Авторские колонки

13 февраля 2008, 09:09

Дмитрий Соколов-Митрич: Косовские острова

Сербская история Косова и Метохии отсчитывает последние дни. 17 февраля Приштина обещает в одностороннем порядке объявить о независимости края.

И если даже это произойдет не в обещанный срок, а неделей, месяцем, годом позже, потеря Косова – свершившийся исторический факт. С этим фактом сербам придется смириться надолго, если не навсегда. Если вы думаете иначе, то лечится такое заблуждение при помощи одной поездки в этот край. Думаю, дней двух-трех хватит. Не вижу смысла рассуждать сейчас о судьбах Сербии и умничать на тему, чья историческая вина привела к этой катастрофе и как она скажется на судьбе самой Европы. Хочу лишь рассказать о том, что я видел в Косове своими глазами и чего не смогу забыть никогда.

Например, отца Святислава Нойче – настоятеля храма Святого Саввы в Косовска-Митровице.

Из ближайшего сербского квартала дети ходят на уроки строем, в сопровождении миротворцев, которые не успевают отгонять от колонны албанских подростков

Этот город местные сербы называют «балканским Иерусалимом». Именно по нему проходит передний край сербско-албанского противостояния. Город разделен рекой Ибар: по одну сторону проживают 100 тыс. албанцев (скорее всего, уже больше), по другую сторону – 30 тыс. сербов (скорее всего, уже меньше). Между ними – один мост, который охраняют войска ООН. Время от времени им приходится отражать мощнейшие атаки албанской толпы. Пока получается.

Для того чтобы понять, на каком берегу правда, достаточно одного факта: мусульманское кладбище на сербской стороне стоит нетронутым. Православное кладбище на албанской стороне уже давно сровняли с землей.

Семья священника Нойче в 2002 году, когда я с ним познакомился, оставалась последними 16 лицами сербской национальности, которые еще жили на берегу албанском.

– Дом горит, а баба наливает, – шутил отец Святислав на мой вопрос, как дела.

– Катастрофарно, – уточнила по-сербски его дочь Снежина.

Приход существовал в режиме осажденной крепости. Стены подворья укреплены мешками с песком, рядом с древнейшими могилами – два танка с флагами греческого миротворческого контингента. Но это не спасает от самодельных бомб, которые время от времени бросают сюда албанцы, и регулярных попыток стереть храм с лица земли.

– Когда это происходит, нам каждый раз предлагают эвакуироваться, – говорила мне жена священника Слободанка, – но мы каждый раз отвечаем одно и то же: если эта церковь будет разрушена, мы останемся под ее обломками.

С тех пор как я слышал эти слова, прошло пять лет. За это время в Митровице несколько раз вспыхивали мощнейшие албанские выступления. Я не знаю, жива ли сейчас семья Нойче. Скорее всего, нет.

Еще я никогда не смогу забыть Татьяну Арсич по прозвищу Смерть Мужчинам. Она русская, точнее, белоруска. Ее я обнаружил в крохотном сербском анклаве Босце недалеко от Косовска-Каменицы.

Косовские сербы посещают храм только под охраной миротворцев

Смерть Мужчинам родилась в селе Жлобине Могилевской области. Фамилия у нее была Годзеева. Яркое прозвище Татьяна получила за то, что в своей жизни она «удалася» (вышла замуж) 4 раза и все мужья умерли от различных болезней. Такое бывает.

Пятым мужем стал югослав Стоян Арсич. Он приехал в Белоруссию строить металлургический завод. У него недавно тоже умерла жена, в Югославии остались трое взрослых сыновей, а он рванул подальше, чтобы развеяться от горя. Всю свою нежность обрушил на Татьяну. А через два года забрал ее с собой в Белград. Сначала как туриста, а потом Татьяна и с ним удалася.

Стоян даже по югославским меркам был человеком небедным. В Белграде у него была квартира и дом, а в Косове – «родовое имение». Именно сюда в 1995 году супруги Арсич и переехали, чтобы дожить жизнь в тишине и покое. А когда тишина и покой вдруг резко кончились, решили остаться из принципа. Во время одного из сербских погромов, устроенных албанцами, Смерть Мужчинам потеряла пятого мужа.

– Однажды я пошла на пастбище корову выгонять, – рассказывает Татьяна. – Слышу – пукают (серб. «стреляют»). Прибегаю домой – Стояна не видать. Бросилась в теплицу – нет, в сарай – нет, галоша только его валяется. Ранен. Побежала к родственникам за полтора километра – нет. Зачем-то побежала на кладбище – нет. В стоге сена, может, спрятался – нет.

Одна соседка сказала, что слышала, как он кричал «Помогите!». Показала место. Нашла его вечером мертвым, в яме лежал. Ногу ему подрезали, он от потери крови скончался. Стала яму копать – никто из сербов-односельчан даже не помог. Все боятся в поле выходить – пристрелят. На меня смотрели и пальцем у виска крутили: «Во, дура русская, ничего не боится». Выкопала яму – нет досок гроб сколотить. И никто не дает, всем жалко. Пришли американцы, стали фотографировать труп, протокол писать. «Давайте, – говорят, – мы похороним». Но у них вместо гроба саван. А это по-мусульмански, поэтому не разрешила. Наконец, нашла выход: доски от забора своего отковыряла, похоронила мужа – мне ведь не впервой.

Всю свою историю Татьяна рассказала без единой слезинки. Уходя, я спросил ее почему. «Если бы я плакала, то не успела бы вам всего рассказать, – ответила Арсич. – Когда горя слишком много, то слезы уже не главное. Дай Бог вам никогда не понять, что я имею в виду».

Я не знаю, выжила ли Татьяна во время вспышки насилия в Косове в 2004 году. Скорее всего, нет.

Еще я помню учительницу русского языка Даниэлу из Косовска-Каменицы. Накануне моего приезда международная администрация ООН разрешила немногочисленным сербам этого города открыть здесь свою школу. В ней на тот момент училось 190 человек.

Рядом стояла школа для албанских детей, там учителя получали зарплату от международной администрации. Сербским учителям «международники» зарплату тоже предлагали, но при условии, что они будут учить детей по программе, где история Косова и история Сербии – это два разных предмета. Сербы отказались.

Из ближайшего сербского квартала дети ходят на уроки строем, в сопровождении миротворцев, которые не успевают отгонять от колонны албанских подростков. Когда из соседних сел везут детей на автобусе, раз в неделю автобус приезжает с разбитыми стеклами.

– Что вы называете здоровым национализмом? – не могла понять меня Даниэла.

– Ну, это когда человек любит свой народ не в ущерб другим.

– Нет, наш национализм – плохой национализм, нездоровый, – гордо ответила Даниэла. – Другого национализма здесь быть не может.

«Славянин, славяне, славян, – пишет на доске Даниэла. Сегодня сербские дети проходят родительный падеж. – Христианин, христиане, христиан…»

Прежде чем привести очередной пример, учительница задумывается на тему его национал-корректности. Ошибиться – значит потерять авторитет в глазах учеников. Даниэла еще в выигрышном положении по сравнению, например, с учителями английского и немецкого. Эти предметы дети отказываются учить – не хотят говорить на языке врага. Учить русский они всего лишь ленятся.

– Как будет «Чловек е господар свое спече»? – спрашивает Даниэла.

Никто не знает.

– Ну что же вы? Марко, отвечай. Правильно, Марко: «Человек сам кузнец своего счастья».

Я не знаю, жива ли Даниэла. Она уверяла меня, что никуда со своей родины не уедет, – значит, скорее всего, убита. Когда мы с ней разговаривали, там находились военные из российского контингента KFOR, и это была единственная надежда местных сербов на относительное благополучие.

С тех пор мы свои войска из Косова без лишнего шума вывели, о чем теперь не очень любят вспоминать наши политики и просто публичные люди. Я не видел глаз косовских сербов в тот момент, когда они узнали, что русские уходят. Но мне рассказывал один знакомый офицер ВДВ. Говорит, что у него было ощущение, будто он спускает ротвейлера на беззащитного человека.

Еще я помню начальника учительницы Даниэлы, директора сербской школы Трайана Арсича (он не родственник Смерти Мужчинам, просто однофамилец).

– У вас в России есть проблема Курильских островов, – говорил мне Трайан. – Я слышал, что там живет очень мало людей и на эти острова претендуют японцы. Если бы я был Путиным, я бы предложил косовским сербам эмигрировать туда. Думаю, большинство бы согласились. Все равно мы здесь живем, как на островах, причем в режиме непрекращающегося цунами.

Трайан еще тогда внутренне смирился с потерей Косова, но на вопрос, признавать ли независимость края, отвечал не раздумывая:

– Нет, не признавать. Почему я так говорю? По той же причине, почему любой японец скажет, что ни в коем случае нельзя признавать Курильские острова российскими. В надежде на то, что когда-нибудь мир изменится, а юридические основания для возвращения территории останутся.

Но если вы меня спросите, оставаться ли сербам в Косове, я не сразу найду, что ответить. Потому что не уверен, имеет ли смысл оплачивать этот призрачный шанс человеческими жизнями.

Я не знаю, жив ли сегодня Трайан. Мне почему-то кажется, что жив.

Вам может быть интересно

Берлин задумался об отправке германских солдат-миротворцев на Украину
Темы дня

Турецкий авианосец добьет репутацию «Байрактаров»

Турция торжественно отчитывается о новых испытаниях первого в мире авианосца для БПЛА – УДК «Анадолу». Знаменитый турецкий беспилотник «Байрактар ТБ3» – версия со складным крылом – впервые взлетел с палубы этого корабля. Это событие должно нас скорее обрадовать. Почему России вряд ли стоит повторять подобный эксперимент?

Трамп напал на БРИКС из-за страха за доллар

Дональд Трамп пытается изо всех сил удержать на плаву доллар и всю американскую экономику. Однако сделать это становится все труднее. Теперь большой занозой для США стал не просто Китай, а экономическое объединение БРИКС. В страхе перед мощью БРИКС Трамп стал угрожать 100-процентными пошлинами входящим в союз странам. Однако его как будто никто не воспринимает всерьез.

Карлсон в Москве анонсировал интервью с Лавровым

Генсек НАТО призвал добиться усиления Украины на поле боя до начала мирных переговоров

ЕС изменил нормы охоты на волков из-за пони фон дер Ляйен

Новости

Вице-премьер Мантуров сказал, кто придумал название «Орешник»

Первый заместитель председателя правительства Денис Мантуров ответил на вопрос, кто придумал название для новейшей российской ракеты «Орешник».

Небензя заявил о поддержке террористов в Сирии со стороны США и Украины

Американцы и их союзники оказывают поддержку террористам в Сирии, сами террористы «откровенно бравируют» поддержкой со стороны спецслужб Украины, заявил постпред России при ООН Василий Небензя.

Шведские ученые спрогнозировали полное таяние льдов Арктики за три года

Ледяной покров в Арктике может полностью исчезнуть уже к 2027 году, предупреждают ученые Гетеборгского университета; может иметь серьезные последствия для экосистемы региона и погодных условий в Северном полушарии.

Террористы в Сирии переняли тактику украинских инструкторов

Сирийские боевики используют дроны-камикадзе по украинской тактике, что свидетельствует о присутствии украинских спецслужб в Идлибе, сообщил специалист по беспилотникам.

Кремль: Для переговоров России и Украины нет оснований

Сейчас нет никаких оснований для переговоров между Россией и Украиной, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

В Намибии избрали первую женщину-президента

Намибия избрала Нетуми Нанди-Ндайтва первой женщиной-президентом страны, она получила 57% голосов, несмотря на прогнозы о возможном втором туре.

Российские войска зачистили Старые Терны к западу от Курахово

Российские войска провели операцию по зачистке поселка Старые Терны у Кураховского водохранилища в Донецкой народной республике, фактически обеспечив контроль над этой территорией.

Протестующие и спецназ в Тбилиси устроили перестрелку пиротехникой и газом

В Тбилиси на проспекте Руставели протестующие обстреляли спецназ пиротехникой, силовики ответили слезоточивым газом, сообщают информационные агентства. Сотрудники МВД Грузии задержали во время митинга у здания парламента мужчину по обвинению в подготовке взрыва.

Оппозиция Южной Кореи начала процедуру импичмента президента

Оппозиционные партии Южной Кореи договорились подать предложение об импичменте президента Юн Сок Еля, обвинив его в попытках ввести военное положение и провокации конфликта с Северной Кореей, сообщает Ренхап.

Стало известно о выдвижении дочери Жириновского в Госдуму

Анастасия Боцан-Харченко, дочь Владимира Жириновского, станет кандидатом от ЛДПР на выборах в Госдуму-2026, подтвердил замруководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов.

Филиппинское судно протаранило китайский военный корабль в спорных водах

Филиппинское служебное судно проигнорировало предупреждения и врезалось в китайский корабль береговой охраны возле спорного рифа в Южно-Китайском море.

Захарова рассказала о масштабном характере интервью Лаврова Карлсону

Интервью Сергея Лаврова с Такером Карлсоном будет длиться полтора часа и выйдет через пару дней, сообщила спикер МИД Мария Захарова.
Мнения

Геворг Мирзаян: Три важнейших урока для России от падения Алеппо

Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.

Олег Хавич: Киев и Варшава обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни». Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

Игорь Караулов: Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?