Вопрос о досрочных выборах не только породил уйму толкований конспирологического характера, но и дал почву для выдвижения весьма странных предположений и инициатив.
Хотелось бы заранее узнать, что же это за зверь такой под названием «структурная программа реформ
Сначала, вроде как совсем случайно, в «Ведомостях» появилась статья экономиста Евгения Гонтмахера, где он, напрочь игнорируя объективные предпосылки, напрямую увязывает идею переноса парламентских выборов на три месяца с подготовкой к объявлению о досрочных выборах главы государства.
Отсутствие логики автора совсем не смущало. Почему – стало понятно буквально через несколько дней.
Поскольку у публикации этого текста, судя по всему, была вполне практическая цель, заключавшаяся ровно в том, чтобы подготовить общественное мнение «прогрессивной части человечества» к бенефису Алексея Кудрина на Петербургском международном экономическом форуме.
И вот уже бывший министр финансов мира озвучивает гипотезу Гонтмахера в качестве своего предложения. Дескать, проведение досрочных президентских выборов позволит быстрее получить мандат на проведение структурной программы реформ и, соответственно, быстрее приступить к ее реализации.
Что примечательно, в качестве примера был приведен, как и в случае с вышеупомянутой статьей, опыт Казахстана и программа Назарбаева «Сто шагов». Но к этому пункту мы еще вернемся, а пока давайте зададимся вот какими вопросами.
Во-первых, не очень понятно, кого же конкретно имел в виду Кудрин, заявляя о необходимости получения дополнительного мандата.
Можно, конечно, пойти по пути Кудрина и Грефа, но только тогда придется смело забыть о суверенитете (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС) |
Если Владимира Путина, то это уж совсем странно, потому что действующий глава государства обладает таким колоссальным мандатом доверия (с рейтингом в 88%), который даже и не снился многочисленным политикам (включая самого Алексея Леонидовича) как внутри нашей страны, так и за ее пределами.
Тогда кого? Себя, что предположили представители эсеров? Однако на следующий день после выступления последовало заявление о том, что его выдвижение исключено. Впрочем, вполне возможно, это всего лишь дымовая завеса, которая нужна для того, чтобы раньше времени не стать объектом пристального внимания и критики.
Во-вторых, очень бы хотелось заранее узнать, что же это за зверь такой под названием «структурная программа реформ»?
Если речь о повышении пенсионного возраста, сокращении расходов на социалку и оборону, борьбе с инфляцией любыми средствами и, прежде всего, за счет сокращения доходов граждан, повышения налоговой нагрузки на бизнес и т.д. и т.п. (то есть обо всем том, что длительное время инициируется Алексеем Леонидовичем и его идейными сторонниками в финансово-экономическом блоке правительства), то я, пожалуй, постою.
Как, думается, и подавляющее большинство сограждан. В этой ситуации скорее будет дан мандат на публичную порку авторов, чем на претворение этих инициатив в жизнь.
Быть может, разобраться в этом вопросе нам поможет опыт соседнего Казахстана и уже упомянутая программа «Сто шагов»?
На первый взгляд, сомнительно, так как значительная часть целей, обозначенных в национальном плане, которому Герман Греф дал характеристику «потрясающая программа на пути к эффективному государству», уже вполне себе реальность в нашей стране.
Например, подушевое финансирование в школах, развитие частной медицины, принятие закона о публичном доступе к информации, находящейся в распоряжении органов власти, за исключением отнесенной к государственной тайне.
А еще там есть введение практики ежегодных публичных отчетов руководителей государственных органов и их публикация на официальных веб-сайтах, усиление борьбы с коррупцией и принятие дополнительного антикоррупционного законодательства и т.д.
Но присутствуют там и пункты, если так можно выразиться, поинтереснее, напрямую выражающие старые желания либеральной части наших элит.
Например, в приоритетных секторах экономики предлагается создавать совместные предприятия с «якорными инвесторами» – международными стратегическими партнерами. В дальнейшем доля государства в совместных предприятиях будет выведена на IPO.
Есть там и про приватизацию государственных медицинских организаций и расширение предоставления гарантированного объема бесплатной медицинской помощи через негосударственные организации.
Согласитесь, да это же старая мечта российских реформаторов – распродать все, что осталось, причем, желательно, передав активы в руки международных стратегических партнеров. А то, что эти самые партнеры могут рано или поздно ввести санкции в ответ на самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику...
Или, скажем, планируется постепенный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах. И это тоже не может не нравиться самой «прогрессивной части» нашей общественности, живущей мечтами о прекрасном дивном Западе и России то ли в ЕС, то ли в НАТО.
Так что, если именно эти и подобные им по содержанию пункты казахских реформ так нравятся нашим продвинутым либералам, что они готовы ради них предлагать досрочные президентские выборы, надеяться на народную поддержку и мандат как минимум бессмысленно. Россия этот этап уже проходила, и вряд ли кто-то захочет наступать на те же грабли. Особенно в нынешних геополитических реалиях.
Хотя можно, конечно, пойти по пути Кудрина и Грефа, но только тогда можно смело забыть как о суверенитете, так и о мечте о социальном государстве, где хорошо живет большинство, а не кучка предприимчивых избранных.