Авторские колонки

18 марта 2010, 10:00

Андрей Архангельский: Ансамбль песни и власти

Когда коллектив Надежды Бабкиной (отмечающей 19 марта свой юбилей) называют продолжателями народных традиций, в этом нет никакой ошибки, правда, речь тут идет не о традиции народной песни, а о традиции ритуального одурачивания начальства.

Пора наконец защитить Надежду Бабкину и ее коллектив от обвинений в безвкусице и опошлении народной песни. Бабкина, конечно, одиозна – ввиду навязчивости и однообразия ее методов (взять хотя бы этот примитивный электронный бит, который звучит в качестве фона на сельских свадьбах: «умц-умц, опа-опа-опа»), – но называть это народной песней было бы крайним упрощением.

Народные ансамбли нужны для того, чтобы показать начальству, как привольно живется на Руси простым людям. Так хорошо, что они не просто ходят и разговаривают, а припевают и пританцовывают от счастья

Жанр, в котором она работает, – назовем его «ритуальное пение» – имеет отношение не к культурным практикам, а к социальным. Бабкина этот жанр не просто реанимировала, а вдохнула в него новую, сладкую жизнь.

Сам жанр очень древний, сопоставимый, может быть, с культовым и обрядовым пением. По сути, разновидность обрядовой песни – но что за обряд имеется в виду?

Это обряд удовлетворения начальства, утонченный способ запудривания мозгов. Он ведет свое начало от вечных женщин в кокошниках, которые издревле выходили на дорогу встречать с хлебом-солью начальство: удельного князя, свадебный поезд царя и царицы, комиссию из столицы или проверяющего из центра. Функция у ряженых всегда одна и та же: продемонстрировать начальству, как хорошо и привольно живется на Руси простым людям под их руководством. Так хорошо, что они не просто ходят и разговаривают, а припевают и пританцовывают от счастья.

Расцвет жанра приходится на времена Петра Первого. Он и раньше был популярен, конечно, но прежде не было такого коммуникационного и культурного разрыва между властью и народом; до петровских реформ власть и народ все же ели одну кашу, носили одинаковые одежды и пели одни песни. А вот после Петра коммуникация с народом стала в прямом смысле проблемой: традиционные институты – народное вече, подобие парламента, вообще, любая форма народного представительства – в России как-то не прижились; а теперь еще и вера, язык и культура стали различными. Но совсем уж не общаться с народом тоже ведь нельзя! И вот в результате совместной творческой работы явилось чудо коммуникации, принципиально новый тип отношений между властью и народом: ритуальный. Когда одна сторона изображает заботу и отеческое участие, а другая – любовь и нежную благодарность. За 300 лет исполнение этого ритуала было доведено до совершенства.

Ритуальное пение – это эстетический вариант потемкинских деревень.

Вот едет, допустим, высокий чин из столицы с проверкой в какую-нибудь дыру. Народ понимает, что начальству самому не хочется исполнять бессмысленную обязанность. И тут мы наблюдаем удивительную душевную проницательность и тонкость народа. Народ (специально отобранный) выходит навстречу начальству с хлебом-солью, с гиканьем и свистом, отплясывая прямо на дороге (это и есть прообраз будущих эстрадно-народных коллективов), желая не столько развлечь, сколько отвлечь гостя. Словно говоря ему: ну зачем тебе ехать дальше? Зачем углубляться? Все равно ничего интереснее ты на 100 верст не встретишь, а уж веселее – и подавно. И зачем портить себе настроение?

Ритуальное пение – это эстетический вариант потемкинских деревень (фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)

Ритуал тем и хорош, что все известно заранее. Потанцевали – сразу к столу, просим закусить-выпить. А потом – уже навеселе, после плотного, до икоты, угощения – проехать по специально приготовленному к приезду гостя участку дороги от церкви до ярмарки на центральной площади, куда тоже нагнаны ряженые – изображать бурный рост торговли и высокий уровень жизни. Проехались – и быстро назад, в теплое гнездышко, в столицу, доброй дороги, барин, не забывай, а точнее – позабудь как можно скорее все, что видел, потому что видел ты грандиозную инсценировку.

Культура ритуального пения была порождена именно отчуждением начальства от народа, а не их единением, как может показаться (судя по тому, как часто приглашают ансамбль Бабкиной на всякого рода официальные мероприятия). Так ли народ поет для себя, в удовольствие – смешной вопрос. Это хорошо описано у Тургенева в «Записках охотника», в рассказе «Певцы»: «...Когда же наконец Яков открыл свое лицо – оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. (...) «Не одна во поле дороженька пролегала», – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко».

А здесь именно – симуляция, показуха – не отсюда ли и термин пошел? Жанр предполагает сознательное упрощение или сгущение; это сироп, патока – нечто намеренно позолоченное, кудрявое, крашеное. Непременно монотонное: ведь задача – именно заговорить, заболтать, заохать-заахать начальство.

Отсюда и бодрая, величавая или нарочито радушная интонация, вся эта плавность и напевность, и, главное, бесконфликтность, беспрекословность этой якобы русской песни – все это имеет одну цель: отвлечь от действительности и залить баки.

Но – парадокс – это ведь тоже народное искусство! Искусство обмана начальства придумано народом – значит, и оно подлинно! Вы будете поражены, но ведь в основе его – совершенный постмодернизм. Кукла делает куклу куклы. Народ изображает народ таким, каким его представляет себе начальство. Начальство представляет себе Россию в виде благоденствующих мужиков и баб, поющих и танцующих, начальство приезжает на места и видит ровно то же самое: ожившая сказка. В этом и состоит феномен ряженья, обряжения: обряд ритуального одурачивания, околпачивания начальства – причем обе стороны прекрасно осведомлены об этом. Но начальник и сам предпочитает быть обманутым – и поэтому он тоже творец этого искусства. И только на обратном пути, оглохнув от песен и танцев, иной начальник задумается эдак сентиментально: ах, если бы это была правда! А вдруг это хоть чуточку – правда?

Ага, ухмыляется в это время народ, снимая кокошники и переоблачаясь в повседневное: такая же правда, как и все остальное.

В советское время эта индустрия ритуального пения пережила второе рождение. Культуру очкоплясательства вывели на качественно новый уровень: верховная власть теперь сама эти «народные коллективы» создавала и самой же себе показывала, и верила, главное, что это и есть – волеизъявление народа. Вся эта культура гиканья, свиста, сплошные «кубанские казаки» – это все вариации одной и той же ритуальной культуры, расширившейся за счет национальных республик и автономий. С тех пор ансамбли пыли и свиста формируются директивно, в каждой области: два–три хора, два–три ансамбля и оркестр народных инструментов. (У нас в доме напротив все детство плясал такой вот ансамбль и до сих пор пляшет).

Песня и танец могут быть взяты за основу и народные – но они переосмысливаются именно в сторону позитивности и коллективизма, превращаются в акробатику, в спорт: сильнее, выше, быстрее. И вершина искусства показухи: крутится волчком джигит перед самым носом у члена Политбюро, едва не касаясь, – ай, молодец! Ай, молодец! Это едва не касание – символ мировоззренческого разрыва, отчуждения власти и народа.

Цель такого искусства была уже иная – стереть грань между народной культурой и советской. Вот в чем причина ее упрощения, вульгаризации – это идет вовсе не от пошлости ее исполнителей, а от сугубо рациональной, идеологической необходимости. Народная песня должна была постепенно вытесняться, заменяться советской. Советское должно в итоге становиться народным, а все народное восприниматься как «устар.». Сегодня это кажется утопией – но послушайте, как исполняет песню «Широка страна моя родная» коллектив Надежды Бабкиной – и не в 1978 году, а в 2008-м! Как лихо отплясывают они под строчки, считавшиеся самой циничной шуткой про советскую власть: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», – и где? В Беларуси, где как хозяин проходит только один человек, все знают его имя.

Конечно, этот аттракцион использовался для запудривания мозгов не только своего, но и чужого начальства. Недаром коллектив Бабкиной (вместе с ансамблем имени Моисеева и «Березкой») выступал перед семьей президента Обамы в его прошлогодний приезд в Москву; характерно, что угощали Обаму таким же «народным» пением, как и едой – вроде пельменей из перепелки и черной икры. Ну и, наконец, последняя новость: присвоение Бабкиной звания народной артистки Чеченской Республики. Отношения между Россией и Чеченской Республикой сегодня носят точно такой же ритуальный характер – и ритуальность эта подчеркивается и закрепляется на культурном уровне. Это такое политическое алаверды; это не столько Бабкина награждается, сколько сама система отношений, сложившаяся между центральной властью и местной, по принципу «вы нам не мешаете – мы вас не трогаем», которая устраивает сегодня всех.

Вам может быть интересно

Завершен итоговый отчет по катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году
Темы дня

В западном саммите по Украине немало полезного для России

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии изначально задумывалась как политический удар по России. Но ситуация на фронте расставила все по местам: саммит, на котором представитель Москвы присутствовать не будет, в итоге принесет пользу именно России.

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

США предложили G7 компенсировать расходы на Украину с помощью активов России

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Новости

У Boeing возникли проблемы из-за ухода западных компаний из России

В числе компаний, которые прекратили работу в России, оказалась RTX, производящая терморегулирующее оборудование для Boeing 787 Dreamliner, из-за этого у Boeing возникли трудности, сообщают СМИ.

Telegraph узнала о «подробном плане» Трампа по завершению конфликта на Украине

Экс-президент США Дональд Трамп якобы разработал подробный план по мирному урегулированию украинского конфликта, но «не будет раскрывать его до выборов», сообщил источник.

Боррель назвал условие капитуляции Украины

Отсутствие западных поставок вооружения Киеву заставит Украину капитулировать в течение двух недель, заявил глава дипломатической службы Евросоюза Жозеп Боррель.

Российская ПВО сбила ракеты ATACMS над Крымом

Средствами ПВО сбиты четыре оперативно-тактические ракеты ATACMS над Крымом, сообщило Минобороны России.

Тушение пожара на заводе Diehl в Берлине пришлось прервать

Поскольку возникла угроза того, что в стоки попадет загрязненная химикатами вода, пришлось прервать тушение пожара на заводе Diehl в Берлине, сообщил представитель пожарной службы Адриан Венцель.

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы

Посол России в США Анатолий Антонов прокомментировал утверждения Госдепа о том, что российское ГРУ якобы причастно к кибератакам против стран Европы.

Украина захотела получить от США дроны MQ-9 Reaper

За последние месяцы «в списке пожеланий» Украины на первое место вышли разведывательные дроны MQ-9 Reaper, но США не хотят передавать эти беспилотники Киеву, сообщают СМИ.

Российские военные нанесли удар по складу с БПЛА и позициям ВСУ в Харькове

ВС России нанесли удар по складу с беспилотниками и месту дислокации украинских военных в районе метро «Основа» в Харькове, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины

Арестованный в США россиянин Александр Винник заключил с американской прокуратурой сделку о признании вины по делу о создании биржи криптовалют BTC-e, сообщил его адвокат Аркадий Бух.

В Ирландии частично оправдали водителя после атаки на посольство России

Жюри присяжных Окружного уголовного суда Дублина единогласно оправдало по обвинению в опасном вождении Дезмонда Уизли, который протаранил грузовиком ворота посольства России, сообщили СМИ.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Захарова назвала слова Борреля о конфликте на Украине «формулой мира»

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление главы дипломатической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что без поставок Западом оружия конфликт на Украине завершится «за две недели».
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?