В юности Йохансон играл панк-рок, работал диджеем, позднее участвовал в джазовом квартете. Повзрослев, он решил остепениться и поступил в колледж на отделение архитектуры и графического дизайна. Параллельно работал арт-директором в культовом английском журнале I-D и шведском журнале Pop.
Сознание перевернулось, когда он впервые услышал альбом Dummy группы Portishead. Это была точка перелома: творец нашел то, что искал. Разворот карьеры на 180 градусов – обратно к музыке – стал залогом его успеха. Заунывные, наполненные лиричной грустью песни в сладкоголосом исполнении Йохансона (его голос называли «голосом Джельсомино») стали пользоваться бешеной популярностью. Меланхоличные песни-исповеди, сочетание трип-хопа и ломаные ритмы с тяжеловесными аранжировками в духе эстрады 50-х принесли автору известность в континентальной Европе, Азии и Латинской Америке. И даже Северная Америка пала к его ногам.
За свою музыкальную жизнь певец выпустил пять альбомов: Whiskey, Tattoo, Poison, Antenna и – самый свежий – Rush.
От Whiskey к…
Обложка альбома Whiskey |
Сегодня Джей-Джей Йохансон дает живые концерты по всему миру и «диджеит» на самых изысканных вечеринках. Его DJ-set сопровождает показы от Cartier, Lanvin и Jean-Paul Gaultier на неделях моды в Париже и Нью-Йорке. Бутлеги с его последним сетом распространяются и скупаются по всей планете: в Париже, Нью-Йорке и Барселоне – и с бешеной скоростью. Микс Йохансона – поражающая вкусовые рецепторы смесь электро- и хаус-музыки с безумными хитами 80-х. Его часто сравнивают с электронными виртуозами 2 many DJ’s и Richard X, но не стоит: прекрасный швед с его холодной скандинавской энергией и поражающей эксцентричностью несравненен.
Накануне приезда в Москву Джей-Джей Йохансон поговорил с корреспондентом ВЗГЛЯДа. Звонок застал его практически на пороге: певец паковал чемоданы, чтобы улететь в Париж на показы мод любимых дизайнеров.
В джазе только Йохансон
J-J Johanson в 2004 году в Москве |
Меня заводит, когда приходит толпа слушателей и встречает на ура мою сумасшедшую музыку. Понимаете, в этот момент происходит обмен энергиями: я отдаю залу свою, а слушатели возвращают мне свою. Это, пожалуй, самая захватывающая часть будущего концерта.
- А вы с кем-нибудь из российских музыкантов хотели бы сыграть?
- Вообще-то я почти незнаком с музыкантами из России. Во Франции и Бельгии, где я сейчас живу, мало знают про русскую музыку – тут ее почти не слушают. Это, скажем так, не товар для экспорта. Нет, конечно, мне интересно узнать, что у вас слушают, но играть я предпочитаю самостоятельно.
- Вы перепробовали много разных стилей музыки: джаз, хип-хоп, трип-хоп, синти-поп. Какой стиль вам ближе всего сейчас?
- Я начинал с джаза, и он со мной до сих пор. Но я его каждый раз усложняю. Когда я пишу музыку, я стараюсь быть «на гребне волны». Всегда добавляю что-нибудь из трип-хопа, драм-н-бэйса, босановы, очень люблю электронную хаус-музыку. Но главным для меня до сих пор остается джаз.
- Какой диск стоит сейчас в вашем плеере?
- Последняя пластинка Мадонны. Она просто фантастична! Каждый раз не устаю удивляться ее прекрасному вкусу в музыке. Мадонна тонко чувствует время и каждый раз делает правильный выбор благодаря своему отличному вкусу. Я бы хотел так же, как она, делать хороший выбор, когда мне будет 47–49 лет. Хотел бы я быть в такой же музыкальной форме, как она.
- А вы будете вместе со всеми нами Масленицу отмечать? Ваш приезд как раз попадает на празднование начала весны.
- Да, конечно. У нас во Франции есть аналог вашему празднику – Жирный вторник (Mardi Gras*). Поэтому я надеюсь, что мы закатим гигантскую пирушку после концерта – будем есть, пить и веселиться.
* Вторник перед Великим постом еще называют Mardi Gras, что по-французски означает «Жирный вторник». Во многих странах мира в дни приготовления к Mardi Gras устраивается масштабный карнавал, который длится неделю или даже больше. Среди наиболее известных таких празднеств — карнавалы в Новом Орлеане и Рио-де-Жанейро. В течение всего праздника не прекращаются музыка и танцы, звучат шутки и смех.