«Планета Мокум» – вот что прочитывается в зашифрованных живописных символах картины. Словосочетание это, выведенное красными сияющими буквами, можно увидеть в центральной части триптиха, написанного сразу тремя авторами. И создан в ней карикатурно гиперболизированный образ города, возникающий по первому ряду ассоциаций в воображении любого жителя любой страны на земле, которая, как известно, круглая.
Город Греха
Это та самая жизнь текущего момента, за которую в будущем все участники проекта под названием «Жизнь» попадут прямиком в ад |
Греховный город с легкими и легкодоступными наркотиками кофе-шопов, заоконными красотками хорошо – и не только туристами – посещаемого Красного квартала, зазывными огнями увеселительных заведений и повсеместными « Макдональдсами». Это та самая жизнь текущего момента, за которую в будущем все участники проекта под названием «Жизнь» попадут прямиком в ад (см. левую часть триптиха). В правой – райские кущи. Зарождение этой самой жизни и начало любви. Прошлое.
Три голландских художника – Деф П, Джюис и Питер Понтиак разделили и заполнили пространство внушительного по размерам холста (3х3 метра) по всем правилам уличных мальчишек-граффитистов, которые делят и расписывают стены в неспокойных районах Нью-Йорка. Амстердамские художники, неожиданно близкие культуре хип-хопа, испытывают явное желание то ли продолжать, то ли пародировать Иеронима Босха и выставляются в престижной галерее.
Художники-глобисты
На одной из картин – Нью-Йорк в форме глобуса, вид сверху – можно разглядеть самолет, выписывающий девятку дугой, два вертикальных небоскреба |
GO Gallery находится в самом сердце столицы Нидерландов. Так определяют ее местоположение хозяева галереи: типичный голландец белокурый и стройный Оскар и улыбчиво-обаятельный Фаруд, в прошлом турецкий подданный.
Оба они молоды и энергичны. В двух длинных комнатах с уютной кухней посредине воплощаются самые необычные авангардные замыслы. Здесь проходят вечеринки для любителей тусоваться в богемной обстановке – Оскар любит готовить и встречать гостей. Место красивое. Вокруг каналы, множество выставочных залов, антикварные магазины. Дорогой район, респектабельный.
Здесь (название выставки – «GO Globist») выставлены картины художников-глобистов. Деф П, автор идеи: «Раз могут быть кубисты, то глобисты тоже имеют право на существование. Но убедительная просьба не путать с глобалистами!»
То есть получается, новое течение появилось. Отображение всех комических, лирических и актуальных сюжетов в виде глобуса, внутри круга или уж, во всяком случае, с очень закругленными формами. И с интенсивным чувством юмора по любому поводу. В жизни нет трагедий!
На одной из картин – Нью-Йорк в форме глобуса, вид сверху – можно разглядеть самолет, выписывающий девятку дугой, два вертикальных небоскреба, читающихся как число «11», и Джорджа Буша в виде статуи свободы с атомной бомбой в руках. Что это – живопись? По технике – да. Политический плакат? По сути – да. Или граффити? По стилю и духу – да.
Мессиджи времени, донесенные явно, грубо, зримо. Как надписи на стене: «Здесь был Вася». Число, месяц, год.
Круг в работе Джюиса «Атака пчел-киллеров» замкнут. По кругу ходят политики, бизнес- и шоумены – что-то подсчитывающие, продающие и продающиеся. Вот и с пистолетом тоже кто-то есть. Но пистолет почему-то не выглядит устрашающе.
А вот круговорот улыбок персонажей действительно пугает. Смуглокожему голубоглазому Джюису около тридцати, он получил образование графика в художественном лицее, учился в Гаагской академии искусств. А потом вышел на улицу как граффитист.
И имя это, псевдоним Джюис, так и появилось – потому что деятельность нелегальная и потому опасная.
Порча муниципального имущества. Карается по закону.
Три товарища
Выставка сконструирована по мотивам города |
Питер Понтиак, автор огромного количества комиксов и карикатур «на злобу дня», – самый старший в трио. Ему 55 лет, и в своей автобиографии Питер сообщает об этом с ироничным «извините» в скобках.
Он худощав, слегка седеющая шевелюра обрамляет тонкое нервное лицо с глубокими темными глазами. Самоучка, снискавший уважение и публики, и галеристов. Его филигранные рисунки очень популярны в Голландии.
В 1997 году Питер Понтиак получил две престижные премии Нидерландов как книжный иллюстратор. Он поддержал идею сотворения в круге и написал свои версии рождения, смерти и Амстердама. Легко и остроумно. На одной из картин танец страсти – чернокожий марокканец в национальных одеждах и турецкая танцовщица. Где-то в области живота у обоих открытый и устремленный навстречу друг другу третий глаз.
Красочное полотно, перегруженное деталями и атрибутикой ночного Амстердама, сделано в стилистике уличной рекламы, характерной для города. Идея ерничанья ему близка и понятна. По отношению к себе самому шутки он тоже понимает. В одной из галерей две его работы в прошлом году были украдены.
«Со мной сыграли злую шутку», – улыбается Питер. «А в чем же шутка?» – спрашиваю. Он смеется: «По иронии судьбы, картины до сих пор не вернули».
Деф П – известный в Амстердаме рэппер, лидер группы «Осдорп-Пассе». А также дизайнер, писатель, ведущий своих собственных радио- и ТВ-программ «Нахтланд».
«Популярные программы?» – спрашиваю. «Среди музыкантов – да. Но их же не так много», – отвечает.
Художник и шоумен достаточно высок, предпочитает серые тона в одежде и выглядит совершенно спокойным. Скромный такой, худой, незаметный.
Весь в себе.
Ощущение, что самообладания не теряет в принципе никогда. «А почему так много занятий сразу?» – спрашиваю. «Музыка – это много людей вокруг, моя группа, концерты, публика. А живописью можно в одиночестве заниматься. Когда устаю, пишу картины. По образованию я график, мы вместе с Джюисом учились». «А эту идею с глобизмом будешь развивать как новое течение?» – спрашиваю. И правда интересно. Он улыбается: «Я вообще-то делаю только то, что мне нравится. Четыре года назад я глобизм придумал, мы сделали эту выставку. Круг же и правда продуктивная форма. И идея мне нравится. Надоест если, что-то другое придумаю».
Портреты места и энергия момента
То есть получается, новое течение появилось |
Мы стоим рядом с его картиной – четыре варианта одного и того же вида Амстердама. С закругленными формами стен – в стиле общего замысла выставки. И в результате действительно понимаешь, что все эти круги проекта – от кривизны, изогнутости города, привычного художнику. Вот как в этом небольшом фрагменте улицы.
Два дома в разном освещении – желтая гамма, фиолетовая, зеленая, синяя. Автомобиль у подъезда. И канал. Тепло и лирично написано, с простотой, неожиданной на этой выставке. «Портреты места, где я живу», – поясняет автор.
Выставка сконструирована по мотивам города. Амстердам в виде планеты, как бы висящей в пространстве, части города в форме глобусов, соединенных мостиками. Старинные здания сказочного города – вид сверху, снизу, сбоку. Вид из космоса и взгляд в космос.
И не только апокалипсис как будущее.
Хотя, конечно, тема самолета, врезающегося в окно, покоя авторам не дает. Да и не забывается такое никогда, это правда. Но на одной из картин за окнами просто чистое, почти синее небо, огромный мост и голуби. Тоже плакат, по сути.
Но позитивный по заряду и вызывающий желание жить.
В кратком описании идеи торжественно так было сказано о войне и перемириях, о Боге, безбожии и Буше, о вере, любви и отчаянии, о жизни и разложении и других актуальных темах. Граффити ведь, как ни крути, часть реального мира.
Это сегодня. И стильный проект GO Gallery, базирующийся на уличном искусстве, несет энергию жизни, присущую хулиганскому хип-хоповскому творчеству. Просто в небольшом пространстве это проще почувствовать.