Культура

10 августа 2006, 16:12

«Мы делили апельсин»

Фото: members.aol.com

В галерее «Тэйт» работают очень хорошие пиарщики, если такая постановка вопроса уместна при обсуждении работы «храма искусства». В последнее время галерея постоянно мелькает в заголовках – и далеко не всегда благодаря заслугам артистического характера. Впрочем, от нынешнего мелькания нашего Эрмитажа галерее «Тэйт» тоже далеко: ведь местные скандалы связаны не с кражами, но, напротив, с приобретением произведений искусства.

Некоторое время назад, пролистывая Guardian, я наткнулась на статью некой Шарлоты Хиггинс под кричащим заголовком «Как галерея «Тэйт» нарушила закон».

Не Эрмитаж

Как выяснилось, руководство «Тэйт» купило произведения одного из своих же попечителей на сумму более полумиллиона фунтов стерлингов.

Напомним, что в капиталистическом мире большинство учреждений культурного профиля имеют статус благотворительных организаций. А согласно закону члены попечительского совета не могут получать денежное вознаграждение за или в рамках своей работы, за исключением отдельных случаев, одобренных экспертной комиссией.

Однако попечительский совет пренебрег подобными ограничениями не только в случае, привлекшем внимание журналистки Guardian. Как выяснилось, за последние лет 50 галерея приобретала работы своих же попечителей более семнадцати раз – и каждый раз не удосуживалась обратиться за экспертной оценкой.

Какой скандал для законопослушных европейцев!

Самое время заподозрить подкуп, мошенничество, отмывание денег – весь спектр финансовых преступлений. Голливудских детективов англичане пересмотрели, что ли?

Дело о тараканах

По статусу галерее «Тэйт» полагается два попечителя из артистической среды

По статусу галерее «Тэйт» полагается два попечителя из артистической среды.

В настоящее время ими являются Фиона Рэй (Fiona Rae) и Аниш Капур (Anish Kapoor). Также по статусу «Тэйт» просто обязана покупать картины, обладая одной из ярчайших коллекций современного искусства. Потому подобная ситуация должна была рано или поздно возникнуть. В конце концов, зачем ходить за три моря, если художники у тебя под боком?

И художники не последнего эшелона – в конце концов, чтобы стать во главе «Тэйт», нужно обладать определенным признанием в мире. В разные годы попечителями галереи были известный своими инсталляциями Майкл Крейг-Мартин (Michael Craig-Martin), Джиллиан Виэринг (Gillian Wearing) и Питер Доиг (Peter Doig), приверженец магического реализма в живописи.

Так что ничего удивительного. Кормиться всем надо. Методы кормежки разные: например, в свое время «Тэйт» заказала тогдашнему художнику-попечителю Тому Филипсу портрет тогдашнего же директора Чарльза Саумареза Смита.

Гонорар никто и не думал скрывать – 11 тысяч фунтов, не самая маленькая цена. Еще не факт, что экспертная комиссия дала бы свое согласие.

Но кто ее спрашивал?

А об этической стороне дела вообще, наверное, можно промолчать.

Впрочем, в такой же сомнительно моральной ситуации оказался и Музей Виктории и Альберта, в состав попечительского совета которого входят известные дизайнеры и инсталляторы, не чурающиеся пропаганды собственного творчества без привлечения экспертов.

Увы, принцип «что хочу, то и ворочу» малоприменим к национальной галерее. В конце концов, именно в ее стенах куется будущее наследие нации на деньги современности. А с этим не шутят.

Именно поэтому «Stuckists» – объединение художников, не признающих современного искусства, концептуализма и политики галереи «Тэйт», – в свое время превратило вручения приза Тернера (главной художественной награды Великобритании) в балаган, устроив настоящий пикет с плакатами. Мол, видео и инсталляции к настоящему искусству отношения не имеют, а значит, и премия, их признающая, себя дискредитирует.

Эти же самые «стакисты» – так и тянется язык назвать их троцкистами – и привлекли внимание к тому, «кого нынче покупают галереи».

С широко закрытыми глазами

Для того чтобы узнать цену на приобретенное галереей произведение Криса Офили, «Верхнюю комнату», его «почти-последователи» опирались на акт о свободе информации

Троцкий, как известно, вошел в национальный фольклор вовсе не как политический лидер. А как, мягко говоря, весьма говорливый человек – чьи речи так и не привели к победе социализма. Для того чтобы узнать цену на приобретенное галереей произведение Криса Офили, «Верхнюю комнату», его «почти-последователи» опирались на акт о свободе информации.

Затем они объявили, что потраченные галереей 705 тысяч фунтов, включая налоги, – не более чем механизм отмывания денег. Который если и относится к искусству, то разве что к макиавеллевскому. Ибо остальные артисты (видимо, более им близкие) свои работы приносят галерее в дар. И, мол, причины преференции одного артиста другому им неясны, – а в стенографии обсуждения совета попечителей не прописаны. Зато всем известно, что Крис Офили в этот совет входит, а значит…

А значит, вполне возможна такая, например, ситуация. Встречается некий художник Офили с советом попечителей галереи «Тэйт», членом которого он тоже является, и говорит: «Я тут новый шедевр закончил». Тем самым он напрямую намекает, что неплохо было бы у него этот самый шедевр купить. И друзья-товарищи покупают, только не на свои, а на государственные средства. Потому что знают, что в следующий раз таким же способом будет куплена и их картина.

А выводы можно делать самые различные. Например, что искусство давно находится в застое, а то, что официальные органы культуры выдают за искусство, народу не нужно (что народа искусство никогда не интересовало, никому и в голову не придет). Или что совет попечителей нечист на руку, а входящие в него художники более заняты собственным обогащением, нежели культурным богатством нации.

К видеоискусству и инсталляциям можно относиться по-разному, но вот какими глазами смотрит на них «бдительное око» консервативного искусства – явный перебор. Хотя – ничего удивительного. В конце концов, когда-то и Пикассо, и Модильяни казались мазней. Ну да тут дело не в художественной ценности, а в финансовой отчетности.

Удивительно другое: никогда ни директора галереи «Тэйт», ни ее непосредственный основатель и прямое начальство – Министерство культуры, СМИ и спорта – не задумывались над тем, чьи покупаются картины в подчиненной им галерее.

Не обращал на это внимания и попечительский совет во главе с сэром Говардом Дэвисом, бывшим председателем управления по финансовому регулированию и надзору, и Полом Майнерсом, главой Marks & Spenser и Guardian Media Group.

Куда, спрашивается, смотрели?

Прозрачность в искусстве

В вину «Тэйт» вменяется отсутствие четко определенной политики в отношении покупки произведений собственных попечителей

В общем, чтобы показать, что она не зря работает, созванная для анализа вопроса комиссия составила длиннейший свиток претензий к галерее.

Его суть сводилась к тому, что галерея «Тэйт» не справлялась с урегулированием конфликта интересов, неизменно возникающим в тот момент, когда решение о приобретении картин принимается в присутствии людей, не только написавших эти самые картины, но и, собственно, решение это принимающих.

Отсутствие независимой экспертной оценки, конечно, имеет большое значение. Хотя по-человечески этих самых попечителей-художников понять можно: сам себя не похвалишь, никто не сподобится.

Также в вину «Тэйт» вменяется отсутствие четко определенной политики в отношении покупки произведений собственных попечителей, да и в целом в отношении приобретения произведений искусства, и отсутствие вменяемых стенографий заседаний совета попечителей. Оказывается, не только государству Российскому не хватает «прозрачности» в ведении внутренних экономических операций!

В результате «Тэйт» еще легко отделалась.

Произведение Офили останется в коллекции – комиссия признала его ценность, равно как и работы еще шести бывших членов совета попечителей. Галерея вводит нового человека в состав комиссии по этическим вопросам и обязуется публиковать ежегодный каталог всех своих приобретений, где будет указываться стоимость каждого, а также стоимость каждого из произведений, полученных в дар.

А вот другим музеям придется серьезно пересмотреть свою политику в отношении приобретения произведений искусства. Большинство из них не стремится афишировать свои покупки – чересчур часто приходится прибегать к помощи внешних финансовых источников, а в таких делах, как известно, молчание – золото.

Теперь же некоторые заявили, что последуют по пути «Тэйт» – и Англия будет погребена под искусствоведческими каталогами.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Грузия замораживает переговоры с ЕС на четыре года
Темы дня

Турция развязывает новый крупный сирийский конфликт

Обстановка в Сирии резко обострилась. Сразу несколько антиправительственных группировок атаковали на широком фронте посты сирийской правительственной армии западнее Алеппо. Эта атака настолько масштабна, что есть основание говорить о возобновлении внутрисирийского вооруженного конфликта при явном содействии Анкары. Как и почему такое произошло?

Кадровые решения Трампа обнажили его стратегию по Украине

Избранный президент США Дональд Трамп объявил, что пост его спецпредставителя по конфликту на Украине займет Кит Келлог. Сам Келлог заявил о намерении добиваться «мира через силу». Это тот случай, когда личность назначенца многое говорит о его дальнейших действиях: «план Трампа по Украине» в общих чертах стал понятен.

Новое правительство Грузии определилось с политикой по отношению к России

Американист: Спецпредставитель Трампа по Украине не понимает сути конфликта

ЦБ объявил онлайн-голосование за символы новой тысячерублевки

Новости

Названы сроки запуска миссии «Луна-26»

Поставка летного образца научной аппаратуры для миссии «Луна-26» ожидается в третьем квартале 2026 года, сообщил гендиректор НПО им. Лавочкина Дмитрий Яременко.

Скворцова спрогнозировала расширение границ молодого возраста до 60 лет

Глава ФМБА Вероника Скворцова высказала мнение, что молодыми могут считаться люди до 60 лет, учитывая изменения в продолжительности жизни и возрастных периодах.

Путин сравнил удар «Орешника» с падением метеорита

Президент России Владимир Путин на встрече с журналистами сравнил удар баллистической ракеты «Орешник» с падением метеорита, от которого образуются целые озера.

Кандидаты команды Трампа на посты в США получили угрозы

Потенциальные главы Минюста и аппарата Белого дома из команды Трампа получили угрозы, сообщает CBS News. Атаки затронули Пэм Бонди и Сьюзан Уайлс, а также других кандидатов будущего кабинета.

Россия передала председательство в БРИКС Бразилии

Россия вручила условный «молоток председателя» Бразилии, символически передав ей председательство в БРИКС на 2025 год в ходе встречи в Екатеринбурге.

Путин сообщил о минимальном ущербе от ракетных атак ATACMS

Россия подверглась вглубь территории двум ракетным атакам ATACMS после использования «Орешника», однако ущерб оказался минимальным, заявил президент Владимир Путин.

Путин: Я не знал, что Меркель боится собак

Президент России Владимир Путин заявил, что не знал о страхе перед собаками бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Так он прокомментировал эпизод из мемуаров Меркель, где она описывает встречу с лабрадором президента во время переговоров в Сочи.

Путин: Ситуация с курсом рубля под контролем, поводов для паники нет

Ситуация с курсом рубля находится под контролем, поводов для паники у граждан нет, сообщил президент России Владимир Путин на встрече с журналистами.

Долгов: Администрации Трампа не стоит думать о заморозке конфликта на Украине

Запад не готов учитывать интересы Москвы. При этом Россия не намерена отказываться от поставленных целей СВО, а временные меры приостановки конфликта ее не интересуют, сказал газете ВЗГЛЯД дипломат Константин Долгов. Ранее стало известно, что администрация Трампа изучает несколько предложений по прекращению огня на Украине. Среди них – заморозка конфликта на время переговоров сторон.

Путин ответил анекдотом на вопрос об ударах по военным и политическим центрам Киева

Президент России Владимир Путин в ответ на вопрос о возможных ударах по военным или политическим центрам в Киеве использовал советский анекдот о непредсказуемости событий.

Владелец TikTok потребовал от стажера один млн долларов за саботаж ИИ проекта

Компания ByteDance обвинила стажера в саботаже учебного проекта по искусственному интеллекту (ИИ), потребовав публичных извинений и компенсации в 8 млн юаней.

Ковальчук заявил о кризисе европейской науки без ученых из России

Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук заявил, что Европа сталкивается с проблемами в науке из-за запрета на участие российских ученых в совместных проектах.
Мнения

Сергей Лебедев: Трамп собирает силы для конфликта с Китаем

В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.

Сергей Миркин: Залужный увидел шанс стать Зеленским

Хорошо выступать за Киев против Москвы, когда на войну можно смотреть как на шоу по телевизору. А вот когда появится реальное чувство опасности, что из-за украинских политиков война придет и в твой дом, отношение к конфликту будет совсем другое.

Сергей Худиев: Прощение создает противовес озлобленности

Певец Эдуард Шарлот (включен в перечень террористов и экстремистов) мало кому известен своей музыкой, зато приобрел известность благодаря грубым и хамским роликам, в которых среди прочего оскорблял патриарха Кирилла. Но церковь его простила. Почему?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?