Впервые в истории израильская разведка и палестинские террористы пришли к согласию, хором жалуясь на историческую неправду.
О чем
Кадр из фильма «Мюнхен» (фото: film.ru) |
«Мюнхен» посвящен олимпийским событиям 1972 года в Германии, когда группа палестинских боевиков уничтожила команду Израиля, и повествует об операции возмездия израильских спецслужб. А вернее, об отправленных в Европу палачах, не до конца уверенных в правильности своей миссии.
Спилберг и его пиарщики (среди которых Эйал Арад, который еще недавно работал на правительство Израиля, объясняя народу, почему надо вывести войска из сектора Газа) убеждали всех, что провели консультации с некими специалистами.
Но при этом специалисты признанные возмущаются все как один. Экс-глава израильской внешней разведки Шабтай Шавит и бывший начальник одного из управлений МОССАД Рафии Эйтан заявили, что фильм искажает реальность. Пятеро высокопоставленных агентов израильской разведки в отставке удивились, когда узнали о фильме, – к ним никто за консультацией не обращался.
Самое потрясающее, что на невнимание обиделся и террорист Абу Дауд, который и планировал теракт в Мюнхене. Дауд, объявленный в международный розыск, по слухам, живущий в Дамаске и носу оттуда не показывающий, оскорбился, что Спилберг не удосужился найти его и побеседовать. И если разведчики обвиняют режиссера в антиизраильской позиции, то палестинец с тем же пылом упрекнул его, наоборот, в сионизме.
Зачем
Спилберг ухитрился снять фильм совсем не о мюнхенской истории (фото: Reuters) |
В чем-то они правы. Спилберг ухитрился снять фильм совсем не о мюнхенской истории.
Жан Бодрийяр главной проблемой террора назвал анонимность: мы не знаем по именам тех, кто поднимал в воздух самолеты, бомбившие Ирак, кто посылал на смерть террористов-камикадзе, тех, кто нажимал на кнопки, и тех, кто мстил.
Победим эту анонимность – победим и террор. Спилберг снимал фильм про сомнения и страхи, постаравшись превратить абстрактных мускулистых спецназовцев в реальных людей.
Самый влиятельный рецензент США Роджер Эберт похвалил Спилберга, заметив, что тот снял не приятный фильм, а фильм важный, может быть, самый важный в своей карьере.
За кем
Фольклер Шлендорф |
Бена Хекта, которому, по словам Годара, американский кинематограф обязан 80% своего успеха, преследовали в Англии за критику пропалестинской позиции власти в конце 40-х годов.
Фольклер Шлендорф, автор культового «Жестяного барабана», после долгих лет забвения вернулся в кино в 2000 году с фильмом «Легенды Риты». И его объявили чуть ли не пособником убийц (фильм – о террористах немецкой «Фракции Красной армии», которых бросили на произвол их бывшие хозяева из ГДР). А одна из экс-террористок пыталась даже подать на режиссера в суд за то, что он предположил, будто «Красная армия» была связана с восточногерманской «Штази».
Наконец, двое наших современников с Ближнего Востока, отношение которых тоже, мягко говоря, неоднозначное. Еврей Эйтан Фокс, номинант «Сезара» за ленту «Прогулки по воде» (о том, как агент МОССАД не хочет убивать бывшего нациста, ныне глубокого старика), и палестинец Хани Абу-Ассад, обладатель «Золотого глобуса» за фильм «Рай сегодня» (о двух милых парнях, ставших террористами-смертниками).
Эти фильмы очень успешны именно в Израиле. Где хотят понять не террор вообще, а людей, живущих по соседству.
Все эти коллеги Спилберга – представители кино немассового, элитарного. Режиссер из мира шоу-бизнеса впервые сыграл на их поле. Король поп-кино, когда-то выведший Голливуд из кризиса, теперь нарушил его законы, не дав четких и политкорректных ответов, а лишь ставя вопросы, на которые и ответов-то нет. Потому и обижаются на него сегодня все – и палестинцы, и израильтяне, считающие, что на эти вопросы ответы им известны.