ЭКСПО-2010 – грандиозное событие, к которому китайцы готовились годами. В Шанхае был создан с нуля целый выставочный город площадью 5,5 квадратных километров. Участие в выставке приняли 189 государств и несколько десятков корпораций. Несколько сот грандиозных строений и комплексов, которые невозможно обойти не то что за день-два, но и за неделю. Шестьдесят тысяч сотрудников и два миллиона волонтеров помогали гостям.
Говорят, что бюджет выставки превысил расходы на Олимпиаду в Пекине-2008. Для всех стран такая выставка – Чемпионат мира по модернизационным идеям.
Как бы ни были прекрасны наши представления о всепроникающем Интернете настоящего и будущего, нельзя отрываться от реальности
Китайцы могут быть довольны: они выполнили программу-максимум. За несколько месяцев выставку посетили 72 миллиона человек, абсолютное большинство из которых – сами китайцы. Целью выставки было представить свой образ будущего не столько миру, сколько своему обществу. Китайцы просто взяли и мощно прокачали 70 миллионов собственных граждан, визуализировав образ будущего, в которое должен шагать Китай. На примере Шанхая можно убедиться, что жить без YouТube или Twitter можно. А без трехуровневых развязок на дорогах, делающих комфортной жизнь каждого горожанина, жить сложно. Город должен быть удобным: чем он удобнее, тем жизнь в нем лучше.
Могут ли быть довольны россияне?
По итогам выставки Россия завоевала 2-е место за раскрытие темы «В лучшем городе лучшая жизнь». Это не просто настоящая победа в условиях жесткой и честной конкуренции. Это серебряная медаль на Чемпионате мира по модернизационным идеям и решениям среди двух сотен государств!
Свой павильон Россия создала впервые за двадцать лет участия. И, поверьте, наше второе место абсолютно заслуженно: наш павильон выглядел ярче подавляющего большинства остальных. Конечно, китайский павильон потрясал своим размахом, но они потратили в десятки раз больше, чем мы.
ЭКСПО-2010 – грандиозное событие, к которому китайцы готовились годами. В Шанхае был создан с нуля целый выставочный город площадью 5,5 квадратных километров (Фото: Reuters) |
Итак, мы – вторые на престижнейшем мероприятии. Теперь вопрос. Где радостное ликование в российских СМИ?
Сколько медийной грязи было вылито на наш павильон нашими же СМИ – уму непостижимо. Все мои знакомые не сомневались: Россия провалилась. Некоторые говорили об этом с горечью, некоторые – с привычной радостью. Но все были уверены – провал.
Я поехал и увидел выставку своими глазами. Все, что я читал в наших СМИ и блогах о российском павильоне на ЭКСПО-2010, нельзя назвать враньем. Это слишком мягко. Это можно назвать только наглой ложью. Такое впечатление, что я читал статьи и мнения тех, кто никогда не был на этой выставке, а если и был, то описывает какую-то выдуманную виртуальную выставку. Не существующую на самом деле.
Почему так происходит?
По аналогии с аберрацией оптических систем, когда изображения в ряде случаев размыты и не соответствуют объекту, существует информационная аберрация. Это искажение смыслов и заблуждение в оценках, размывающее реальную картину мира.
Вокруг столько информации, что критически осмыслить ее часто нет никакой возможности. Слишком много источников информации, ссылок и перепостов. Зачем разбираться? Почитаю того, кто, как мне кажется, якобы знает. В итоге человек становится заложником чужого мнения, на котором и строит свою картину мира.
Интернет создает прекрасные условия для информационной аберрации: мы выбираем те источники, которым доверяем, и из них складываем представление о событиях и людях. При этом забываем о том, что источники могут искренне или умышленно ошибаться в оценках и интерпретациях. Медиа создают ложную уверенность «я знаю» о политике, бизнесе, шоу-бизнесе и культуре. И, как результат, скатываемся к известным штампам прошлого «Не читал, но осуждаю» или «Не смотрел, но понравилось»...
Как бы ни были прекрасны наши представления о всепроникающем Интернете настоящего и будущего, нельзя отрываться от реальности. Для того чтобы быть уверенным в рассуждениях, надо увидеть своими глазами.
На Западе существует стереотип восприятия России: водка, медведи, кровавый КГБ и «несогласные» на улицах. Во время войны в Южной Осетии мировые СМИ брали картинку залпов грузинских ракетных установок по Цхинвалу и подписывали «русские обстреливают Грузию». И миллионы телезрителей за рубежом верили: они привыкли доверять этим СМИ. Информационная аберрация в действии – представление о событиях не своими глазами, а из третьих рук.
Но это можно хотя бы понять: они чужие. Но когда свои мочат своих... Зачем?
Все жалуются – у России нет побед и успехов. Вот вам победа на ЭКСПО-2010! Но газеты, телеканалы и блогеры молчат об успехе. Федеральные телеканалы не начинают выпуски новостей с нашей победы. Возбужденные политики и общественные деятели, которые так любят нашу страну, не замечают ее успехов.
Несанкционированный митинг из сотни буйных – это вал сюжетов в СМИ.
Международный успех – все молчат.
Жизнь состоит из ошибок и побед. Мы в совершенстве овладели пиаром своих ошибок. Но мы сами не замечаем своих побед. Мы – информационные мазохисты? Или нам просто похер?