С музыкально-технологической точки зрения пластинки поп-звезд мало чем разнились. В советское время все записи производились на студиях грамзаписи «Мелодия» и в Доме радиовещания на Пятницкой. После перестройки появилось несколько частных центров качественной звукозаписи – Мосфильм, МДМ, «Таганка», Обнинск. Сейчас что-то пишут в Киеве, в Москве появилось несколько новых дорогих студий. Проблема по-прежнему в кадрах.
Дело техники
Группа Smash! (фото: sergeylazarev.ru) |
Представьте себя в роли артиста, стоящего в это время лицом перед недоуменным многотысячным залом или просто оплачивающего студийное время тысячами зеленых банкнот. Незавидная роль.
Я не знаю, что нужно сделать с этими людьми. С отечественными звукачами поголовно. Оторвать им руки или сделать трепанацию черепа. Поскольку явление массовое, нужны массовые же действия. Оказалось, что рынок ничего в этом вопросе не регулирует. Рынок регулирует цены, но не деятельность головного мозга. Когда артисту в очередной раз приходится говорить звукооператору, что такого-то музыканта вообще нет в колонках, хочется уехать из этой страны.
Но есть другой выход. За те же деньги артист может записывать песни в Праге или Лондоне, в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. Плюс авиаперелет до студии. И уже нет проблем со слышимостью инструментов, звукооператор сам улыбается и делает все, чтобы запись получилась «оk».
Говорят, что в звукооператоры идут неудавшиеся музыканты. Почему в России они при этом гадят артисту, а в Лондоне – лезут из кожи вон, чтобы обеспечить комфорт и хай-класс? Разница, похоже, в менталитете.
Так вот, очень скоро не останется ни одного артиста высшего эшелона, который будет записывать материал в России. Записи, сделанные на отечественных студиях, станут уделом малобюджетных и андеграундных групп. Если нельзя поменять логику действий техперсонала, нужно менять логику действий заказчика. Сейчас поп-бомонд не летает поголовно записываться в Лондон только потому, что лень. И еще потому, что так не делает Алла Пугачева. Это временно.
С почином!
Первым стал принципиально записывать звук в Лондоне «Мумий Тролль» |
Но настоящим прорывом стал 2005 год.
За пределами России записаны альбомы ДДТ, «Алисы», «Мумий Тролля»…
И вот выходит полноценный поп-альбом, записанный целиком за пределами отечества. Сергей Лазарев начинает сольную карьеру с англоязычного альбома, половину песен которого спродюсировал известнейший английский продюсер Брайан Роллинг.
Роллинг, к слову, делал песни для Бритни Спирс, Энрике Иглесиаса, Пинк, Шер, Крэйга Дэвида, Лары Фабиан. Это марка качества мировой поп-музыки. Так вот, когда я спросил у Брайана, подгонял ли он музыкальный продукт для Лазарева под стандарты российского рынка, тот искренне удивился. «Я всегда стараюсь сделать песни как можно лучше, – сказал Б. Ролинг. – Есть недосягаемые идеалы, и я ориентируюсь только на них».
Ну, это еще вопрос, надо ли ориентироваться на музыкальный рынок страны, для которой ты делаешь продукт. Если даже в Англии уважаемые музыкальные издания сетуют на то, что янки совершенно не понимают актуальной британской музыки и помешались на своей толстушке Бритни.
Американцы в ответ обвиняют английскую музыку в высоколобии, и спору нет конца. В России вообще популярен блатной шансон и прямолинейный танцевальный бит на первую долю. Что же получилось у Брайана Роллинга и итальянских дэнс-звезд Earphones на диске Лазарева?
Судить по результату
На мой взгляд, альбом «Тату» «Люди Инвалиды» все-таки проигрывает «Don’t Be Fake» по звуку |
Сравнить можно только с «Тату», писавшимися опять же в Лос-Анджелесе. И, на мой взгляд, альбом «Тату» «Люди Инвалиды» все-таки проигрывает «Don’t Be Fake» по звуку.
Сергей Лазарев, андрогинный младенец в сахарном сиропе, тем не менее, остро напоминает здесь лучшие взлеты А-Ha. Вокальная манера Лазарева отсылает к полукруглым закрытым гласным норвежцев. Лазарев поет на длинных пронзительных гласных и при этом оставляет их закрытыми, почти избегая придыханий и прочего «фейка».
В российской эстрадной традиции – «показывать голос», бесстыдно раскрывая широкие гласные и протягивая их на несколько тактов (наиболее ярко это делают Алла Пугачева и Маша Распутина). Лазареву ближе европейская традиция, и он почти не показывает голос.
«Почти», потому что специально для этой цели на пластинке есть один-единственный кавер. Но это стрит-кавер Майкла Джексона с одной из сложнейших в вокальном отношении «Earth Song». В ней требуется вокальный диапазон в две с половиной октавы, и обойтись без фальцета обычно не может ни один вокалист.
Лазарев обходится. Другой вопрос, зачем эта песня вообще вошла в пластинку, поскольку по сложности мелодики она настолько выделяется из остальных песен, что кажется вставным зубом в молодой челюсти. Но экзамен на вокал сдан на пятерку.
Насыщенный звук спродюсирован Роллингом гладко, даже чересчур гладко. Встает вопрос о «фишках». Нельзя сказать, что их нет. Например, в «Do it for Me» использованы достижения турецкой попсы, в заглавной «Fake» звучит октавный бас почти от «Daft Punk», а «Just Because You Walk Away» переполнена фортепианным пафосом от Элтона Джона. Дело в другом. Нет ни одной «фишки», которая присутствовала бы во всех песнях альбома сразу, придавая цельность и индивидуальность.
Лучшая песня альбома, тем не менее, напоминает совсем другие опусы. Едва зазвучит глухая гитара Адама Филлипса на флажолетах и зашуршат аккуратные щеточки на великолепном медляке «I’m Gone» (written Mark Read/Ben Adams), как вспоминаются все плачущие мужские голоса сразу. От французских шансонье до Стиви Уандера и Лайонела Ричи.
Если учесть, что «Earth Song» спет в такой же манере и это вместе две самых сильных песни альбома, то совершенно непонятно, отчего Сергей Лазарев не использовал эту идущую саму собой в руки «фишку» на всем альбоме. Трудно предвидеть медийную судьбу песни «I’m Gone», но такие трагически красивые мелодичные песни трудно даже припомнить за последние годы.
Не без проблем
Самым преданным фанатам Лазарев доказал первой сольной пластинкой, что он самостоятельный, сильный артист |
Резюмируя, стоит отметить, что споры о расколе в группе Smash! можно прекратить. Самым преданным фанатам Лазарев доказал первой сольной пластинкой, что он самостоятельный, сильный артист и чрезвычайно одаренный поп-вокалист. И очень хорошо, поскольку таковых вокалистов на отечественной эстраде раз-два – и обчелся.
Есть свои проблемы и у Лазарева. Презентация пластинки в Театральном зале Дома музыки показала, что записанный в Лондоне безупречный диск значительно превосходит возможности самого Сергея достойно показать его в концертном варианте.
Не обошлось без фонограммы, дабл-треков и бессмысленных дискотечных номеров «для шоу», звучащих на подхрипывающих слабосильных колонках. Танцует Лазарев куда хуже, чем поет. И в ближайшие годы ситуация вряд ли переменится. Так что лучше было бы сосредоточиться на достойном концертном звуке и живом вокале. Чтобы все-таки донести все тонкости звучания великолепной пластинки до слушателей на концертах.
Кстати, Лазарев рассказал на пресс-конференции о забавной попытке записать несколько готовых песен в России. Полученный результат настолько ужаснул артиста, что ничего из записанного не вошло в пластинку. Прослушав диск, становится понятно, отчего так случилось.
Тенденции таковы, что стало дешевле записываться на многих лондонских студиях, чем на большинстве московских. Качество же на выходе несравнимо. О сэкономленных нервах артистов лучше не упоминать. Славно было бы устроить такую воспитательную акцию и перестать работать с отечественными студиями целыми рекорд-лейблами.
Так или иначе, российские топ-артисты вскоре станут поголовно записываться на Западе. Считайте это моим личным прогнозом. Таким оно будет, будущее.