На Кубе возможно все. Эрнесто Че Гевара, принимая советского специалиста, совершенно не волновался относительно полного отсутствия одежды на своем теле: «Во-первых, у нас на Кубе очень жарко, привыкайте. А во-вторых, мы же все здесь товарищи». Камило Сьенфуэгос совершенно не обижался на то, что первые кубинские постреволюционные брюки соотечественники назвали его именем: любвеобильность экс-партизана Камило была притчей во языцех, а ширинка этих замечательных брюк как нарочно постоянно разъезжалась. Говорят, на Кубе даже нашли нефть. По слухам, кубинская земля просто пропитана «черным золотом» – именно этим объясняется специфический привкус местного рома и сигар.
Ясумаса Маримура помещает свое изображение в пространство классических для современного |
В Зверевском центре современного искусства за Кубу ратует целая интернациональная бригада. Кроме вполне естественных в данном случае кубинских и российских художников (среди последних Андрей Филиппов, Гор Чахал, Владимир Дубосарский, Олег Кулик, Георгий Литичевский и Дина Мачулина), в выставке участвуют авторы из еще почти полудюжины стран. Их «Куба» получилась вполне адекватной: ни особой пропаганды, ни морализаторства.
Япония, хотя и тоже островное государство, к странам третьего мира уже давно не относится. Впрочем, это совсем не значит, что на японское искусство не стоит обращать внимания. В галерее Гари Татинцяна открылась выставка известного художника из страны цветущей сакуры и прочих суши Ясумасы Маримуры. Автор помещает свое изображение в пространство классических для современного (и не только) искусства работ. Сделано это не из желания таким образом «присвоить» себе работы и уж тем паче любой ценой «забронзоветь». Наоборот, используемый Маримурой прием – лишь интерпретация классики, а интерпретации могут быть самыми разными – никакой «первой среди равных» или «самой главной».
В Крокин-галерее показывают Аркадия Насонова, выставка «В плену у кинопленки». Автор принимал участие в большом кинопроекте и параллельно был фотографом группы. По окончании работы необходимо было решить проблему отбора: как отобрать из километров пленки и тысяч снимков материал, например, для рекламы.
Художник пришел к выводу, что выбирать кадры самых важных с точки зрения сцен не очень-то и правильно, ведь для человека, который не имеет представления о самом фильме, все кадры равны.
Поэтому Насонов стал больше обращать внимание на чисто художественные качества (цвет, композицию, перспективу) кадров. Так и родилась идея «В плену у кинопленки», правда, нынешние «кадры» художника не на целлулоиде, не на фотобумаге, а написаны маслом на холсте. То, что любой кинокадр может стать картиной, известно каждому, кто знает, что на пульте управления существует кнопка «пауза». Ну а то, что картина может быть кинокадром, показывает Насонов.