Впрочем, большинство конфликтов были локальными и не выходили за пределы редакций. Во всяком случае, по общественному резонансу с медийными войнами времен аукциона по «Связьинвесту» их не сравнить.
Новые очевидцы
Второе главное событие начала года – Леонид Парфенов стал главным редактором «Русского Newsweek» |
Год начался с печального известия, которого в полном завистников мире СМИ ждали с плохо скрываемым нетерпением. Закрылся «Новый очевидец», первая попытка создать русский вариант «Нью-Йоркера» и третья попытка главреда Сергея Мостовщикова создать прибыльное издание. Эксперимент продолжался четыре месяца, обошелся в 1,5 млн. долларов и вошел в историю фантастическими гонорарами для авторов, каких не платили в еженедельных журналах ни до, ни после. Для полноты картины приведу официально не подтвержденный слух о том, что по окончании проекта Сергей Мостовщиков приобрел расселенную коммуналку на Остоженке.
Второе главное событие начала года – Леонид Парфенов стал главным редактором «Русского Newsweek». То есть формально он им стал в середине декабря, но по-настоящему приступил к делу в начале года. После чего его ученик Алексей Пивоваров сказал в эфире ставшую афоризмом фразу: «В России лучше писать, чем говорить» – за что был на месяц отстранен от эфира. В качестве главного редактора Парфенов прежде всего использует свой главный ресурс – узнаваемое лицо. Данное лицо появляется в рекламе журнала на ТВ и на встречах со студентами в регионах. После чего продажи «Русского Newsweek» заметно растут. Что же касается самого журнала, то он является печатным вариантом программы «Намедни», что, в общем-то, и неплохо.
В начале года одним телеканалом стало больше. Компания «СТС-Медиа» запустила в эфир телеканал «Домашний», возведенный на обломках выкупленного у дружественных ЛУКОЙЛу структур канала «М-1». Новый канал сделал ставку на женскую аудиторию от 15 до 54 лет, для которой были подготовлены в основном утилитарные, полезные программы о готовке, нарядах и домашних животных. Была произведена оптовая закупка вышедших в тираж телезвезд. В частности, на канал перешли Елена Ищеева, Татьяна Плотникова, Вадим Тихомиров, Павел Любимцев. Однако за год работы канал запомнился прежде всего рождением новой телезвезды – доктора Курпатова, решающего любую проблему за пять минут.
1 февраля 2005 года генеральный продюсер и один из создателей радиостанции «Наше радио» Михаил Козырев* покинул свой пост. Трудно найти другого человека, сделавшего столько же для русского рока и русскоязычного развлекательного радио, сколько сделал Козырев. Радиостанции «Максимум», «Ultra», «Наше радио», фестивали «Максидром» и «Нашествие», рок-н-ролльные телепроекты на НТВ и REN TV, десятки открытых новых рок-групп – все это его рук дело. Причина его ухода – скромные финансовые показатели «Нашего радио», которые перестали устраивать владельцев.
В конце прошлого и начале нынешнего года все заинтересованные лица могли наблюдать шоу в прямом эфире – перезапуск старейшего журнала «Огонек», который купил издательский дом «ОВА-Пресс». Руководил процессом Леонид Бершидский, перед этим поставивший на ноги «Ведомости» и Forbes. Кроме того, Бершидский пошел на смелый шаг – каждое действие в «Огоньке» он объяснял в «Живом журнале». Действия произвели следующие: был изгнан главный редактор Виктор Лошак; еженедельник, который в основном читала интеллигенция, переадресовали молодым клеркам; а затем заполнили его большими снимками и маленькими текстами. К сожалению, узнать, насколько издатели угадали чаяния менеджеров среднего звена, не удалось. Через полгода после перезапуска журнала «ОВА-Пресс» продал его компании «Телекоминвест». В «Огонек» вернулся Виктор Лошак, который благополучно продолжает выпускать журнал для интеллигенции.
Срок для «Коммерсанта»
Главный редактор Евгений Киселев уволил своих замов (фото: ИТАР-ТАСС) |
В марте случился раскол в «Московских новостях». Главный редактор Евгений Киселев уволил своих замов Людмилу Телень и Михаила Шевелева. Отставники публично пожаловались на непрофессионализм главного редактора и выпустили альтернативное издание «Московские новости без Евгения Киселева». В дело вмешался наблюдательный совет, после чего владелец издания Леонид Невзлин* заявил, что ему эти разборки на ровном месте надоели и он готов продать издание кому угодно, «хотя бы даже и за рубль». Желающий немедленно нашелся. Им стал украинский медиамагнат Вадим Рабинович. Киселев подал в отставку, а Рабинович объявил, что новым главным станет лучший журналист страны. Однако главный так и не был утвержден – видимо, трудно было выбрать лучшего. Вскоре газета была вновь перепродана, на этот раз бизнесмену Аркадию Гайдамаку, который заявил, что купил МН, чтобы прославиться. В результате новости из «Московских новостей» окончательно перестали кого бы то ни было интересовать.
В апреле начались изменения в газете «Газета». До сих пор этот проект был актом чистого искусства, затеянным председателем совета директоров Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным.
Потом Лисину надоело выбрасывать деньги на ветер, и он потребовал сделать газету прибыльной. Главного редактора Михаила Михайлина заменили на Петра Фадеева из «Русского фокуса», и начались собственно эксперименты. Газету перевели на «таблоидный» формат А3. В начале сентября поменяли дизайн сайта www.gzt.ru. И наконец, в октябре бумажная «Газета» вышла с полностью обновленным дизайном.
Новизна главным образом заключалась в новом логотипе с российским гербом и цветных фотографиях. После чего Лисин в очередной раз охладел к «Газете» и купил замок в Шотландии.
В апреле же начал выходить русский Esquire. Для его издания владелец бренда Hearst Corporation и глянцевый гигант Independent Media создали совместное предприятие. Главным редактором стал Филипп Бахтин («Афиша», FHM). Читатели распробовали новый продукт не сразу. Тем более что Esquire сразу поднял планку и в наполнении, и в оформлении мужских журналов премиум-класса на высоту прямо-таки нечеловеческую, вплоть до полного пренебрежения интересами этих самых читателей. Теперь и у мужчин есть свой журнал, в котором под видом Чрезвычайно Полезной Информации печатаются Совершеннейшие Пустяки.
Летом разразилась давно ожидаемая гроза в «Коммерсанте». Лучший, на мой взгляд, главный редактор в стране Андрей Васильев уехал на Украину – делать местный «Коммерсант». Гендиректором ИД «Коммерсант» стал Владимир Ленский, а шеф-редактором «Коммерсанта» – Владислав Бородулин. В газете, которая славилась объективностью, стали появляться разные «мнения», а неофициально новое руководство объявило, что владелец Борис Березовский хочет, чтобы издание стало ярко выраженно оппозиционным. Знающие люди считают, что у «Коммерсанта» осталась лишь одна надежда – что киевская ссылка Васильева закончится через два года и он триумфально вернется в Москву.
В октябре случился двойной камбэк. Вернулся журнал «Крокодил» и главный редактор Сергей Мостовщиков (см. выше). Совмещение этих двух не очень совместимых ингредиентов произошло под крышей «Новой газеты». Последнее обстоятельство определило формат издания. Мостовщиков, привыкший к шестизначным бюджетам, был вынужден играть по правилам «Новой», которая платит гонорары авторам раз в год. В результате получилось нечто странное – журнал, отпечатанный в два цвета на дешевой бумаге, который продают по цене 100 рублей. Финансовые показатели издания содержатся в секрете. Вклад этого проекта в культуру пока ограничивается комиксом о похождениях человека-говно.
И, наконец, о самом грустном. В ноябре «Известия» покинул Владимир Бородин – главред-вундеркинд, вставший у руля главной общественно-политической газеты в возрасте 26 лет. Даже если поверить слухам, что за его спиной весь год с небольшим его работы стоял Раф Шакиров, результаты были очень неплохие. И одиозные проекты вроде пятничной «толстушки», что называется, экологии не испортили.
Теперь «Известиями» управляет другой Владимир – Мамонтов, бывший шеф-редактор «Комсомольской правды». Отличный редактор, имеющий только один недостаток. Как тот завод, который вместо детских колясок выпускает танк, Мамонтов за что ни возьмется, у него получается «Комсомольская правда». А зачем? Одна уже есть.
Под конец года заштормило канал REN TV. После продажи контрольного пакета акций Северстали и перепродажи их немецкой RTL Group с канала ушли его создатели Ирена и Дмитрий Лесневские. Их не устроила работа в качестве наемных менеджеров. На канале появились новые управленцы, которые начали наводить свои порядки. Гендиректор Александр Орджоникидзе отстранил от эфира ведущую новостей Ольгу Романову, которая пожаловалась в эфире «Эха Москвы», что он запрещает ее сюжеты. Романова в ответ хлопнула дверью и ушла с канала на то же «Эхо Москвы». Кому от этого стало лучше – непонятно.
И, видимо, последнее событие в мире СМИ в нынешнем году – отставка Олега Попцова с поста президента телекомпании «ТВЦ». Отставка давно готовившаяся и никого не удивившая. Напоследок Олег Максимович решил громко хлопнуть дверью – выпустил документальный фильм «Ваше высокоодиночество», три часа своих разговоров с портретом президента. При этом, похоже, Попцову не удалось даже самого себя убедить в том, что его отставка связана с выходом этого фильма.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом