И если 12-летнему Рамону пока нет до этого дела, то друзья 20-летней Джулии активно борются за увеличение числа велодорожек в городе. Престарелая Аврора с велосипедом вспоминает молодость и находит бывшего мужа. Такой вот винегрет – лирика, социальная активность, воспоминания молодости.
Казалось бы, история Зигфрида Монлеона просто обязана иметь какое-то отношение к классической картине Витторио де Сики «Похитители велосипедов». Более персонифицированным и одушевленным, чем в этом итальянском фильме, этот двухколесный предмет так никогда и не был. Но Монлеон лишь однажды в своей картине делает схематическую отсылку к итальянскому мастеру. Молодой испанский режиссер, для которого «Велосипед» – всего лишь вторая игровая работа в жизни, как бы говорит нам, что снимает свою историю с нуля, без оглядки на прошлые шедевры.
Кадр из фильма «Велосипед» (www.terra.org) |
«Велосипед все-таки не главный герой моего фильма, – рассказал газете ВЗГЛЯД Зигфрид Монлеон, – главное в картине – человеческие истории, с велосипедом связанные. Велосипед же для большинства персонажей является скорее символом их чистой и свободной жизни. Ведь велосипедисты не загрязняют окружающую среду, используя бензин, на велосипеде юный Рамон может попасть в такие районы города, куда его никто не привез бы на машине».
Фильм Монлеона действительно наполнен множеством социальных моментов. Вплоть до того, что Аврора со своим престарелым мужем в момент их семейной идиллии пьют «за Республику». Но как раз именно такие моменты характерны для испанцев. Например, для моего испанского друга Массимо было совершенно естественно во время романтической прогулки по Мадриду привести меня в какой-то бар, где была основана социалистическая партия Испании. Так что если иметь все это в виду, то фильм предстает перед нами в виде очень приятной в своей наивности истории, в которой есть место надежде на лучшее будущее.
«Велосипед в моем фильме – это философия, противоположная современному потребительскому образу жизни. Как говорит один из героев, «когда ты едешь в машине, ты можешь слушать музыку, а когда ты едешь на велосипеде, ты можешь петь сам», – говорит Зигфрид Монлеон.
На своем велосипеде 12-летний Рамон отвозит в район богачей пакеты со стероидами. Для юной Джулии велосипед – это способ заработать на уроки китайского (она работает велокурьером) и обрести новых друзей. Все ее приятели – активисты общества, которое требует увеличить количество велосипедных дорожек в городе. Пожилой Авроре велосипед дает возможность снова почувствовать, что ее ревнуют. С помощью велосипеда она возвращает к активной жизни своего бывшего мужа, который приделывает велосипедные педали к своей инвалидной коляске и чувствует себя, «как будто он на Ferrari».
Все эти лирические истории показаны Монлеоном столь естественно, что в какой-то момент к наивности фильма перестаешь относиться с долей иронии и начинаешь верить в то, что однажды ты действительно увидишь свадебную процессию, в которой молодые проедут мимо тебя не на лимузине, а на двух больших велосипедах. Если при этом используют музыку из фильма Зигфрида Монлеона, хуже точно не будет.