Культура

12 декабря 2006, 08:36

Реквием по мечте

Фото: ИТАР-ТАСС

В число особенно популярных театрально-постановочных сюжетов история доктора Фауста никогда не входила. Слишком много затрат она требует: тут и работа с текстом нужна, ибо что поэма Гете, что пьеса Кристофера Марло, что другие сочинения тяжеловесны и нуждаются в адаптации. И фантазия незаурядная нужна, и артисты, скажем так, не последние. А главное – акцентировка. Разобраться в многочисленных линиях легенды о человеке, ставшем для потомков символом миропознания, берутся немногие.

Из последних московских примеров приходит на ум только ныне идущий спектакль Юрия Любимова на Таганке. Оперному варианту на постановки везет больше: считается, что музыку трактовать и исполнять легче. А в драме данный сюжет воскресает редко. Поэтому, когда нынешней осенью на нескольких фестивалях подряд появилось название «Фауст», это незамедлительно привлекло внимание.

Мне скучно, бес…

Актеры вильнюсского театра Meno Fortas Елжбиета Латенайте в роли Маргариты и Владас Багдонас в роли Фауста в спектакле Эймунтаса Някрошюса «Фауст» на сцене "Новой оперы"

Кажется, что сюжет «Фауста» создан для Эймунтаса Някрошюса. Его излюбленная тема, проходящая через каждый спектакль, – тема рока, судьбы, прямых взаимоотношений человека с высшими силами. И хотя «Фауст», сделанный Някрошюсом в своем театре Meno Fortas и показанный сначала в Петербурге на «Балтийском доме», потом в Москве на фестивале «Сезон Станиславского», временами озадачивает, в итоге соглашаешься с предложенной режиссером системой координат.

Поначалу возникает ощущение, что никаких высших сил в спектакле нет. Вернее, в них отсутствует внушающее дрожь величие. Есть некая компания работяг, с усердием Самсона крутящих огромный деревянный ворот и методично стреляющих по притягательно красным мишеням. Для них существование Фауста не больно интересно – в управлении миром столько дел, что не до конкретики. Да и Фауст (Владас Багдонас), крепкий мужчина с седой бородой и упрямым взглядом, не выглядит потерявшим смысл земного бытия. Он движется по жизни, словно танк, и смутить или искусить его практически невозможно. И с пришедшей извне компанией бесов и духов Фауст управляется лихо, даже грубо, утверждая собственное первенство. Поэтому и история, рассказываемая о нем Някрошюсом, до поры до времени кажется несколько однообразной.

Ситуация кардинально меняется, когда в действие врывается Маргарита (Элжбиета Латенайте). Молодая, свежая, озорная девушка с лукавыми глазами чарует и одновременно чуть-чуть стесняется своей природы. Она кружит вокруг Фауста, разом превратившегося в сомнамбулу – сюда подойдут слова «парализовало от любви». В этой хрупкой женщине – огромная сила: она бесстрашно идет навстречу смертельным испытаниям, отдается своей участи с раскрытыми глазами. Даже когда ее принесут на пиршественный стол к духам, она не дрогнет. И в этой разнице поведения мужчины и женщины перед лицом любви – смысловая квинтэссенция спектакля. Ибо рок здесь – это любовь. И именно в том, как человек принимает это испытание, состоит главный выбор, за который придется отвечать перед лицом небесной канцелярии.

Что делать, Фауст…

Сцена из спектакля «Фауст в кубе»

Фантазеры из Русского инженерного театра «АХЕ» тоже не смогли пройти мимо мифа о докторе Фаусте, как нельзя лучше подходящего под то, что они творят на подмостках. На недавно завершившемся фестивале NET (Новый европейский театр) они показали целых две версии истории Фауста. И в обеих пошли немного дальше себя привычных. Поэтому особенно интересно было смотреть эти спектакли встык, один за другим.

Как известно, АХЕ любят экспериментировать с пространством, но все же их спектакли обычно камерные. Иначе нельзя: пространство ткется художниками на зрительских глазах, и в огромном зале можно пропустить что-нибудь важное. А «Фауст в кубе», сделанный совместно с актерами мексиканского театра Linea de Sombra, предназначен как раз для традиционной театральной площадки. Что потребовало несколько иных выразительных средств. В итоге «Фауст» получился эдакой размашистой пантомимой, не всегда напряженно-увлекательной, но трогательной, эмоциональной и наделенной классическим «ахешным» обаянием.

В истории доктора Фауста, при всей ее кажущейся узконаправленности, можно выбирать из множества разных линий. «Фауст в кубе» сделан о приведшей к трагедии связи Фауста с Маргаритой. Спектакль начинается с их танца, в процессе которого девушка в белом словно ломается в руках партнера, оседает и слабеет. На листе договора, который предлагают доктору Мефистофели (их несколько), неожиданно высвечивается лицо Маргариты. Она сама, пытаясь убежать от судьбы, почти вступает в бой с предвестниками зла, но этот поступок ни к чему не приводит. А в финале она, облаченная в неудобное, сковывающее движения белое одеяние, делающее ее похожей на статую, вдруг начинает говорить. Говорить заглушенно, не в пространство, но в бокал с вином, которое выплескивается прямо на нее. Словно последние капельки крови, капельки жизни, дыхания уходят из нее вместе с этими словами.

Вторая серия фаустианы, «Фауст в кубе. 2360 слов», больше похожа на традиционные спектакли АХЕ. За одним важным исключением: здесь наряду с богатым изобразительным рядом используются слова. Конечно, текст, произносимый диджеем Андреем Сизинцевым, крошечным бритоголовым человеком в черном бархатном одеянии, далек от гетевского сочинения. «Музыка ушла – я родился», – начинает он странное повествование о бытии и небытии доктора Фауста. И пространство оживает: огонь и вода, снег и музыка, зеркала и бумага соединяются во взрывоопасные дуэты, очаровывающие тем сильнее, что лишены загадки своего появления. В этой истории почти не будет места как Маргарите, так и другим женщинам.

Ибо окажется она о взаимоотношениях темного и светлого, вернее, о том, насколько краток миг наслаждения, – но при этом как важно испытать как можно больше. Ибо если ты прожил полнокровную жизнь, то, даже услышав: «Ты осужден и навеки проклят», не придешь в ужас.

История доктора Фауста – это, конечно, сказка. Сказка для взрослых. Обладающая сокрушительной силой убеждения. Из года в год мы следим за раз и навсегда выстроенным сюжетом со священным трепетом узнавания. Ибо «Фауст» при всей кажущейся нравоучительной занудности – обо всех нас. О познании, удовольствиях, проблеме выбора и всепоглощающей любви. Словом, обо всем, что составляет нашу жизнь. Вне зависимости от того, кому принадлежит наша душа. Главное – не усомниться в ее наличии.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Кремль объяснил необходимость ядерных учений
Темы дня

Россия преодолела критическую зависимость от западных газовых турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военный эксперт назвал учения с тактическим ядерным оружием четким сигналом Западу

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Боррель предложил производить оружие на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

ВСУ безуспешно попытались вернуть позиции в районе Сватово

Подразделения ВСУ в минувшие выходные безуспешно попытались вернуть ранее утраченные позиции в районе Сватова ЛНР, силы России отбили атаки противника и заняли более выгодные рубежи, заявил военный эксперт Андрей Марочко.

Российский снайпер рассказал о ликвидации украинского военного в каске СС

Один из самых эффективных российских снайперов в зоне спецоперации рассказал о ликвидации украинского военнослужащего, носившего немецкую каску времен войны с эмблемой СС.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

При атаке дронов в Белгородской области погибли семь человек

Число погибших в результате атаки БПЛА ВСУ на машины ГК «Агро-Белогорье» в Белгородской области возросло до семи, сообщили в пресс-службе группы компаний «Агро-Белогорье».

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Минобороны начало подготовку к учениям с тактическим ядерным оружием

Генштаб России по поручению Верховного главнокомандующего, президента России Владимира Путина начал подготовку к проведению учения с ракетными соединениями Южного округа с привлечением авиации и сил ВМФ, заявили в Минобороны.

В Кремле объяснили объявление в розыск украинских политиков

МВД объявило в розыск украинских политиков – нынешнего президента Владимира Зеленского и экс-президента Петра Порошенко – в рамках расследований преступлений киевского режима, сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В СВР заявили об активизации усилий США по поиску альтернативы Зеленскому

США активизировали усилия по поиску альтернативы президенту Украины Владимиру Зеленскому, сообщило пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) России.

Киселев потребовал расследовать убийство военкора Бентли

Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что убийство корреспондента агентства Sputnik Рассела Бентли должно быть расследовано, а виновные – наказаны.

Власти Грузии указали на желание радикалов увидеть жертвы по примеру «майдана»

Протестующие в Тбилиси против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» радикалы «фактически анонсируют» жертвы по примеру «майдана», заявила депутат от «Грузинской мечты» Нино Цилосани, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?