Культура

31 января 2007, 10:56

Любовь и города

Фото: film.ru

«Позвоните мне в полдень, я как раз буду гулять по Парижу», – сказал мне Эммануэль Банбихи. Настоящий человек эпохи Возрождения – режиссер, продюсер, сценарист, он находит время, чтобы прогуляться по любимому городу. Шум города, слышный по ту сторону трубки, заставил меня снова вспомнить его фильм «Париж, я люблю тебя».

– Как Вам пришла в голову идея снять «Париж, я люблю тебя»?
– На самом деле, это не только моя идея. Мы как-то гуляли по городу с приятелем – Тристаном Карне; Карне – как Марсель Карне, вы знаете? Марсель Карне, он еще сотрудничал с Жаком Превером, такая вот известная фамилия. Париж – город, созданный для прогулок, в нем даже дышится по-особенному во время прогулок. Так вот, мы с Тристаном обсуждали идею снять 20 короткометражек о Париже, двадцать – по одной на каждый аррондисман, а идея сделать из этих кусочков единый фильм принадлежит ему.

Не быть эстетом в Париже – преступление. Окруженные такой красотой, люди по-другому начинают мир воспринимать. Более остро, более напряженно

В целом, тут сложно говорить о единой ткани киноленты. Вы же знаете, там нет перехода от одной короткометражки к другой. Наоборот, наш фильм не похож на путеводитель по Парижу – он не раскрывает все округа подряд.

На этот счет было много споров, выдвигались разные версии. Представляете, что такое двадцать режиссеров, пытающихся снять один фильм? Тем более – фильм не сюжетный, а образный? У каждого ведь свое видение Парижа... А вот сняли же. Кстати, то, что в фильме нет транзитов между фильмами, – моя заслуга.

До этого были разные версии, но чтобы был такой калейдоскоп – придумал я.

Мы снимали его кусочками, каждый отвечал за свой. Так, Гариндер Чадха сняла кусочек о берегах Сены – знаете, такая миниатюрка про подростков. Очень важная, думаю, в ней затрагиваются в том числе и социальные проблемы. А вот Кристофер Дойл, оператор Вонг Кар Вая, снял эдакую китайскую парикмахерскую фантазию. Это все не парижане, интересно было увидеть их взгляд на Париж.

– Вы сами живете в Париже?
– А разве не чувствуется? (смеется)

– А в каком районе?
– В девятом, около Пигаль. Самый центр богемного Парижа. Знаете, кто там только не бывал. Кажется, весь цвет артистов там оставил свой след. Здесь очень здорово гулять, такое единение атмосферы и города, что дух захватывает. Настоящий Париж!

О, это настоящая столица. Он разный, то повседневный, обычный, скучный, то взрывается настоящим фейерверком...

– Да, мне всегда казалось, что Париж – это как шампанское. В маленьких количествах он великолепен, от большого количества – кружится голова.
– Это очень тяжелый город на самом деле. Спросите кого угодно, какой он, Париж. Вам скажут: красивый, великолепный, романтичный. Все видят, какой он снаружи яркий, изысканный, но на самом деле он тяжелый. Это заметно не сразу; он неохотно раскрывается перед людьми. Но на самом деле он тяжелый. Дорогой, переполненный, давящий. Для туристов и для французов – в этом всегда есть разница. Мы же ежедневно ощущаем, что в нем нельзя расслабиться!

– Как и в любом мегаполисе...
– Ну да, очень неспокойный город. Кстати, это отражено и в фильме – он же очень красивый, но в нем нет счастья. Не быть эстетом в Париже – преступление. Он такой элегантный, особенно в центре. Все эти готические соборы, эти каменные особняки. Окруженные такой красотой, люди по-другому начинают мир воспринимать. Более остро, более напряженно. Более трагично – тоже. Здесь ощущается тот же контраст с современностью, что и у вас в Санкт-Петербурге. Вес истории в воздухе. Каждое здание что-то говорит тебе, словно бы все его жители на секунду оживают перед тобой.

Кадр из фильма «Париж, я люблю тебя»

– А для вас лично, каков миф о Париже?
– Прежде всего – архитектура, ведь единственное, что не изменялось, это монументы и улицы. Когда идешь по Парижу, кажется, что попадаешь во вневременное пространство. Все словно бы застыло между эпохами. Вот, например, д’Орсэ – знаете этот музей на набережной, старый вокзал?

– Где коллекция импрессионистов?
– Ну да, картины начала двадцатого века в помещении бывшего вокзала, настоящее путешествие в прошлое. И во всем этом такая особая атмосфера, переулки, имперские дома, сам воздух. Парижанам, привычным к этому волшебству, не так-то просто его уловить! Но оно есть, в этом переплетении улиц и ощущений, встающее из-за домов ощущение единства с удаленными по времени событиями.

Также и в литературе. Конечно, современный Париж далек от Парижа, скажем, Бальзака или Мопассана. И мост Мирабо в стихотворении Гийома Аполлинера – а тоже, в общем-то, какой-то общий, всевселенский мост, не принадлежащий именно Парижу. Но это как в искусстве коллажа – сквозь очертания реальности, сквозь современные постройки и современных людей проступает литературный архетип. Так идешь по улице, а мимо – герои Пруста, например. Впрочем, это мои фантазии.

– Какие они, парижане? Часто слышишь, что их называют «нацией в нации»...
– Разные. Как везде, наверно. Это правда, они не совсем «французские» – жители столицы никогда не принадлежат одной своей стране, они всегда берут по чуть-чуть от всего мира.

– А ваш фильм про них?
– Наш фильм не слишком заумный, в сегодняшнем Париже нет ничего суперинтеллектуального. Это было раньше – «новая волна», литераторы, художники. Сейчас все стали проще, думают в основном о бизнесе или о личном. А мы попытались сделать маленький снимок города, Париж и любовь. В нем нет ничего, кроме историй, обязательно забавных и, может быть, серьезных. Любовь и ее последствия. Любовь в глобальном понимании – любовь к жизни, к себе, к городу.

– Почему вы решили работать не с французскими, а иностранными режиссерами?
– Мне понравилась сама идея – само смешение образов, настоящий пастиш, дань романтизму. Париж же и на самом деле многолик. Кстати, именно режиссеров-французов было сложнее всего убедить. Иностранцы согласились быстрее. Когда слишком хорошо знаешь город и его обитателей, сложно снять про них сказку.

На самом деле, фильмы получились отличные, но вот другим режиссерам не понравились. У каждого ведь свой взгляд

– Какой образ Парижа наиболее близок вам?
– Самый обыденный. У Оливье Ассайя получился очень реалистичный ролик. Наверное, мне он пришелся очень по душе – более свободный, простой.

На самом деле, так сложно говорить. Во всех фильмах ощущается Париж, все похожи. Кстати, вы заметили? В фильме нет 11 и 15-го округов. На самом деле, фильмы получились отличные, но вот другим режиссерам не понравились. У каждого ведь свой взгляд. Кстати, на удивление – и для меня это очень важно – все фильмы получились без излишнего романтичного флера, очень верные, очень честные. А еще отсутствие этих двух фильмов позволило слегка разрядить фильм, сделать его более воздушным, что ли.

– Как вы нашли финансовые средства для фильма?
– Ну, это все иностранные, в основном немецкие, фонды и национальный фонд кинематографии.

Один бы я не поднял проект. В январе 2004 года я обратился к Клоди Оссар. Это ее фильмы – и про Амели, и «Город потерянных детей», и Arizon Dream. Я вручил ей первую работу – Тома Тыквера.

Мы всем режиссерам поставили строгие сроки: чтобы уложились в двое суток, чтобы сам сюжет длился не более 5 минут, минимальный бюджет.

– Над чем вы сейчас работаете?
– Совместный проект с 12–15 режиссерами. Фильм будет о Нью-Йорке – про любовь. Вернее, я бы сказал точнее, про любовь после событий 11 сентября. Осталась ли она в Нью-Йорке?

Возможно ли еще жить воздухом абсурдных романтических комедий, например Вуди Аллена? Думаю, он снимает скорей в традиционном стиле. А мы хотим что-то новое.

А после Нью-Йорка будем снимать фильм про Китай. Знаете, в Шанхае в 2010 году будет всемирная выставка. Вроде тех, что в Париже были в начале века. Значит ли это, что центр цивилизации смещается в сторону Востока? Не знаю. Но этот фильм будет тоже про любовь. С гейшами-куртизанками и прочим колоритом.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?