По понятным причинам, избирательная кампания – неподходящее время для каких-либо серьезных политических решений. Громкие слова, красивые жесты, раздача благ и денег – это пожалуйста. А вот всерьез заниматься решением проблем всегда приходится уже после выборов.
Горизонт возможностей у третьего президента будет не так уж и широк – во всяком случае, в начале его правления
Россия живет в режиме избирательной кампании уже почти полгода. И это будет продолжаться еще два-три месяца. Только после этого новому президенту Дмитрию Медведеву придется реально браться за дела. А дел ему предстоит немало.
Публицист Александр Архангельский в своей колонке на сайте РИА «Новости» очерчивает круг задач, которые встанут перед новым главой государства. Это пенсионная, коммунальная и военная реформы; выравнивание баланса между «силовиками» и гражданским обществом; нормализация международных отношений и многое другое. Понятно, что сделать всё это сразу невозможно. Вопрос в том, с чего начинать.
Тут надо иметь в виду, что у нового руководства страны (а смена президента неизбежно влечет за собой перестановки в высших эшелонах власти) будут довольно серьезные ограничители свободы действий.
Прежде всего, президент Медведев не может сделать выбор между стабильностью и модернизацией. Для Владимира Путина стабилизация была безусловным приоритетом: он занял свой пост на излете новой русской революции, и установление хотя бы минимальной нормальности было для него условием sine qua non.
От Медведева потребуется конвертировать достигнутую при Путине стабильность в развитие. Иначе ни о каком вхождении в «пятерку ведущих держав» говорить нельзя. Но и от стабилизации он отказаться не может! Устойчивость государства и общества все еще оставляет желать много лучшего. Она держится главным образом на личном авторитете Путина. Медведев же таким авторитетом еще не обладает. И даже присутствие рядом с ним экс-президента проблему не решает.
Второй ограничитель – состояние мировой экономики. Специалисты в один голос говорят, что глобальная экономика вступает в очередную кризисную фазу. И Россия не является исключением, поскольку уже интегрирована в общемировой процесс. Поэтому «черный понедельник» 21 января, когда зашатался российский рынок, рассматривается как первый звонок.
Если же «семь тучных лет» заканчиваются прямо сейчас, то президенту и правительству придется быть максимально осторожными в социально-экономических вопросах. И это значит, что меры по развитию экономики не будут слишком решительными.
Прежде всего, президент Медведев не может сделать выбор между стабильностью и модернизацией (фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД) |
Третья данность – напряженные отношения с «грандами» мировой политики. Я бы охотно разделил пожелание Александра Архангельского «погасить бессмысленные конфликты с Западом» – если бы не одно «но». Для танго, как известно, нужно двое, а потому урегулирование отношений требует доброй воли с обеих сторон.
Нормализация отношений с Россией возможна только при условии признания ее в качестве самостоятельного субъекта мировой политики. Лидеры Европы и Америки к такому признанию явно не готовы… При таких условиях погасить конфликты Россия может лишь подчинившись. А это никак не отвечает ее национальным интересам…
Ну и – the last but not the least – Медведеву обязательно нужно совмещать преемственность и обновление. Без преемственности ему никак нельзя: путинское наследие – его главный (а на первых порах и единственный) политический козырь. В то же время он не может не внести что-то новое – при том важное. Не только потому, что иначе останется тенью своего предшественника. Гораздо важнее то, что без решения отложенных проблем страна может скатиться к кризису.
Как видим, горизонт возможностей у третьего президента будет не так уж и широк – во всяком случае, в начале его правления. Ему придется доказывать свою легитимность, не касаясь нескольких жизненно важных сфер. Чтобы добиться безусловного признания своего права править, Медведев должен будет сделать что-то масштабное, эффектное и эффективное.
Впрочем, варианты есть. Например, одна из самых заметных проблем, до решения которых не дошли руки у Путина, связана с сохранением у власти в некоторых субъектах федерации старых «региональных баронов». Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Кирсан Илюмжинов, Владимир Чуб, Юрий Лужков – все они подчеркнуто лояльны по отношению к Кремлю. Но при этом вполне своевольны в своих вотчинах.
Для президента Путина это лишь досадная мелочь: какого-либо неповиновения ему от Лужкова, Шаймиева и других быть не может. А вот для президента Медведева они могут представлять большую проблему. Поэтому смена «мастодонтов» ему крайне нужна.
Если же при этом удастся обойтись без серьезных потрясений в регионах, привыкших к застойному покою, это будет настоящий подвиг. Для первого – вполне кондиционный.