Культура

14 сентября 2006, 12:10

Итоги Венецианского кинофестиваля

Закончился Венецианский кинофестиваль. И почему нам взбрело в голову, что русский кинематограф сейчас находится на подъеме и нам обязательно дадут, должны дать какой-нибудь приз? Что находится на подъеме, может, и не зря взбрело, но вот полагать данное явление естественным поводом для того, чтобы нам «что-то дали», было явно преждевременным.

Впрочем, совсем уж «без взяток» наши не остались: «Эйфория» все же получила «Малого золотого льва», вручаемый молодежным жюри, «за мужественную простоту выразительных средств».

Остается надеяться, что кормят в России хорошо и к следующему фестивалю лев вырастет до размеров вполне взрослой особи.

Дали нам еще и аванс (или реверанс по случаю председательства России в ЕС) в виде попадания на фестиваль аж трех русских фильмов («Эйфория» – в основной конкурс, «Свободное плавание», дебютный фильм молодого режиссера Хлебникова, – в программе «Горизонты», новый «Остров» Лунгина – в почетном варианте завершающего показа, вне конкурса) и представления программы «Секретная история русского кинематографа».

То, что «секретная» история состоит из «Кубанских казаков», «Волги-Волги», «Москва слезам не верит» и т. д., уже рассказали все кому не лень. Но, видимо, для итальянцев блестящий русский кинематограф закончился именно на этих фильмах, хотя даже нет, в кулуарах нам пояснили, что «очень любят русское кино ХХ века» – «Броненосец «Потемкин», например.

«Странно», – подумал Штирлиц

Режиссер Вырыпаев, актеры Окунев и Агуреева позируют фотографам перед премьерой картины «Эйфория»
Не будем пенять на зеркало и вспоминать Звягинцева («Броненосец», говорите?), посмотрим лучше на лауреатов.

«Золотого льва» (главный приз кинофестиваля) в этом году получил «Натюрморт» Цзя Чжанкэ – фильм о китайских крестьянах, пострадавших при строительстве самого большого в мире гидроузла «Санься». Во время его строительства было переселено более миллиона жителей.

Катрин Денев, возглавившая в этом году жюри, в интервью журналистам заявила, что это совершенно удивительный и необычный фильм. Что ж, возможно, пусть для китайца цифра в миллион человек и не выглядит так подавляюще. Но житель Европы за простой историей может усмотреть вполне занятный подтекст противопоставления инновационных китайских технологий, стремления к модернизации страны и традиционного уклада бытования, в данном случае вечных (существующих ли реально?) «простых жителей».

Тема эта актуальна не только для Китая и крестьян – как раз таки в России она пришлась бы к месту – месту столкновения советского и постсоветского контекстов и сознаний.

В этом плане вырыпаевская «Эйфория» с ее замкнутостью и отрезанностью от мира людей вполне созвучна китайской эпопее – оба явления являются звеньями одной цепи чересчур скоростного ритма изменения жизни, за которым люди не поспевают. И можно ли их за это упрекать?

Для Китая тема еще более актуальная, если иметь в виду известную разницу в подходах восточной и западной цивилизаций: европейский подход центрирован на личности и индивидуальности, а азиатский – на интересах «общности» – народа, государства.

Очевидно, именно поэтому проблема столкновения интересов «государственных» и «частных, но в большом масштабе» и обошла иные киноленты: «Королеву» Стивена Фрирза и «Частные страхи в публичных местах» Алена Рене (про «Эйфорию» уже умолчим), раз уж «Натюрморт» (в английском красиво обыгрывается название: не только «натюрморт», но и «неподвижная жизнь») был готов уже после начала фестиваля, отчего и попал в показ-сюрприз.

Зрители и критики, как это вообще оказалось принятым в Венеции, на просмотре спали, журналисты сплошь и рядом писали про «любовь Мюллера (директор фестиваля) к азиатскому кино».

Сама фраза достойна стать названием новой картины, особенно если учесть, что за неделю до вручения точно так же писалось про «любовь Мюллера к русским» (собственно, Звягинцев своего «льва» при нем получил).

«Бедный Мюллер, тянет же его на экзотику», – сказал бы Штирлиц…

Дверь в Голливуд

Актриса Хелен Миррен с призом за лучшую женскую роль
Лучшие мужская и женская роли были очевидными: это Хелен Миррен, по-королевски смотревшаяся в роли Елизаветы (картина The Queen, на плакате кто-то подтер нижнюю черточку, получилось The Queer, почти по Пелевину).

Сценарист «Королевы» Питер Морган получил свой приз за сценарий о том, как британская монархия переживала гибель принцессы Дианы. Лучшая мужская роль, соответственно, досталась Бену Аффлеку за роль в фильме «Голливудленд».

Честно признаюсь, что, на мой взгляд, именно этот фильм и был более всего достоин главной награды: Аффлек играет Джорджа Ривза, реально жившего голливудского актера 40-х, воплотившего телевизионный образ Супермена.

Ривз гибнет при странных обстоятельствах (неочевидное самоубийство), а во многом похожий на него частный детектив начинает расследование. Очевидно, из-за «Голливуда» без награды остался «Черный георгин» (или «орхидея» – Black Dahlia). Там тоже 40-е и тоже непонятное убийство, видимо, Брайан де Пальма не одинок в своем желании вернуть в Голливуд film noir.

«Серебряные львы» за лучшую режиссуру на сей раз дефилировали парой: один все же достался Алену Рене, уже за фильм «Сердца», второй получил Эммануэле Криалезе за свою «Золотую дверь» (в русском прокате почему-то «Новый мир»), названную открытием фестиваля.

Понимать это надо, очевидно, в том ключе, что «Золотая дверь» открылась, и открылась, очевидно, как раз в новый мир. Так и есть, картина рассказывает о семье сицилийцев, эмигрирующих в Америку.

Извечное столкновение клишированной «наивной романтики» и не менее штампованной «суровой реальности», но в данной ситуации есть свой нюанс: попав в США, эмигранты сталкиваются с американской бюрократической системой. Они попадают в фильтрационный лагерь в целях проверки на способность жить в новом мире.

Нюанс еще и в том, что США того времени пытаются «отсеять слабых и немощных», как выразился кто-то из журналистов, и при этом предвосхищают одну из фундаментальных проблем американской культуры сегодня, а именно тотальную унификацию и культурную уравниловку всех со всеми. В этом плане ироничная «Золотая дверь» вела действительно в не менее ироничный «Новый мир».

Лучшей молодой актрисой (приз имени Марчелло Мастроянни) стала Изильд ле Беско за роль в фильме «Неприкасаемые», специальный приз жюри – «Даратт» Махамата-Салеха Харуна.

Иными словами, в этой партии все остались при своих: мультикультурность лауреатов и актуальность проблематики премируемых фильмов соблюдена.

Текст: Владислав Поляковский,
Венеция

Вам может быть интересно

ВС России освободили Очеретино в ДНР
Темы дня

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Шведские банды расцвели из-за особой работы с полицией

О жестокости и влиятельности преступных группировок в Швеции давно слагают легенды, которые плохо вписываются в представление об этой стране как о благополучном государстве. Но лишь недавно был раскрыт один из «секретов успеха» ОПГ: они нашли особый подход к полиции. Это не деньги, это любовь.

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Зеленский рассказал о Боге «с украинским шевроном»

Новости

СМИ: Рост авиаперевозок в России показывает провал западных санкций

Запрет на продажу, ремонт и обслуживание самолетов стал одной из первых санкционных мер Запада против России, но это не имеет никакого эффекта, техника продолжает обслуживаться и эксплуатироваться, хотя Европа и США запретили поставку запасных частей, констатирует немецкая газета Die Welt.

Россия пригрозила асимметрично ответить на враждебные действия Прибалтики

На «враждебные действия прибалтов» Россия отреагирует асимметричными мерами, прежде всего – в экономической и транзитной сферах, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Макрон опасается размещения российских ракет на Украине

Мощность и дальность российских баллистических ракет подвергает опасности всю Европу, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Частные кредиторы Украины впервые с 2022 года потребовали выплаты по госдолгу

Частные кредиторы Украины, позволившие стране приостановить выплаты по госдолгу после начала боевых действий в 2022 году, решили возобновить их в 2025 году, сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ).

Убитого диверсанта ГУР подозревают в причастности к теракту в «Крокусе»

Ликвидированный ФСБ Николай Сурнов, предполагаемый фигурант дела о теракте в «Крокус Сити Холле», покинул Россию после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года и скрывался в Литве, сообщает СМИ со ссылкой на его знакомых.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Украинцы бегут в Молдавию, бросая транспорт на трассе

Представитель Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко заявил, что в стране участились случаи нелегального пересечения границы с Молдавией по трассе Маяки – Удобное в Одесской области.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?