Владимир Путин в ходе послания заявил, что «ЕГЭ позволил одаренным ребятам поступить в лучшие вузы страны».
В ЕГЭ ведь присутствуют не только тесты, в нем есть и многочисленные задачи, требующие знаний и, извините, мозгов
Споров вокруг экзамена много. Позволю себе высказать несколько соображений на этот счет.
Начну с того, что считаю ЕГЭ самым перспективным и беспристрастным в области проверки знаний. Заявляю это с полной ответственностью и уверенностью, потому что в 2012 году прошел через жернова ГИА (это мини-ЕГЭ после окончания 9-го класса), а в 2013 году сдал четыре ЕГЭ (оканчивал школу-экстернат).
И ГИА, и ЕГЭ возможно сдать на высокий балл, только тщательно подготовившись. Да-да, конечно, разумеется, можно сдать «высоко», если во время экзамена рядом с тобой сядет учитель и будет подсказывать ответы, но я с таким явлением не сталкивался.
В Москве все очень строго. Я не стал рисковать с телефоном – если «застукают», это 100% удаление из аудитории. Думаю, это неоправданный риск. Уж лучше, если не удалось сдать на высокий балл с первого раза – пересдать позже.
Часто можно услышать упреки, мол, учащиеся что-то там списывают, им подсказывают и так далее. Если и удавались противозаконные манипуляции, согласитесь, что вины школьников здесь нет.
Необходимо разбираться с теми, кто позволил это сделать. Школьник здесь ни при чем. Разве во времена традиционных экзаменов абитуриенты не запасались «шпорами»? Разве не находились родители, которые предварительно «переговорили» с руководством вуза? Давайте говорить честно и откровенно.
Недостатков в ЕГЭ хватает, только вот почему-то их стараются найти там, где их меньше всего (фото: Донат Сорокин/ТАСС) |
Я беседовал со многими людьми, кому за сорок, пятьдесят и даже за восемьдесят лет. Коррупция существовала всегда. И задолго до ЕГЭ в институт попадали, как раньше говорили, по блату.
Сегодня некоторые наши сограждане впадают в истерику, рассуждая о вредности ЕГЭ и «дебилизации» молодежи. Откровенно говоря, никакой «дебилизации» нет. В ЕГЭ ведь присутствуют не только тесты, в нем есть и многочисленные задачи, требующие знаний и, извините, мозгов.
Противники ЕГЭ зачастую даже не знают о том, что во многих заданиях ЕГЭ есть часть «С», где необходимы глубокие познания предмета. Иначе вы просто не сможете продемонстрировать свои интеллект, кругозор и способность логично мыслить. Без этого умения я бы никогда не получил 92 балла по русскому языку или 91 балл по истории – тут хоть обвешайся мобильными телефонами и шпаргалками.
Но я не собираюсь рассыпаться в комплиментах. Недостатков у ЕГЭ хватает, только вот почему-то их стараются найти там, где их меньше всего. Я скажу так: проблема не в самом экзамене. Проблема в организации его проведения и в людях, осуществляющих контроль на разных уровнях.
То есть сработал человеческий фактор. И если пилоты не будут соблюдать профессиональные инструкции, согласитесь, глупо запрещать самолеты. Что нужно сделать в авиации? Добиться от сотрудников авиакомпаний соблюдения инструкций. Верно?
Помните фильм «Экипаж»? Как профсоюзы пытались «отмазать» пилота-алкоголика. Пилот не выдержал, совесть его загрызла, и он честно признался, что был неправ. Вот когда и наши «помощники» признаются в неправоте, тогда и к ЕГЭ не будет претензий.
Иными словами, нельзя сваливать вину на школьников. Сначала нужно создать честные состязания, а потом будем рассуждать о полезности или бесполезности ЕГЭ.
Итак, мои предложения (сначала о школе):
1. Отменить перемещения школьников в другие школы. Как известно, дома и стены помогают. На себе испытал – в чужой школе чувствуется дискомфорт. В конце концов, зачем школьнику перед экзаменом создавать искусственный стресс. Не доверяете своим учителям, пусть в качестве «надзирателей» (sorry) придут учителя из других школ, но оставьте ученика в покое.
2. Для исключения проноса телефона в аудиторию поставить везде металлоискатели или включить «глушилки». Это ведь объективная необходимость.
3. И самое главное: я предлагаю рядом с аудиторией, где сидят сдающие ЕГЭ, организовать консультационную комнату. Да-да. Там такое же количество мест и на каждом месте лежат соответствующие учебники. Все равно нельзя проверить, чем занимается ученик в туалетной комнате. Так зачем же побуждать ученика заниматься враньем?
Необходимо организовать консультационную комнату, куда любой учащийся, сдающий экзамен, имеет право войти один или два раза в течение четырех часов, допустим, на минут 15–20 и освежить кое-что в памяти. Сейчас «шпоры» именно для этого и пишут. Уходят в туалет и там при помощи шпаргалок «вспоминают».
При уходе в туалет (а в нашем случае – в консультационную комнату) ученик сдает свои документы (задание). А в консультационной комнате лежат всего лишь учебники, там тоже есть комиссия, которая наблюдает, чтобы ученик ничего не записывал и не уносил с собой.
Ведь вы, работая, к примеру, адвокатом, врачом, инженером, механиком, всегда пользуетесь справочной литературой. Почему же экзаменуемый не может в течение 15–20 минут освежить в своей памяти кое-какие знания? Поверьте, если учащийся не готов к экзамену, ему эти 15–20 минут не помогут.
А вот человеку, который просто от волнения что-то вдруг подзабыл, это будет полезно. Гуманно и справедливо, поскольку это еще и приучает молодого человека правильно и эффективно пользоваться справочной литературой. Зачем же вынуждать ученика униженно проситься в туалет, идти и шуршать там «шпорами»? Давайте поступать цивилизованно!
4. Обязательные экзамены для получения аттестата необходимо ввести по русскому языку и истории. Только не математика. Это унижение и нервотрепка. Зачем филологу, к примеру, математика? А вот обязательные для жителя России русский язык и история – это важно и… если хотите, патриотично! С русским возражений нет? А история учит всех нас не наступать на грабли второй раз.
5. Начало сдачи экзаменов назначить в восточных регионах на 16.00 по местному времени – будет только плюс: ученик хорошо выспится. Где-то в Красноярске – на 15.00, на Урале – на 14.00. Ну и в Москве на 10.00. Что мешает? Вариантов заданий сделать не 5–6, а 40–50. И пусть (в случае утечки информации) заранее все варианты изучают. Только лучше будут знать предмет.
6. В будущем вообще не надо отправлять заранее задания. Просто в определенный час приходит письмо по е-mail в школу, а ответственные распечатывают задания на принтере. И все! Если утечка произойдет, значит, виновато только Министерство образования. Улавливаете? Задания школы получают за час-два до начала экзаменов. Попробуй тут в Сети размести, да еще если вариантов 40–50.
7. Теперь о технических и тестовых баллах. Нужно прекратить эту вакханалию. Существует пропорция. Только ею и руководствоваться. Технические баллы просто переводить в 100%. Смотрите, что произошло у меня. Я технических баллов набрал 61. Максимальный балл 64.
Давайте считать. 64 балла – это 100%.
Верно? Сколько же будет 61 балл? По логике 61 умножаем на 100 и делим на 64. Правильно? Выходит: 95. Но мне выставляют почему-то 92. Лажа какая-то!
8. Увеличить время для литературы и иностранного языка. Здесь нужны как минимум 5–6 часов. Все-таки это творческий процесс.
9. Срок публикации результатов ЕГЭ – это издевательство над учениками и их родителями. Иногда результаты ждут по три недели. Здесь должен быть максимум: 3–4 дня. Дальше учащийся теряет сон и подрывает свое здоровье.
10. А теперь о вузах. Во всех без исключения ввести внутренний устный экзамен по одному профильному предмету. Чтобы сразу стало ясно, что за «высокобалльник» пришел в вуз. Во всех.
Разумеется, творческие конкурсы (в музыкальные, художественные, театральные) никто и не отменял. И это правильно. Результат ЕГЭ здесь окажется на последнем месте. Он будет просто как подтверждение. Блат при сдаче ЕГЭ автоматически исключается.
11. Еще один очень важный момент. Запретить подавать документы сразу в несколько вузов. Или, на крайний случай, оставить два вуза. Этого вполне достаточно. Можно в один вуз на разные факультеты. Это нормально. Вся эта беготня только мешает желающим учиться именно в этом вузе. «Высокобалльник» тот тут потусуется, то там, а потом забирает документы и уходит в другой вуз. И снова начинается ажиотаж, обновление списков и т. д.
Каков вывод?
ЕГЭ – отличная идея. Вообще сама мысль объединить школьные и вступительные экзамены в вузы просто превосходна. Но коррупция и бессовестность участников процесса, как и прежде, не дают воспользоваться новшеством в полной мере. Но не забываем – не самолет виновен.
Удивляет надменность людей, которые рассуждают о ЕГЭ, не понимая его сути и даже не догадываясь о заданиях эссейной части. Изучите, господа, предмет спора, потом приходите дискутировать.
ЕГЭ – это будущее нашего образования. Я в этом абсолютно убежден. Только коррупционеров от него удалите.