Авторские колонки

7 апреля 2012, 22:00

Михаил Соломатин: Трагедия эпохи постмодерна

Современная православная культура, точнее, поведенческая парадигма, не сформировалась в должной степени и сейчас представляет собой диковинную смесь мировоззрений и привычек университетских интеллигентов и «братков».

Постмодернисты поневоле

В «Живом журнале» прошел флешмоб в поддержку патриарха Кирилла. На следующий день после того как было доказано, что на сайте патриархата неумело пытались привести фотографии предстоятеля РПЦ в соответствие с его же словами, что он-де никогда не носил часов Breguet, ряд православных блогеров выступили под двумя лозунгами: «Многолетие Святейшему Патриарху Кириллу» и «Мы все очень любим Вас, дорогой наш Патриарх!!!».

Желание верующих устроить своего рода перекличку, окружить Церковь живой цепью защитников вполне понятно

Надо признать, что скандалы вокруг РПЦ, не прекращающиеся в течение последних нескольких недель, стали тяжким испытанием для верующих. Однако же нынешний их ответ в духе «да, мы такие!» совсем не свидетельствует о готовности с честью пройти это испытание. «Мы лучшие» – так любят подбадривать себя подростки, когда им указывают на явную несообразность их поведения (именно так говорили питерские школьники, случайно убившие прохожего выброшенным из окна колесом – см., например, Владимир Мамонтов: «Про колесо – 2»). Кстати, современная психотерапия неслучайно борется с понятием греха, приучая человека, что он никому ничего не должен и вообще самый лучший.

Желание верующих устроить своего рода перекличку, окружить Церковь живой цепью защитников вполне понятно. Однако это совсем не того рода цепь, что собралась на Садовом 26 февраля. Демонстративная поддержка того, что было скомпрометировано, выглядит крайне странно. Отмечу, что суть скандала с часами заключается не в их стоимости, и речь идет отнюдь не о роскоши, но о лжи, лжесвидетельстве и нежелании раскаяться в грехе. «Трагедия эпохи постмодерна, – говорил патриарх полгода назад в интервью телеканалам Молдавии, Румынии и России, – и заключается в том, что вместе с правдой – ложь, вместе со святостью – грех». Вот именно она и случилась. В последние месяцы общество стало очень чутким к любому проявлению нечестности, к любой попытке обмануть себя. Желание людей, выступивших в эти дни, так сказать, «на стороне часов», применить к общественным отношениям восходящую к Тертуллиану максиму «верую, ибо нелепо» – это явный постмодерн, акционизм того же рода, что и пляски в храме Христа Спасителя. Неслучайно блог Pussy Riot охотно перепостил у себя разошедшуюся в социальных сетях фотографию патриарха с пожеланием многолетия.

И точно так же, как было в случае с Pussy Riot, перед нами теперь вовсе не безобидная шалость. Подчеркнуто демонстрируя свое небрежение к разумно сформулированным критическим замечаниям, «часовщики» идут на открытый конфликт с обществом. И не просто с современным обществом, чаяния которого традиционалисты свысока считают несущественными, а с самим принципом человеческого общежития. Представьте, что в ответ, например, на продолжающуюся в эти дни критику казанской полиции МВД установило бы по всему Татарстану рекламные щиты, прославляющие ОВД «Дальний». Да, теоретически это могло бы значить «возьмемся за руки, друзья» или что-то вроде попытки устыдить нечестивых полицейских своей искренней любовью к ним, но общество восприняло бы такой жест совершенно иначе – как вызов.

Православие околоноля

Православие «нулевых» во многом сохранило приобретенную в конце 80-х функцию социального идентификатора бывшей интеллигенции (пишу «бывшей» потому, что сейчас интеллигенты открещиваются от своего происхождения так же рьяно, как дети дворян или тех же священников в первые десятилетия советской власти). Отсюда мощный православный креатив последних лет и постмодерн высказываний ньюсмейкеров РПЦ. Но если бы дело ограничивалось этим! К сожалению, современная православная культура успешно впитала и утвердившиеся в России, начиная с 80-х, представления о праве сильного. РПЦ 90-х формально наследовала дореволюционной Церкви, но на деле, конечно же, традиция была сильно нарушена. В результате православие досталось нам как игрушка из мира взрослых (точно так же, кстати, как и западная демократия). Как отметила недавно Ольга Седакова, после десятилетий жесткой атеистической индоктринации о вере отцов «нужно было бы говорить поосторожнее». Я бы добавил, что 70 лет атеизма помешали православию плавно вписаться в современность, и в бытовом измерении Церковь осталась элементом дореволюционной жизни – пережитком или красивой сказкой, это уж кому что по нраву, но лишь в очень малой степени – частью живого общественного организма.

Добро бы речь шла только о численности верующих, но за несколько десятилетий резко изменилась социальная, национальная и конфессиональная ситуация, возникло новое понимание светской жизни, прав человека, в частности, женщин и детей. В итоге современная православная культура, точнее, поведенческая парадигма, не сформировалась в должной степени и сейчас представляет собой диковинную смесь мировоззрений и привычек университетских интеллигентов и «братков», когда разговоры о Честертоне и Антонии Сурожском запросто сочетаются с лозунгами «православие или смерть», с призывами дать в глаз критикам традиционных ценностей и прочими разными разностями. С одной стороны – линия Александра Меня и Георгия Чистякова, с другой – «мирный пенсионер и бывший боксер» протоиерей Димитрий Смирнов, публично радовавшийся смерти Игоря Кона, хоругвеносцы или Всеволод Чаплин, воинственные заявления которого вызывают изжогу не только у атеистов или мирян, но даже у части духовенства.

Во что верит потребитель

Подчеркнуто демонстрируя свое небрежение к разумно сформулированным критическим замечаниям, «часовщики» идут на открытый конфликт с обществом

Можно было бы сказать, что все происходящее – внутреннее дело РПЦ. Однако современное православие явно стремится стать этническим признаком русских, обязательным для всех. Уже приходится слышать, что «любые нападки на основную российскую конфессию стоит расценивать как удар по русской государственности в целом». Говорят, будто критики РПЦ борются не с чем иным, как с «душой русского человека» и с «гадкой, жуткой Россией». Русского человека смолоду записывают в солдаты для войны с европейским культурным наследием: «Традиционные религии... как-то постепенно, без объявления войны оказались втянуты в смертельную схватку с главной религией XX века – западной демократией».

Нашему современнику оставляют «лишь два пути для направления своих мыслей и действий – это либо западные нормы общества потребления, либо идеалы русского христианства».

Оба этих тезиса – о нераздельности православия и российской государственности, а также об абсолютной никчемности любых иных точек зрения на действительность – настолько устоялись в православном дискурсе, что полную формулировку всей концепции легко можно найти в рамках одной цитаты: «Церковь осталась единственным институтом, который прямо говорит нам о том, что есть что-то выше тарелки с кашей... Целят в патриарха, попадают в Россию».

При этом очень характерно, что обличения общества потребления сочетаются с утверждениями о том, что «часть церковного бюджета необходимо тратить на статусные вещи – соответствующие резиденции, машины и т.д.»

Сейчас в ход пошли даже отсылки к Иосифу Волоцкому. Многим хочется верить, что противостоявшие нестяжателям иосифляне были, соответственно, «стяжателями» и хватали все, до чего могли дотянуться. Это не так: Иосиф защищал право Церкви на роскошь, но никак не возможность личного обогащения, более того, он выступал за аскетическую строгость монашеской жизни. Он вряд ли одобрил бы такое, например, рассуждение: «А почему, собственно, патриарх не может носить часы Breguet?! Успешный предприниматель, высококлассный инженер, фондовый управляющий или просто обеспеченный человек может, а глава Русской церкви – нет? Может, хватит считать чужие деньги?!».

Между Египтом и Турцией

Происходящее сейчас в православной общине – это ни в коем случае не следствие какого-то внутреннего изъяна самого православия, но это de facto огромная проблема православия и общества. Я далек от того, чтобы назвать всех без исключения нынешних традиционалистов потребителями, но то главное, в чем они обвиняют своих оппонентов, присуще и им самим, а уж стремление посеять рознь – едва ли не в большей степени. Защитники традиции не замечают, что они сами во многом представляют собой продукт общества потребления. Принцип «никто мне не указ» – вернейший признак инфантильного потребителя. Издеваясь над принятыми обществом правилами поведения, современные «традиционалисты» не понимают, что шокируют общество не менее, чем их самих шокирует гей-парад. И в точности как и в случае с гей-парадами, в их манифестациях есть элемент вызова, хулиганства: «Вам, мол, не нравится, что мы делаем? Ну так мы сделаем это еще раз!»

Возможность присоседиться к такой мощной и влиятельной социальной организации, как Церковь, очень притягательна для современного обывателя, чья личностная целостность и самодостаточность, как правило, подорваны идеологией общества потребления. Такого человека приводит в Церковь не вера, а подсознательное желание укрепить свой авторитет и возвыситься над окружающими. Эти люди не чувствуют разницы между сакральной и социальной сферами, что, кстати, вполне понятно – у нас почти никто не чувствует границ и уж тем более не способен на внутренние самоограничения. Vouloir c'est pouvoir.

Людям, испытывающим сложности с социализацией и не умеющим жить в мире с настоящим, общество потребления охотно оказывает такую специфическую услугу, как путешествие в сказку. Как нынешний российский путешественник выбирает в основном между Турцией и Египтом, так и здесь предлагается лишь два маршрута. «Где хотели бы поселиться?» – спрашивает современность очередного туриста, и он, чуть покраснев, излагает: «Ой, а можно там, где БАМы, Магнитки, высокохудожественные фильмы про разведчиков по всем четырем каналам, черная икра по 16 рублей за кило и Гагарин кругами летает?» или «Туда, где нравственность, духовность, чтоб в школах секли, швейцар дверь с поклоном, да, и икру по 16 рублей за кило... как это нету?»

Мне не жалко – пусть себе живут в сказке. Но слишком уж часто в XX веке людей заставляли умирать за то, чтобы чужая сказка стала былью.

Вам может быть интересно

ВС России поразили инфраструктуру украинских аэродромов и цех производства БПЛА
Темы дня

Трамп взял Сталлоне и Гибсона на работу для стыдной цели

Избранный президент США Дональд Трамп призвал на службу трех знаменитых актеров – Сильвестра Сталлоне, Мела Гибсона и Джона Войта. Они станут его специальными представителями в Голливуде с загадочной целью. Точнее, загадочна польза от этого для Голливуда, а интерес Трампа понятен. Он мелкий и нескромный одновременно.

Почему Франция будет терпеть оскорбления от африканцев

«Мы дошли с Алжиром до крайне опасной точки», заявляют представители французского руководства. Дело дошло до арестов и угроз расторгнуть соглашения, благодаря которым африканцы беспрепятственно приезжают во Францию, наводняя ее мигрантами. Почему Париж внезапно рассорился со своей бывшей колонией, но в итоге вынужден учитывать зависимость от нее?

Эксперт объяснил значение российских ударов по украинскому заводу «Мотор Сич» и КБ «Луч»

Бербок покинула совещание после вето Шольца на помощь Украине

Завершена экспертиза после смерти пресс-секретаря Shaman Коробкова-Землянского

Новости

В Госдуме сообщили о возможной доиндексации пенсий до 1 февраля 2025 года

Правительство России может принять решение о доиндексации страховых пенсий на 2,22% с учетом прошлогодней инфляции в 9,52%, что может произойти до 1 февраля 2025 года, сообщил член комитета Госдумы по соцполитике Светлана Бессараб.

Захарова с иронией прокомментировала доклад о гаванских сверчках и «оружии» на Кубе

Спикер МИД Мария Захарова прокомментировала выводы разведки США, указав на возможное использование новейшего оружия в случаях с «гаванским синдромом», отметив, впрочем, что история еще не завершена.

Фицо: Оппозиция Словакии пообещала Зеленскому отправку войск на Украину

Оппозиционная партия «Прогрессивная Словакия» на встрече с Владимиром Зеленским в случае прихода к власти пообещала поддержать членство Украины в НАТО и отправить словацкие войска на ее территорию, заявил премьер-министр страны Роберт Фицо.

Нанесен удар по заводу «Мотор Сич» в Запорожье

Утром по заводу «Мотор Сич» в Запорожье был нанесен удар, который повредил цех с важным оборудованием и специалистами; также произошел второй взрыв, связанный с ошибкой украинской ПВО, сообщил координатор пророссийского николаевского сопротивления Сергей Лебедев.

МВД предупредило об окончании автоматического продления прав в 2025 году

Автомобилисты, чьи права истекают с 2022 по 2025 год, должны обновить документы в 2025 году во избежание штрафов до 15 тыс. рублей, указали в МВД.

При стрельбе у Верховного суда в Тегеране убиты двое судей

У здания Верховного суда в Тегеране была совершена стрельба, в результате которой погибли двое судей и один получил ранения, сообщает агентство IRNA.

ВС России в ответ на обстрелы ракетами ATACMS нанесли удар по КБ «Луч»

В ответ на обстрелы американскими оперативно-тактическими ракетами ATACMS гражданской инфраструктуры в Белгородской области Вооруженными Силами России был нанесен групповой удар высокоточным оружием по объектам военно-промышленного комплекса Украины, в том числе КБ «Луч», сообщили в Минобороны.

Каллас заявила, что ЕС не отменит санкции против России

Евросоюз не планирует отменять санкции против России, чтобы сохранить свои позиции и давление, заявила агентству France-Presse глава евродипломатии Кая Каллас.

Боец из Дагестана три недели в одиночку оборонял блиндаж в 200 метрах от ВСУ

Военнослужащий из Дагестана Магомед Абдулаев три недели держал оборону в блиндаже в одиночку, находясь всего в 200 метрах от позиций противника, и помог уничтожить вражескую роту, сообщили в администрации Буйнакского района.

Генерал-майор ФРГ ометил, что запасы оружия в России увеличились

Генерал-майор ФРГ Кристиан Фройдинг отметил, что запасы российских вооружений продолжают увеличиваться, и подчеркнул отсутствие уверенности в намерениях России начать войну.

Путин объяснил, почему Громыко называли «Мистер Нет»

На пресс-конференции с президентом Ирана президент России Владимир Путин рассказал, что министра иностранных дел СССР Андрея Громыко называли «Мистер Нет» за трудности в согласовании международных вопросов в условиях холодной войны.

Топ-менеджер ГК «Благо» Хайдин найден мертвым в Ленобласти

Топ-менеджер группы компаний (ГК) «Благо» Александр Хайдин найден мертвым в Ленинградской области, обстоятельства расследуются.
Мнения

Игорь Мальцев: Государству не обязательно играть в компьютерные игры

Вы понимаете, что самая жестокая из компьютерных игр – Doom – является самой влиятельной и значительной игрой в истории этой индустрии? И с этим ничего не поделаешь. Свои игры производить надо, а не бегать с лейкой вдоль горящего Сансет-Бульвара.

Андрей Полонский: Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

Тимофей Бордачёв: Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»