Культура

25 апреля 2006, 19:14

Не забытое старое

Фото: ИТАР-ТАСС

После того как главная российская театральная премия отметила десятилетний юбилей, для каждого нового смотра организаторы стали придумывать некую единую концепцию. Дабы показать направление, в котором ожидается движение процесса. Двенадцатый по счету фестиваль прошел под девизом «традиции и новации».

Итоги, торжественно озвученные на заключительной церемонии в Большом театре, показали, что первое превалирует над вторым. Во всяком случае, с точки зрения тех, от кого зависит распределение призов. Практически все основные награды ушли сочинениям, вписывающимся в каноны традиционного театра. Что порой казалось несколько странным. Хотя показанные в конкурсной программе спектакли выглядели диаметрально противоположными по уровню. Вне зависимости от стилистики.

Прежде чем приступать к детальному разбору, хочется порадоваться тому обстоятельству, что «Золотая маска» давно перестала быть только конкурсом. Благодаря ЗМ мы уже в который раз можем видеть в столице роскошные спектакли питерского Малого драматического театра – театра Европы. В прошлом году перед началом конкурсной программы публике показали легендарных «Братьев и сестер».

В году нынешнем настала очередь «Бесов», отмечающих нынче пятнадцатилетие. Полюбоваться на магически совершенный спектакль Льва Додина стоило при любых обстоятельствах. Активный интерес со стороны профессионалов был проявлен к выставке «PRO Театр», где приняли участие коллективы со всей России. А в Goldenmask Club на сцене театрального центра «На Страстном» в течение трех уик-эндов выступали весьма интересные музыканты.

Мариинка и другие

Актер Валентин Гафт вручил Национальную театральную премию «Золотая маска» Марии Абашовой
Собственно с конкурсом дело обстоит так. В музыкальной программе награды распределились закономернее, нежели в драме. Несмотря на то, что «Сон в летнюю ночь» создан знаменитым хореографом Джоном Ноймайером почти тридцать лет назад, на сцене Большого он смотрится свежо и интересно. И отметить его стоило именно как сегодняшний во всех отношениях спектакль. Приятно, что не обойден вниманием спектакль волшебника Бориса Эйфмана «Анна Каренина» – за счет заглавной исполнительницы Марии Абашовой, превосходной танцовщицы, наделенной завораживающей женственностью и мастерством.

А выпущенная в Мариинке работа нидерландского хореографа Дэвида Доусона «Reverence», жесткая и эффектная, переплавляющая классические движения и уводящая в сумрачно-медитативное состояние, не идет в сравнение с тем, что делают его отечественные коллеги. Так что пусть никто не обижается, что еще одна «Золотая маска» отправилась за пределы России.

Прошедший сезон в Мариинке был удачен и по оперной части – награды распределились соответствующим образом. Как известно, Валерий Гергиев отозвал свою кандидатуру из списка номинантов – как следствие, премия дирижеру не присуждена вовсе. Как и премия за лучшую мужскую роль; хотя здесь есть подозрение, что в номинанты не попали все достойные певцы, в том числе и из представленных спектаклей.

Две награды, за лучший спектакль и лучшую режиссуру, получило «Путешествие в Реймс», живое, вкусное зрелище, переполненное эмоциями. А вот прошлогоднему фавориту Дмитрию Чернякову не так повезло – в его «Тристане и Изольде» отметили только заглавную исполнительницу Ларису Гоголевскую.

Что касается оперетты и мюзикла, то все имеющиеся награды поделили между собой два спектакля. Хотя если учесть, что номинировалось всего три, то по-прежнему можно думать, что с «легким жанром» у нас не все в порядке. Хотя приятные впечатления оставили и обаятельное шутовское действо «Фигаро здесь!», сделанное известным кинорежиссером Леонидом Квинихидзе на основе «Севильского цирюльника», и мрачно-сказочное сочинение «Ночь открытых дверей» по мотивам повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь». Слегка старомодные, пристойно спетые и сыгранные спектакли, возможно, не являются шедеврами, но в рамках общей ситуации их можно выделить.

Бедный Горький

Хельга Филиппова в роли Анны и Юрий Евдокимов в роли Клеща в сцене из спектакля «На дне» по мотивам пьесы М.Горького
Как водится, список награжденных в области драматического театра уже вызвал споры и раздоры. Это случается каждый год – и каждый год шум оказывается отчасти справедливым. Ибо «большое жюри», насколько бы профессиональным оно ни было, все же судит субъективно. И не попавшие в список лауреатов персонажи, забракованные по принципу «ну не нравишься ты мне», встречаются не так чтобы редко.

Но, с другой стороны, члены жюри – всего лишь люди, равно как и зрители, раздающие свои симпатии по иному принципу. И сложно требовать абсолюта, ибо он невозможен.

Не случилось совершенного расклада и на этот раз. Поначалу кажется, что выбор у бедных членов жюри был невелик: ряд спектаклей конкурсной программы выглядел откровенно неудачным. Сильно не повезло классику Максиму Горькому – два спектакля по его пьесам, малоизвестной «Чудаки» (Пятый театр из Омска, режиссер Анатолий Праудин) и хрестоматийной «На дне» (Небольшой драматический театр из Петербурга, режиссер Лев Эренбург), выглядели настоящей бедой. Но тогда как первый спектакль казался просто излишне затянутым и скучным, второй сильно отдавал любительщиной.

Зрители в антракте недоуменно переспрашивали друг у друга, профессиональные ли актеры заняты в спектакле. Актеры-то профессиональные, но даже они ничто без внятной режиссуры. А господину Эренбургу, видимо, показалось, что поселить горьковских героев под забором, раздеть их догола и заставить изображать тяжелую форму неврастении пополам с религиозным пафосом достаточно для полноценного зрелища. А зрелище-то получилось вязким, как непропеченный пирог, и бессмысленным. Героев приходилось различать исключительно по произносимому тексту, а на вопрос «Про что спектакль?» разводить руками.

Агрессия, с которой режиссер нагромождает на сцене физиологические подробности, вызывает обратную реакцию – скуку. Приходилось слышать, что этот спектакль на родной земле смотрится сильно и глубоко. Однако подобный аргумент всегда звучит несколько сомнительно.

Не досталось наград и постоянному гостю ЗМ – Омскому театру драмы, представившему два спектакля, «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли», оба в постановке нынешнего худрука Евгения Марчелли. Эстет Марчелли выстраивает каждый понравившийся ему сюжет по стихийным законам игры, словно разбирая написанное автором по винтикам и свинчивая уже по своему усмотрению. И чеховских, и стриндберговских героев он показывает нам с непривычной стороны, пользуясь меж тем только аргументами, предлагаемыми драматургом. «Вишневый сад», история про «красивое умирание», смотрится у Марчелли жестким, динамичным и довольно злым зрелищем, герои которого добровольно лишают себя всего самого лучшего, действуя по каким-то собственным законам логики.

А «Фрекен Жюли», лишенная пафосных мотивов социального неравенства, оказывается историей о сокрушительной силе плотского влечения. Пытаясь понять разницу между сексом и любовью, любовью и семейной жизнью, буднями и праздниками, герои угождают каждый в свою ловушку: Жюли – в смерть, а Жан и Кристина – в скучный предсказуемый быт. Второй спектакль славен еще и наличием превосходного актера Виталия Кищенко, своеобразного «талисмана» Марчелли: такой мужественности на сцене давно не приходилось видеть.

Призраки «лучших домов»

Алиса Фрейндлих
Как и в прошлом году, основные «Маски» будут красоваться на стенах в столичных театрах. На первый взгляд, придираться попросту нетактично. Ибо даже те, кому не близки режиссерские кружева Петра Фоменко или потусторонняя изобретательность Валерия Фокина, признают их роль в театральном процессе. И никто не станет спорить, что «Шинель» с Мариной Нееловой стала одним из крупных событий небогатого на свершения прошлого сезона, а «Три сестры» Мастерской Петра Фоменко, хотя и не являются безусловной удачей данного коллектива, достойны внимания. Вне конкуренции и прекрасная Алиса Фрейндлих, сыгравшая в «Оскаре и Розовой даме» питерского Театра Ленсовета лучшую свою роль за последние годы (и получившая, помимо награды за лучшую женскую роль, еще и приз зрительских симпатий от Nescafe Gold ). Но настораживает вот что. Получается, для того, чтобы получить награду, нужно прежде стать мэтром. А в творческом процессе очень важно вовремя похвалить.

Поэтому очень прискорбно выглядит тот момент, что основной режиссер-ньюсмейкер Кирилл Серебренников, номинирующийся четвертый год подряд, удостоился лишь специального приза «За создание ярких спектаклей». Безусловно, «Лес», поставленный им в МХТ им. Чехова, не так силен, как позапрошлогодние «Мещане», но сам Серебренников, ставший за немногие свои годы в столице мощным, незаурядным мастером, имеет полное право рассчитывать на официальное признание своих творческих качеств.

Зато искреннюю радость доставляет факт получения двух наград, «Новации» и «Приза критики», роскошным спектаклем питерского Формального театра «Между собакой и волком». Андрей Могучий создает эффектный, предельно эмоциональный театр, где внешние образы имеют едва ли не большее значение, нежели слова. Его спектакли трудно пересказывать – их хочется впитывать, ощущать, пропускать через себя. Взяв за основу роман Саши Соколова, режиссер не излагает события, а словно пропевает их, превращая слова в музыку, шум, перекликающиеся звуки, ворожа и шаманя. Награда Могучему словно воплощает те переживания, что испытывает публика по просмотре его работ.

Обсуждать итоги двенадцатой ЗМ будут еще долго. Наверное, вплоть до следующей, работа над которой уже началась. Какую концепцию придумают организаторы, что за спектакли предстоит увидеть, мы узнаем нескоро. А быть может, будущие лауреаты – постановки и роли – еще не появились на свет. Каждый раз ЗМ – это интрига. Интрига нынешнего года раскрыта. И хочется, чтобы интрига грядущая оказалась более затейливой.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?