По поводу итогов фестиваля Виктор Мережко, бессменный президент «Киношока», заметил: «Было много сюрпризов. Эстонское кино – загадочное. Мы знаем, что эстонцы неторопливы, они долгодумающие. Но они думают так, что всем становится интересно. Меньше всего я рассчитывал, что реанимировалось украинское кино, но фильм «Оранжлав» мне показался лучшим. Сильной была казахская программа, не получившая призов. Огорчило российское кино, оно самодовольно и самодостаточно. Картина Игоря Минаева «Далеко от Сансет-бульвара» оказалась не того уровня, как все ожидали. Задачи фестиваля, тем не менее, выполнены. Кино бывшего СССР выздоравливает, и есть все основания надеяться, что культурное и духовное пространство стран СНГ и Балтии сохранится и будет развиваться».
Попыткой пересоздать советский миф о 1930-х годах стал фильм Игоря Минаева «Далеко от Сансет-бульвара
В границах кинофестиваля в Анапе это пространство действительно развивается. Во-первых, оно становится многоязычным. В фильме «Сыт по горло» главные герои говорят на немецком и эстонском, в «Оранжлаве» – на украинском и русском, в «Фрице и Полине» – на немецком и белорусском. Попытка понять друг друга, невзирая на препятствия, часто определяет ход сюжета. Во-вторых, каждая из бывших республик создает свою собственную мифологию, свою отдельную историю, и потому так много фильмов о прошлом, осмысленном иначе.
Попыткой пересоздать советский миф о 1930-х годах стал фильм Игоря Минаева «Далеко от Сансет-бульвара». Это биография великого кинорежиссера, снимавшего мюзиклы, в которых главную роль играла его жена. В фильме много стилизованной музыки, танцев, «красных» звезд, госдач, габардиновых костюмов с плечами и офицеров спецслужб. В историю звездной пары добавлено «перца»: сам режиссер – гей, его жена пьет. Но поскольку весь фильм – красивая стилизация под соц-арт, из нее попросту выпали главные герои. Остались только эмблемы эпохи и ее декорации. Показать, что на самом деле чувствовали кумиры времени, авторам фильма не удалось.
Место действия фильма Михаила Сегала «Фриц и Полина» – Белоруссия, время – 1943 год. Герои его – немецкий мальчик, белорусская девочка и война. Картина снята с фламандской тщательностью быта, герои юны, прекрасны и преданы друг другу. Когда Полина рожает ребенка, Фрица, спустившегося к реке за водой, расстреливает 10-летний мальчик.
Создатели фильма очень талантливы, но создается впечатление, что они снимают кино о войне 1812 годе. Не «Гусарскую балладу», конечно, но все-таки нечто отдаленное. Белорусская деревня горит потрясающе красиво, фильм волнует, но гильдия киноведов и кинокритиков, обсуждая конкурсную программу, не без основания употребляла слово «гламур». Красота видеоряда в работах молодых режиссеров порой доминировала над планом содержательным.
Но из этой наметившейся тенденции было одно яркое исключение: короткометражный фильм Эдгара Бартенева «Яптик-хэсе», призер «Шорт-шока». Поразительно красивому видеоряду содержание соответствовало полностью. Получился поэтичный и глубокий миф о природе и людях, составленный из бытовых картин кочующей ненецкой семьи.