Последние десятилетия ТВ питалось энергией разрушенных табу, энергией отмены общественных правил и установлений. Теперь эта гонка закончилась – удивлять телезрителя больше нечем.
На первый план выходит проблема кодеков – алгоритмов сжатия видео. И тут у России есть серьезный задел
Насилие, извращения, разглядывание чужих страданий и унижений – это было, это скучно. Есть небольшая заначка в виде каннибализма, но до нее мы доберемся уже скоро.
В целом метаморфозы окончены, конец форматов состоялся.
Как быть индустрии? Чем удерживать зрителя, который и так уже наполовину сбежал в интернет? Ответ – большей вовлеченностью с помощью технических средств. Телевизионную картинку следует увеличить в размере и приблизить ее четкость к реальному человеческому зрению. Вот тогда «Фактор страха» и «Дом-2» заиграют новыми красками.
Именно для этого мы переходили на HD (1920х1080 пикселей), а теперь готовимся увеличить количество точек на экране в четыре раза и перейти на формат 4К (3840х2160).
Но 4К – это не финиш гонки, реальный физиологический предел – это еще в четыре раза больше – 8К (7680х4320). 8К – это 33 миллиона точек – конец гонки.
Немного технической информации. Разрешающая способность человеческого зрения составляет порядка 1 угловой минуты, то есть при этом значении мы не замечаем, что изображение на экране состоит из точек – пикселей.
Сейчас, чтобы не различать отдельные пиксели, мы вынуждены смотреть телевизор, находясь от него на значительном удалении (примерно 3 высоты экрана). Из-за этого само изображение занимает лишь 30° поля нашего зрения, все периферическое зрение не участвует в просмотре. Такова ситуация с HD.
Нас ждут телевизоры с диагональю не менее 80 дюймов, с разрешением в 33 миллиона пикселей и функцией 3D без очков (Фото: Алексей Филиппов/ТАСС) |
При переходе на 8К мы сможем находиться от телевизора на расстоянии 0,75 высоты экрана и не различать отдельные точки. Изображение займет 100° и включит в себя периферийные зоны нашего зрения.
То есть мы будем сидеть очень близко от телевизора? Нет, телевизор станет огромным. Мы будем сидеть на том же диване, а телевизор займет всю стену напротив. Мы будем видеть картинку такую же четкую, как и окружающая действительность.
Дальше всех в разработке технологий 8К ушли японцы. Исследовательская компания Astro Design уже создала компактные 8К-камеры и рекордеры и даже бокс для подводных съемок в 8К. Недавно группа ведущих российских специалистов была приглашена в лабораторию Astro Design, и мне удалось с ними побеседовать – да, действительно, подводные съемки в 8К на экране с диагональю 100 дюймов обеспечивают полную вовлеченность.
Интерес японцев к российским разработчикам не случаен. Конечно, мы не можем сделать камеру лучше японской, но камера – только половина задачи. Сигнал 8К – это гигантский поток информации, передавать его с помощью обычных технологий невозможно. На первый план выходит проблема кодеков – алгоритмов сжатия видео. И тут у России есть серьезный задел.
Исследования в области видеокомпрессии ведутся в московских НИИ и университетах, но отдельно хочется упомянуть Томск. С 2012 года в Томске осуществляется тестовое вещание в стандарте цифрового телевидения второго поколения DVB-T2, компания Elecard на рынке видеокомпрессии представляет собой примерно то же, что Касперский на рынке антивирусов.
Томский университет много лет занимается проблемами сжатия информации, в конце декабря 2014 года в университете защищена очередная диссертация по теме нового стандарта H.265/HEVC – еще один шаг к решению проблемы передачи сигнала 8К. Одним словом, русские математики участвуют в технологической гонке на равных.
Для полной вовлеченности осталось добавить к изображению объем. И это уже сделано. В прошлом году корпорация Sharp продемонстрировала прототип 8К-дисплея с функцией 3D без очков, а опять-таки томская компания Triaxes лидирует на только появившемся рынке программного обеспечения для таких экранов. Toshiba презентовала новую технологию объемных телевизоров, использующую жидкокристаллические микролинзы с изменяемым градиентом преломления.
Итак, нас ждут телевизоры с диагональю не менее 80 дюймов, с разрешением в 33 миллиона пикселей и функцией 3D без очков. К 2020 году они окажутся в наших квартирах.
По «ящику» будет идти все то же самое, просто мы будем еще сильней вовлечены.
Тут можно поставить точку, но возникает закономерный вопрос.
8К – круто, но рано или поздно станет привычным и это. Куда дальше двигаться телевидению, ведь форматы телешоу не прогрессируют? Ответ на вопрос – еще большая вовлеченность с помощью технических средств. В 2030 году планируется запуск пространственного объемного телевидения, иначе называемого голографией.
Постараюсь держать вас в курсе.