Для Москвы этого мало
«Арт Москва» заняла большую часть экспозиционной площади Центрального дома художника – ЦДХ не резиновый, ярмарке больше некуда расти – ресурс исчерпан. С другой стороны, еще одной, столь же большой и удобной для выставок площадки в городе нет.
Во-вторых, отбор стал еще более строгим – заявки слабых галерей вовремя отбраковали. Искусство на «Арт Москве» становится лучше – стандарты растут. У «Арт Москвы» хватает недостатков, но за нее не стыдно. Одно плохо – биеннале и одна-единственная хорошая ярмарка – это безумно мало для России.
В-третьих, как сообщил генеральный директор «Экспо-парка» Василий Бычков, компания, доселе бравшая на себя основную массу расходов по организации и проведению «Арт Москвы», со следующего года прекращает финансирование ярмарки. Впрочем, хочется надеяться (и надежда имеет под собой основания), это не сильно повредит фесту. Хотя бы просто потому (здесь – четвертый важный момент), что современное искусство привлекает все больше и больше внимания.
О кардинальных сдвигах в этом отношении говорить рано, но – показательно – главным информационным спонсором «Арт Москвы 2005» стал Первый канал, который должен уделить событию много эфирного времени. Да и очередь в день открытия впечатляла, в самом же вестибюле ЦДХ давка была несусветной…
Мракобесам просьба не беспокоить
И все же, на первом плане – содержательная часть выставки. Порадовала галерея Fine Art, представленные ею работы очень репрезентативны. Товар, что называется, подан лицом. Сразу понятно, чем занимается галерея. Fine Art сегодня – не только пара Виноградов – Дубосарский и шестидесятники-семидесятники, но и молодые художники (например, Дмитрий Шорин и Александр Погоржельский), которых уже пора переводить из разряда подающих надежды в более серьезную весовую категорию.
Неплохие подборки у «Крокин Галереи», «XL», «Риджины» (главным образом – Мамсиков), а также «Artgentum» (особенно – «Сон», «Сон II» Павла Полянского). В боксе «Ковчега» постоянно толпились люди – не удивительно, галерея представила серию работ молодого графика Павла Шевелева, день за днем, по собственной инициативе, ходившего на заседания суда по делу Лебедева – Ходорковского. Рисунки не лишены иронии, здесь нет пугающей официозности.
Несколько разочаровали вообще-то очень неплохие Stella Art Gallery и «Галерея Гари Татинцияна». С одной стороны, верен принцип «чем богаты, тем и рады» (в смысле, что выставляем, то и продаем), но очень уж несуразно выглядит представленное ими.
Россия входит во вкус
Никуда не пропала некоммерческая программа. В рамках проекта «Питерские» (речь идет о художниках, живущих в Санкт-Петербурге) Марат Гельман, не забывший, разумеется, и о собственной галерее, собрал Виталия Пушницкого, Глюклю (Наталью Першину-Якиманскую), Филиппа Донцова, Влада Мамышева-Монро и многих других.
В «Искусство для Playboy» обыгрываются знаменитые зайчики и стереотипно-эротические сюжеты. В программе видеоарта «Комедия положений» хочется отметить «Пораженного мужчину» Юлина Розенфельдта. Пусть просмотр фильма займет приличное время, это видео того стоит.
Поначалу, еще до открытия «Арт Москвы 2005», казалось что ярмарка будет смотреться блекло после прошедшей зимой Первой Московской биеннале современного искусства. Так или иначе, биеннале – самое крупное арт-событие для страны, где она проходит. Однако «Арт Москва» не производит впечатления довеска. Она самоценна, здесь много действительно интересных работ. Никакого пресыщения искусством нет, да его и не должно быть. Хочется надеяться, Россия лишь входит во вкус.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом