Да, так уж получилось, что все клубные достижения Феликса Бакстона и Саймона Рэтклиффа с начала 90-х прошли как-то мимо отечественного поп-мейнстрима. Надо признать, что сами британские музыканты не сильно в те годы усердствовали в деле покорения большой сцены. Они выпустили дебютный сингл Fly Life (1994), который с успехом стартовал в танцевальных чартах своей страны. Получив имя, музыканты увлеклись вполне прибыльными ремиксами – Pet Shop Boys, Roger Sanchez, Lil' Mo Yin Yang. Только через пять лет вышел их первый большой альбом Remedy (1999), ставший событием на танцевальной сцене Европы и США, и группу признали главным наследником Daft Punk. С тех пор музыканты далеко ушли от привычного вида двух диджеев с подтанцовкой и пошли в сторону большого поп-шоу. Престижные премии стали достойным обрамлением этому процессу.
Несмотря на неимоверные габариты, негритянки обладают шикарными голосами и недюжинной танцевальной подготовкой
А вот в России… Несмотря на все усилия мейджоров, педантично крутивших синглы Basement Jaxx на подконтрольных им в России телеканалах, творчество группы никак не хотело трогать сердца российских меломанов. Прорыв случился только в прошлом году, когда китчевое видео на задорную песенку Take Me Back To Your House вдруг сделало то, чего не смогли сделать сонмы треков и ремиксов героев из Брикстона. В клипе мелькали танцующие медведи, бородатые мужики с балалайками и доблестный офицер на танке, увозящий рефлексирующую вокалистку в просторную тайгу.
Видео побило все рекорды популярности, и Basement Jaxx стал невероятно ожидаемой группой. Впрочем, концерт в Б1 показал, что британцам забыли или постеснялись рассказать о причинах популярности Basement Jaxx в России. Никакого реверанса в сторону увлеченной бойким кантри Take Me Back To Your House не случилось – столь нетерпеливо предвкушаемая композиция оказалась засунутой в самую середину концерта, да к тому же весьма невнятно и бездарно исполненной.
Конечно, Бакстон и Рэтклифф остались на своих местах. Но теперь их окружает весьма представительная компания. Помимо барабанщика и перкуссиониста, жирными мазками представлены духовая секция и гитарный саунд, да и сильно похожие на мюзиклы напевы многочисленных вокалисток обогащают привычный альбомный звук. Мартина Бэнг больше не в составе Basement Jaxx, ее заменил десяток крупногабаритных чернокожих мадам с запредельными размерами бюстов. Общее впечатление мюзикла «42-я улица» усугубляет склонность этих вокалисток к блюзовым напевам, в концертной версии почти все знакомые на слух композиции обрели легкий оттенок жизнерадостного Гарлема.
Собственно, никто и не обещал чистоты жанра. Basement Jaxx прославился прежде всего смелым отрицанием любых границ жанра. Сами музыканты определяют свою музыку как диско-гараж, но смело мешают в свой клубный коктейль панк, фанк, рэп, регги. В последнем альбоме Crazy Itch Radio (2006) обильно используются балканские мотивы, которыми музыканты щедро поделились и с Москвой. Собственными мелодиями Basement Jaxx никогда не блистал, зато превосходно умеет обработать готовые.
Всего на сцене оказалось 15 человек. Большинство из них – как раз приглашенные вокалистки. Надо признать, что, несмотря на неимоверные габариты, негритянки обладают шикарными голосами и недюжинной танцевальной подготовкой. Не переставая танцевать, девушки поют сложнейшие вокальные партии. Белая вокалистка всего одна, и она скорее модельных параметров. Однако заметить на сцене ее можно от силы два раза, все остальное – бенефис мюзикловых голосов чернокожих задорных певиц.
Еще недавно Basement Jaxx знал в России только узкий круг любителей клубного хауса |
Чего ж ему не отрываться, коли почти все партии играет плейбек. Клубная музыка остается сердцевиной дыхания Basement Jaxx, и никакие духовые секции (саксофон, труба, тромбон) или живые ударные не изменят запрограммированность музыки хаус-проекта. Группа порадовала поклонников хитом Romeo, а ближе к концу предпочла углубиться в панк-психоделику и протяжные инструменталы. В финале звучат Good Luck и Where Is Your Head At под строгие взгляды костюмированных горилл.
Звукачи клуба до самого финала так и не смогли справиться с насыщенным звуком Basement Jaxx – лязг и скрежет сопровождают музыкантов, заставляя морщиться и убавлять громкость своих устройств. Ужасающего качества звук не смог, впрочем, испортить настроение тем, кто пришел именно повеселиться. Тем более что группа вокалисток устроила настоящее заводное шоу на сцене – тут и размахивание ожерельем, и садомазо-представление, и лесбийские игрища.
Но в целом концерт оставил странное впечатление. Словно Basement Jaxx уже ушел из бесхитростной клубной музыки, но еще не дошел до большого песенного формата. Вместо мелодий – ритм, вместо драйва – метроном, вместо харизмы – мелькание бэк-вокалисток. Похоже, группа уже осознала свой вектор развития в сторону стадионной поп-музыки, но сил сочинить соответствующий материал пока нет.