Авторские колонки

31 мая 2008, 16:48

Катерина Сальникова: Абдулов, которого мы потеряли

На этой неделе отмечали юбилейный день рождения Александра Абдулова. Еще в прошлом году он стал символической персоной, буквально загипнотизировавшей наше телевидение, да и все массмедиа.

Очертания судьбы Абдулова, ушедшего из жизни в 54 года, выглядят сейчас уже не столь экспрессивно и сумбурно, как несколькими месяцами ранее.

Абдулов больше, слава Богу, не «скандал недели». В жанре пугающей сенсации, которой можно и не поверить («ты не поверишь!»), он свое уже «отработал» минувшей осенью. Драматизм безвременного финала артистической судьбы телевидение отпереживало в зимние каникулы.

Сегодня Александр Абдулов воплощает собой главные мечты и страхи нашего времени. То, чего хотел бы пожелать себе каждый, и то, чего многие теперь боятся сильнее всего.

На ТВЦ юбилейный вечер походил как сбор «труппы друзей Абдулова». Минимум дежурных лиц, имеющих косвенное отношение к актеру. Максимум разговоров о горячих дружеских отношениях, и не только с людьми искусства. Много видеофрагментов из спектаклей и репетиций.

Телевидение и общество с новой силой полюбило Абдулова в том числе и потому, что у него хватало сил и таланта на дружбу

Произошел отсев тех сфер жизни, где гармонии достичь трудно и еще труднее надолго удержать, – прежде всего, упразднилась тема любви и обыденно понимаемой личной жизни. Зато разрослась тема дружбы. Артистическая среда, общение с коллегами и душевно близкими людьми – вот личная жизнь большого актера.

Дружба по-особенному культивировалась в конце советской эпохи. Тогда в ней видели альтернативу официозу и коллективу, который создан не тобой и не для твоей радости, а для каких-то практических либо мифических высоких целей. Абдулов вырастал из того времени, из той эпохи и нес в себе частицу тех, теперь уже далеких ценностей.

Сейчас не то чтобы стали меньше дружить – наверно, у кого как. Но культ дружбы точно испарился. Отчасти из-за аффекта индивидуалистского самоосуществления или хотя бы борьбы за выживание.

Отчасти – из-за перемены цивилизационных условий жизни. Регулярно собираться вместе времени нет – у всех дела, всем некогда. Одни приклеены к своим офисам. Другие, наоборот, зависимы от своего чрезмерно капризного «свободного графика», при котором срочная работа может свалиться на тебя и в три часа ночи в любой день недели, и 31 декабря. Зато полно электронных средств связи. Виртуальная дружба вынужденно побеждает в конкуренции с реальной. Корпоративные развлекательные мероприятия служат суррогатом дружбы, создавая иллюзию единения и общих интересов – однако не в силах родить ничего, кроме общего стиля жизни коллег.

Телевидение и общество с новой силой полюбило Абдулова в том числе и потому, что у него хватало сил и таланта на дружбу. На роскошь человеческого приватного общения не с «нужными людьми», а просто с людьми. Дружба – тот дефицит, масштабы которого наше общество еще только начинает чувствовать.

По «Культуре» было больше про театральную семью, в которой рос Абдулов. Были развернутые высказывания самого Абдулова об искусстве, об актерской профессии. И этот монологический портрет актера казался по-особенному теплым и искренним, что-то заново открывающим в его старых ролях... Хотя, вроде, у нас на ТВ очень много разговоров об искусстве. Но не таких. Либо это фактический промоушен чего-то суперсовременного. Либо погружение в герметичную культурную эпоху, самое приятное в которой всегда – удаленность от нашей осточертевшей современности.

Театр и кино, где играл Абдулов, еще не стало таким герметичным аквариумом для отдыха от сиюминутной суеты. Фильмы с его участием до сих пор смотрятся как современное искусство, которому хочется напрямую сопереживать. Оно будоражит нервы, а не усыпляет и не умиротворяет музейно-археологическим покоем.

Искусство, в котором реализовал себя Абдулов, – это искусство, которое уже доказало свою бесспорность, свою длительную актуальность, оно не нуждается в промоушене. И это греет, особенно на фоне препирательств о качестве успеха Димы Билана на очередном «Евровидении» («К барьеру» у Владимира Соловьева на НТВ). Даже страшно спросить кого-либо из горячих спорщиков, верят ли они в то, что через лет двадцать вспомнят имя и фамилию данной звезды. Наверно, это вообще неприличный вопрос.

Александр Абдулов (фото: ИТАР-ТАСС)

А вот правомерность и качество успеха Абдулова не надо обсуждать. Потому что, как выразился кинорежиссер Сергей Соловьев, в Абдулове не было ничего от «фальшака». В эпоху тиражирования фальшаков ценность всего настоящего безмерно возрастает.

Судьба Абдулова – это предмет современной зависти не только потому, что актер сыграл много больших ролей. Он сыграл много больших неординарных ролей в очень хорошем, хотя и популярном искусстве, в художественных произведениях, а не в ремесленных телехитах. Вместе с юбилеем Абдулова мы отмечаем условный юбилей эпохи, когда было много высокого искусства даже на ТВ. Телефильмы Марка Захарова сейчас смотрятся как философское авторское кино, которое еще и развлекает. Это кино сочинялось и снималось до агрессивного расцвета коммерческого массового «продукта» и до утраты уважения создателей «продукта» к зрителю.

Многие не осознают, к чему относится их ностальгия по советскому времени. А ведь на самом деле у многих ностальгия реально относится совсем не к «той жизни», но к «тому искусству». Оно, в отличие от той жизни, ностальгии вполне заслуживает. С помощью Александра Абдулова эта грань делается отчетливее.

Если раньше трагической называли смерть насильственную, смерть в автокатастрофе или самоубийство, сегодня трагической видится смерть Абдулова. Смерть от болезни, которую невозможно вовремя обнаружить и которую медицина часто не в силах побороть. Ужас неминуемой смертности, равняющей всех и смеющейся над научными достижениями человечества, – вот что транслирует телевидение, снова и снова обращаясь к судьбе Абдулова.

Страх перед смертью в наши дни заглушается рекламой жизненных возможностей и наслаждений, которые кажутся бесконечными и беспредельными. Человек разучился готовиться к смерти, он ее игнорирует.

В другом случае телевидение демонстрирует зрителю смерть чужую, которая и существует для того, чтобы являть собой шоу. В отношении к Александру Абдулову телевидение проделало серьезный путь. Оно начинало показывать и рассказывать о болезни Абдулова как о чужой смертельной болезни, как о чужой катастрофе, происходящей с известным, но чужим для зрителей человеком. То есть ТВ отводило Абдулову роль «рядовой» звезды, очередного информационного повода. И это было омерзительно.

Однако постепенно интонации оголтелого животного любопытства – «как это развивается и будет» – сменились интонациями внутренней сопричастности судьбе актера. ТВ как бы «присвоило» трагедию Абдулова и сделало ее нашей общей драмой. Из скандальной хроники информация об Александре Абдулове перекочевала в новостные выпуски и в уста людей, разбирающихся в искусстве и в жизни.

Кончина Абдулова, к которой телевидение вроде как долго всех готовило, застала праздничное новогоднее ТВ врасплох, неподготовленным, потрясенным. ТВ наконец заметило, что имеет дело с реальной жизнью. Уход Абдулова превратился в напоминание всем о быстротечности земного бытия и жестокости главного закона природы.

На нашем ТВ в последнее время принято много говорить об успехах страны или представителей страны. Однако успехи не всегда реально объединяют – успехов добиваются не все. Достижения достигают тоже не всех. Наличие больших утрат объединяет куда сильнее.

Александр Абдулов, наша бесспорная гуманистическая ценность, явился личностью и эстетическим образом, объединяющим сегодняшнее общество, разобщенное социальными контрастами, замусоренное ненастоящим искусством.

Вам может быть интересно

ВС России освободили Очеретино в ДНР
Темы дня

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Шведские банды расцвели из-за особой работы с полицией

О жестокости и влиятельности преступных группировок в Швеции давно слагают легенды, которые плохо вписываются в представление об этой стране как о благополучном государстве. Но лишь недавно был раскрыт один из «секретов успеха» ОПГ: они нашли особый подход к полиции. Это не деньги, это любовь.

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Зеленский рассказал о Боге «с украинским шевроном»

Новости

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

Россия пригрозила асимметрично ответить на враждебные действия Прибалтики

На «враждебные действия прибалтов» Россия отреагирует асимметричными мерами, прежде всего – в экономической и транзитной сферах, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Макрон опасается размещения российских ракет на Украине

Мощность и дальность российских баллистических ракет подвергает опасности всю Европу, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Убитого диверсанта ГУР подозревают в причастности к теракту в «Крокусе»

Ликвидированный ФСБ Николай Сурнов, предполагаемый фигурант дела о теракте в «Крокус Сити Холле», покинул Россию после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года и скрывался в Литве, сообщает СМИ со ссылкой на его знакомых.

СМИ: Рост авиаперевозок в России показывает провал западных санкций

Запрет на продажу, ремонт и обслуживание самолетов стал одной из первых санкционных мер Запада против России, но это не имеет никакого эффекта, техника продолжает обслуживаться и эксплуатироваться, хотя Европа и США запретили поставку запасных частей, констатирует немецкая газета Die Welt.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Украинцы бегут в Молдавию, бросая транспорт на трассе

Представитель Госпогранслужбы Украины Андрей Демченко заявил, что в стране участились случаи нелегального пересечения границы с Молдавией по трассе Маяки – Удобное в Одесской области.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?