Авторские колонки

20 сентября 2007, 15:16

Юрий Гиренко: Путин не вернется

Эксперты-политологи – тоже люди, а людям свойственно ошибаться. Но такое дружное и очевидное попадание пальцами в небо, какое учинили российские эксперты на прошлой неделе, переходит всякие границы разумного.

В понедельник о том, как замечательно оттянулись «однополчане-политологи», уже написал Леонид Радзиховский, и вряд ли стоит повторяться. Однако есть что добавить.

Для начала давайте разберемся, а зачем вообще нужны эти самые эксперты? Политика – синтетическая сфера деятельности, и в ней востребованы разные профессии. Есть люди вырабатывающие решения, есть – решения принимающие, есть исполняющие. Есть те, кто придумывает способы воздействия на людей, и те, кто эти способы реализует. Есть те, кто информирует окружающих о происходящем, и те, кто дезинформирует.

Путин, судя по всему, получает истинное удовольствие, раз за разом сбивая с толку политологическую братию

Понятно, что в реальности один человек зачастую выполняет не одну, а несколько из этих функций. Но в каждой конкретной ситуации лучше понимать, кто ты. Если пропагандист начинает мнить себя журналистом, ничего хорошего из этого не выйдет. А «серому кардиналу» не стоит выходить на свет.

Так вот, есть в политике специальные люди, объясняющие всем смысл происходящего. Это как раз эксперты. Причем, не надо путать их со специалистами, которые готовят проекты решений, или с консультантами, которые дают советы политикам. Публичный эксперт обращается к обществу, растолковывая ему, что и почему происходит.

И это весьма существенная функция. Именно экспертиза придает публичному политическому процессу содержательность; формирует контекст, в котором политическое участие становится осмысленным. При одном, разумеется, важном условии: экспертам должны доверять. То есть, их анализ должен быть достоверным, а прогноз – верным.

Вот с этим у нас большие проблемы, ярко продемонстрированные на прошлой неделе. На протяжении одного дня экспертное сообщество несколько раз подряд образцово плюхнулось в лужу. Соглашусь с коллегой Радзиховским – плюхались эксперты с разной громкостью. Зато все.

Судите сами: ни один эксперт не просчитал отставки правительства именно сейчас. О том, что Фрадков уйдет, рассказали не эксперты, а журналисты. И не по результатам политического анализа, а благодаря банальной утечке.

Далее – почти все эксперты называли будущим премьером Сергея Иванова. И все без исключения утверждали, что тот, кто сменит Фрадкова, и есть преемник Путина. Когда же был назначен Зубков, то – опять почти все – дружно воскликнули: «Ба, да это не преемник»! Чтобы на следующий день меланхолично добавить: «А может быть и преемник…»

Какое уж тут доверие к экспертному мнению может существовать? Да никакого. И тут впору задуматься – а почему, собственно, так получается? Какой дефект, мешающий быть адекватными, существует у наших экспертов?

Оставим в стороне группу «грандов» экспертного сообщества, готовых комментировать что угодно и как угодно, давая на любой вопрос любой ответ. Эти люди (nomina sunt odiosa*) давно привыкли отвечать «в стиле Бадера – очень веско, и на полметра мимо». И нимало этим не смущаются. И Бог с ними.

То, что эксперты у нас недостаточно информированы – не объяснение. Информации никогда не бывает достаточно, и работа эксперта во многом и заключается в том, чтобы делать правильные выводы из ограниченного объема информации.

Вряд ли так же причина в том, что эксперт у нас глуп и необразован. То есть, разумеется, в тусовке хватает и дураков, и невежд. Но не все ведь таковы. Точно знаю, что там есть и умные, и компетентные – видел, слышал, читал.

Идеологическая ангажированность? Тоже не ответ. Политологи разных ориентаций дружно прошагали по одним и тем же граблям. И левые, и правые. И «кремлядь», и «демократы». И патриоты, и космополиты.

Причины, на мой взгляд, в том, как понимают свою роль и задачу сами эксперты. А соответственно, что они пытаются сделать.

А они очень часто занимаются не своим делом. То есть, не анализом-прогнозом, а строительством идеологем, политическими технологиями, собственно политикой. И потому нередко подменяют экспертизу пропагандой, либо еще чем-то, не имеющим отношения к делу.

Когда же был назначен Зубков, то – опять почти все – дружно воскликнули: «Ба, да это не преемник»! (фото: Андрей Коротков/ВЗГЛЯД)

Кроме того – и это еще важнее – эксперт часто говорит не то, что должен, а то, что от него хотят услышать. Как было сказано выше, эксперты – тоже люди, а человек слаб. И хочет нравиться. Особенно это касается тех, кто занят умственным трудом.

Публика же хочет слышать, что будет завтра. И эксперт, идя навстречу пожеланиям трудящихся, начинает предсказывать. И доходит до момента, когда при помощи политического анализа предсказать невозможно. И, вместо того, чтобы сказать «не знаю» (какой же он эксперт, если не знает), приступает к угадайке, с умным видом тыча пальцем в небо.

Пример с угадыванием преемника тут особенно характерен. Политический анализ позволяет дать только весьма ограниченный прогноз. А именно: характер политического режима и расклад сил обеспечивают победу на президентских выборах любому кандидату, выдвинутому и поддержанному действующим президентом Владимиром Путиным. Можно определить (но уже не со стопроцентной вероятностью), какими качествами должен обладать такой кандидат.

Но угадать фамилию можно только случайно. Или каким-то образом проникнуть в потаенные мысли Путина… Так или иначе, никакая политическая экспертиза тут не поможет. Однако у экспертов спрашивают – и те отвечают. Наобум. И радостно плюхаются в лужу.

При том политическим экспертам (впрочем, не только им) свойственно причудливое сочетание стремления «выпендриться», сказать что-то оригинальное – и стадного чувства. Поэтому в экспертном сообществе легко подхватывается какая-то идея, кажущаяся очевидной. И начинается соревнование – кто раньше и громче эту идею озвучит.

Скажем, полгода назад «все знали», что преемником будет Дмитрий Медведев. Неделю назад – что премьером (а потом президентом) станет Сергей Иванов. Теперь все знают, что дело темное. Такая вот экспертиза…

А президент Путин, в руках которого инициатива и возможность не допускать ненужных утечек, судя по всему, получает истинное удовольствие, раз за разом сбивая с толку политологическую братию. И братия сбивается.

…У читателя может сложиться впечатление, что автор считает себя шибко умным и противопоставляет свою персону всей тусовке. Спешу уточнить: это не так. И с прогнозом отставки, и с кандидатурой Виктора Зубкова, и с трактовкой назначения нового премьера я точно так же опростоволосился, как и остальные коллеги. Разве что про назначение Иванова не говорил – но это уж было бы совсем глупо.

А сейчас, чтобы не отрываться от сообщества, сообщаю свой прогноз. Во-первых, Иванов и Медведев отойдут на второй план. Во-вторых, преемником будет Зубков. В-третьих, Путин, уйдя в отставку, в политику больше не вернется.

Вот теперь вполне готов присоединиться к большинству, сидящему в луже. Подвиньтесь, коллеги.

* Nomina sunt odiosa (лат.) - "Имена ненавистны", не будем называть имен

Вам может быть интересно

Рухнувший Ан-22 нашли на пятиметровой глубине в Уводьском водохранилище
Темы дня

Что значит готовность Зеленского провести выборы президента Украины

Владимир Зеленский согласен провести президентские выборы на Украине. Это решение было принято под давлением Дональда Трампа, заявившего ранее об отсутствии в республике демократии из-за затянувшейся несменяемости власти. Тем не менее эксперты отмечают: неожиданные новости из Киева призваны стать маскировкой для сохранения у власти нынешнего руководства. За счет чего Зеленский пытается обмануть Трампа?

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Песков рассказал о поездках Путина по Москве за рулем без кортежа

Маск предложил расформировать Еврокомиссию

«Рейтинг недружественных правительств» показал перемены в русофобии на Западе

Новости

По делу о квартире Долиной провели политологическую экспертизу

В рамках уголовного дела о хищении квартиры у народной артистки России Ларисы Долиной была проведена судебная политологическая экспертиза, следует из официальных документов.

Дания впервые решила признать США угрозой безопасности

Дания в новом отчёте об оценке угроз, проведённой датской службой военной разведки, впервые включит США в число угроз стране, сообщает датское издание BT.

Постпред Украины при ООН пообещал России «дырку от бублика»

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Стало известно о подготовке SpaceX к крупнейшему в истории IPO

Аэрокосмическая компания SpaceX Илона Маска готовит крупнейшее первичное размещение акций (IPO) в истории, сообщили СМИ.

ВМС США решили ускорить постройку подлодок с помощью ИИ Palantir

Американский флот рассчитывает внедрить аналитику и искусственный интеллект Palantir для повышения скорости производства субмарин и устранения сбоев в поставках, пишет Bloomberg.

ЕС намерен бессрочно заблокировать активы России

ЕС намерен принять новый закон с чрезвычайными полномочиями, чтобы избежать вето Венгрии на продление санкций против России, сообщает газета Financial Times (FT).

Казахстан решил перенаправить нефть в Китай из-за атак Украины

Поставки нефти с месторождения Кашаган частично направят в Китай на фоне последних атак на объекты Каспийского трубопроводного консорциума, сообщило Министерство энергетики Казахстана.

В Конгрессе США предложили выйти из НАТО

Американский конгрессмен-республиканец Томас Масси предложил вывести Соединённые Штаты из НАТО, зарегистрировав соответствующий законопроект под номером HR 6508.

В Судане при посадке на военной базе разбился Ил-76

В Судане при попытке посадки на военной авиабазе разбился транспортный самолет Ил-76, не выжил ни один из членов экипажа, передает агентство Франс Пресс со ссылкой на два военных источника.

Камеры с помощью ИИ начали выявлять новый вид нарушений на дорогах в Москве

В Москве дорожные камеры с искусственным интеллектом начали фиксировать неправильную остановку автомобилей, мешающих выезду с парковки или движению пешеходов, даже без запрещающих знаков или разметки, сообщили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы.

ВС России начали бои в центре Гуляйполя

Российские военные форсировали реку Гайчур и вступили в активные бои на центральных улицах Гуляйполя в Запорожской области, сообщил депутат законодательного собрания Запорожской области, участник специальной военной операции Сергей Юрченко.

Сеул выразил протест из-за полетов военной авиации России и Китая

Министерство обороны Южной Кореи выразило протест военным атташе России и Китая в Сеуле в связи с совместным воздушным патрулированием, прошедшим 9 декабря в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сообщило южнокорейское оборонное ведомство.
Мнения

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов