы получились без излишнего романтичного флера, очень верные, очень честные. А еще отсутствие этих двух фильмов позволило слегка разрядить фильм, сделать его более воздушным, что ли.

– Как вы нашли финансовые средства для фильма?
– Ну, это все иностранные, в основном немецкие, фонды и национальный фонд кинематографии.

Один бы я не поднял проект. В январе 2004 года я обратился к Клоди Оссар. Это ее фильмы – и про Амели, и «Город потерянных детей», и Arizon Dream. Я вручил ей первую работу – Тома Тыквера.

Мы всем режиссерам поставили строгие сроки: чтобы уложились в двое суток, чтобы сам сюжет длился не более 5 минут, минимальный бюджет.

– Над чем вы сейчас работаете?
– Совместный проект с 12–15 режиссерами. Фильм будет о Нью-Йорке – про любовь. Вернее, я бы сказал точнее, про любовь после событий 11 сентября. Осталась ли она в Нью-Йорке?

Возможно ли еще жить воздухом абсурдных романтических комедий, например Вуди Аллена? Думаю, он снимает скорей в традиционном стиле. А мы хотим что-то новое.

А после Нью-Йорка будем снимать фильм про Китай. Знаете, в Шанхае в 2010 году будет всемирная выставка. Вроде тех, что в Париже были в начале века. Значит ли это, что центр цивилизации смещается в сторону Востока? Не знаю. Но этот фильм будет тоже про любовь. С гейшами-куртизанками и прочим колоритом.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев
Темы дня

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Польский генерал хочет «сжечь Калининград» по личным причинам

Очередное крайне агрессивное заявление в адрес России прозвучало из Польши. На этот раз отличился бывший командир Еврокорпуса, генерал Ярослав Громадзинский. Как именно он видит военный ответ Польши на «нападение России» и почему его слова свидетельствуют больше о личной обиде, чем о настоящих военных планах?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

Лидеров BLM обвинили в краже миллионов долларов на борьбу с расизмом

Назван единственный собственник квартиры Долиной

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Фицо заявил, что не желает быть частью Западной Европы

Словацкий премьер Роберт Фицо заявил, что не хочет быть той частью Европы, которая поддерживает убийства русских и украинцев.

Задержанная во Франции россиянка Новикова сообщила о новых обвинениях

Анна Новикова, задержанная во Франции, написала в письме, что не все ее обвинения понятны, кроме подозрений в шпионаже и порче памятника.

Axios: США сочли прогрессом слова Зеленского о референдуме

Вашингтон расценил как прогресс высказывание Владимира Зеленского о возможном референдуме на Украине по территориальным вопросам, сообщил источник Axios.

Захарова: Зеленский шантажирует коррумпированных западных политиков

Политики с Запада оказались под влиянием Владимира Зеленского, они связаны с ним коррупцией, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

Ким Чен Ын оценил героизм саперов КНДР, вернувшихся из России

Лидер КНДР похвалил подразделение саперов, сумевших обезвредить минные поля в Курской области, подчеркнув массовый героизм и самоотверженность военных.

Bild сообщила о подключении Бундесвера к операции «Восточный щит»

Военнослужащие Бундесвера (ВС ФРГ) примут участие в создании оборонительной линии «Восточный щит» на границах Польши с Россией и Белоруссией, пишет газета Bild со ссылкой на Минобороны ФРГ.

ЕС запретил фотографироваться с российскими дипломатами

Европейская Служба внешних связей (ЕСВС) выпустила новые указания для представительств государств при ООН в Женеве, касающиеся общения с российскими дипломатами, сообщил дипломатический источник.

В Госдуме заявили о необходимости увеличить число уроков математики и русского языка

Школьная нагрузка растет из-за появляющихся новых предметов, что мешает уделять достаточно времени русскому языку и математике.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов