Авторские колонки

15 августа 2007, 10:23

Вадим Пономарев: Сборные концерты. Добро или зло?

Сборные концерты видел хоть краем глаза каждый. Кто-то по телевизору, благо что показывают их каждые выходные. Кто-то - своими глазами в Кремлевском дворце съездов или на ближайшем стадионе в День города.

И гамма эмоций обычно широчайшая – от презрения до радушного восторга. Но мало кто понимает, что стоит за этим понятием – сборные концерты.

По мнению зрителя, это когда за один купленный билет или один час у телевизора тебе показывают всех звезд. Самых громких звезд. Ты идешь на любимого артиста, а в глубине души весьма рад неожиданной экономии. Хотел пойти на Леонтьева, а получаешь в довесок еще целую обойму тех, кого видел по ТВ. Экономия! Сейл, как принято ворковать в сетевых магазинах. То есть твоя прибыль как покупателя билета. За 300 условных рублей получаешь концерт из трех десятков артистов, каждый из которых стоит 300 условных рублей.

Зачастую мотивы и скрытые посылы публичных персон страшно далеки от тщательно ретушируемых мистификаций. Вообще-то люди пришли в этот бизнес зарабатывать деньги

Правда, любая рекламная акция имеет свои ограничения. Хотел пойти на Леонтьева, а он споет только одну песню. А может быть, две. Или три. Условия игры не в пользу зрителя – он никогда не знает, сколько же любимых песен услышит. В глубине души он, как разумный человек, понимает все. И не надеется на трехчасовой сольный концерт любимца, он согласен на три песни. Даже на две. Но если даже получается только одна, разумный зритель вздыхает и рад тому, что есть. Действительно, еще же три десятка артистов сегодня. И каких артистов!..

То есть движитель зрителя – любовь. Любовь к артисту, к песне. И его всепонимающее всепрощение.

Но что заставляет всепопулярного артиста забросить все свои дела, отложить аншлаговые сольные концерты и ринуться к указанному часу на служебный вход в Кремль? Многие полагают, что дело в тщеславном желании отобрать аудиторию у остальных артистов. Пришли-то кто на кого. Чего не поймать рыбку в мутной воде? Пришли на Леонтьева, а понравится еще Вайкуле. Пришли на Вайкуле, а так хорош оказался Леонтьев! По телевизору казался странным таким, а тут – просто душка, оказывается!

Шоу-бизнес жесток к романтикам из телеаудитории. Зачастую мотивы и скрытые посылы публичных персон страшно далеки от тщательно ретушируемых мистификаций. Вообще-то люди пришли в этот бизнес зарабатывать деньги. Это не слишком романтично, не слишком приятно аудитории, а потому главное для них – хитроумно скрыть способы зарабатывания денег на каждом этапе своего появления на людях.

А сконструированных искусно заблуждений ох как много. Например, подавляющее большинство зрителей полагает, что артисты зарабатывают на гастрольном «чёсе» по провинции. Дескать, культурно отнимают деньги у провинциалов, и так небогатых. И страшным ударом для ревнителей провинциального благолепия оказывается факт, что подавляющее большинство артистов зарабатывает исключительно на корпоративных праздниках. 90% из которых проходит в Москве и ближнем Подмосковье. А чёс по провинции предпринимают те, у кого с корпоративами не складывается или душа за ту глубинку болит.

Поэтому почти половина из тех, кого мы видим по телевизору, вообще никогда за пределы Московской области не выезжает. Им и так хватает.

Сборный концерт – очень важная часть шоу-бизнеса. И если кто-то подумал вдруг, что тут-то все золотые тельцы и зарыты, то… сильно ошибся. Как бы ни удивлялись неискушенные зрители, заплатившие немалые деньги за билет в Кремль или на стадион, практически все артисты из цветастой многоименной афиши на них выступают бесплатно. То есть абсолютно. Не берут они денег. Правда, никто им денег и не предлагает. Выгода совсем в другом.

Мало кто из простых зрителей обращает внимание, чей логотип красуется на красочной афише с именами звезд. А ведь это самое главное для сборного концерта. Организуют сборные концерты исключительно медийные структуры. И само понятие таких концертов родилось в недрах медийного общества. Чаще всего концерт проходит под эгидой какого-либо телеканала. Иногда – радиостанции и даже для популярного сайта. Но без них сборных концертов не существует.

Смысл сборного концерта исключительно в медийной компоненте. Артист выступил – его показали по ТВ, о нем написала приглашенная пресса, его песню прокрутили по радио. Сама песня значения не имеет – важнее то, как выглядит артист, что он говорит и, самое главное, что он вообще тут есть. Зритель хочет услышать знакомую по медийной же поддержке песню, и ему дают эту песню. Причем именно в том виде, что он уже слышал по радио или в телевизионном клипе. Аудиосигналы вообще не важны – петь не нужно, потому что полную идентичность записи может дать только эта же запись. Никакой импровизации, никаких новых аранжировок – зрителю включают ту же пленку, что он уже слышал. Визуальная сторона, напротив, доминирует по всем статьям: как артист выглядит, во что одет и что сказал перед включением фонограммы – имеет первостепенное значение.

Медиа правит бал.

Но в чем же интерес артиста? Без бокала нет вокала, многократно напоминает нам триумфатор последнего «Евровидения» Верка Сердючка. Есть вокал - есть и бокал?

Сами сборные концерты расцвели именно при расцвете телевидения. Телевизионный сигнал дал музыке картинку. Глупо было бы не разнообразить эту картинку. Ее меняли так и эдак, пока картинка не стала самодовлеющей – ведь большинство населения любой страны именно визионеры. Визуальное искусство воспринимается в первую очередь, аудиосигналы идут среди прочих вторых. Следовательно, можно забить сигнальную систему человека мельканием картинок, а звук разнообразить менее важно. Так появились первые клипы.

С появлением клипов песни стали восприниматься не столько своей музыкальной составляющей, сколько визуальным образом. Раз и навсегда записав в студии песню, можно до бесконечности привлекать внимание зрителя новыми нарядами, декорациями, макияжем, да хоть новым размером груди после пластической операции. Чем угодно – лишь бы смотрели.

Клиповая культура отменила техничность и профессионализм в массовой культуре. Записать в студии можно любую партию. При тиражировании визуального облика песни многократный повтор возводит студийную четкость в концертный идеал – каждое слово должно быть спето не хуже фонограммы. И справится с этим лучше всего фонограмма. Технические сложности записи живого концерта при большом количестве участников дали индульгенцию фонограмме. Кнопка «плей» скопипастила удачно записанную песню на все площадки мира. Меняем платье – и вот уже новое идеальное выступление.

Сборный концерт сцепил клип к клипу и образовал метаклип. Мелькают имена артистов, сменяются их лица – и все под заранее склеенную аудиодорожку. Просто, выгодно, удобно.

Но в чем же интерес артиста? Без бокала нет вокала, многократно напоминает нам триумфатор последнего «Евровидения» Верка Сердючка. Есть вокал – есть и бокал?

Вернемся к мыслям о деньгах. Основной заработок отечественного артиста – корпоративы. Но как господину из богатенькой конторы узнать об артисте N? Вряд ли он ходит на сольные концерты артиста N. Вряд ли он, как уже было замечено, аудиофил до такой степени, что внимательно вслушивается в песни на радио в своей автомагнитоле. И вот богатенький буратино в свой выходной день садится к телевизору, протягивает ноги из кресла и… попадает на трансляцию сборного поп-концерта. Возможно, это единственная цель артиста – попасть на глаза тому, кто впоследствии способен хорошо заплатить за концерт.

Ради сборных концертов артисты отменяют корпоративы. Потому что можно получить много корпоративов и Дней города. А городов у нас в России много.

К тому же сборные концерты – отличный способ снять на новую песню, которая только-только пошла по радиостанциям, бесплатный клип. Он получится концертным и без фантазии, зато съемка и декорации не стоят ничего.

Свои выгоды имеет и телеканал. Просто так в сборный концерт не попадешь. Кто свой, кто чужой – фильтруется жесточайшим образом. «Своих» надо продвигать, поскольку почти все каналы имеют долю в распределении прибыли от концертной деятельности. Поэтому на «сборниках» Первого канала пулеметной очередью сменяются участники «Фабрики звезд», у канала «Россия» интерес в «народных артистах», а у Муз-ТВ – в артистах холдинга «АРС-Медиа». Считаные звезды могут оставаться над схваткой. Но зачем, казалось бы, им-то участвовать в сборных концертах? Кто же не знает Леонтьева или Ротару?

Знают их все, но новые песни слышали немногие. И потому опытным артистам тоже приходится бесплатно работать на этих удивительных мероприятиях. Другого пути донести новые песни почти нет. Другого пути донести их максимально эффективно – вообще нет.

Сборные концерты нужны всем. И даже если вдруг живой, а не фанерный звук войдет в моду… немного подумав и все организовав, сборные концерты продолжатся под живой звук. Потому что заменить их нечем.

Вам может быть интересно

МИД предостерег от нагнетания напряженности вокруг Венесуэлы
Темы дня

Чем грозит Европе воровство российских активов

В Евросоюзе продолжаются баталии вокруг конфискации российских активов из бельгийского депозитария Euroclear. Сама Бельгия против, однако ЕК пытается переманить ее на свою сторону. Почему Бельгия так рьяно отстаивает российские активы? Дело здесь не в поддержке Москвы и не в моральных принципах.

Латвия рассматривает фашистский рецепт полного избавления от русских сограждан

Заключение в концлагеря или как минимум депортация в «Российскую Федерацию, Северную Корею или Венесуэлу» – такие меры против «нелояльных русских» вполне открыто, причем даже в стенах парламента, обсуждаются сегодня в Латвии. «Это не значит, что опасность грозит только русским», говорят эксперты и объясняют, как Прибалтика скатывается в тоталитарную антиутопию.

Политолог объяснил решение Трампа о блокаде Венесуэлы из-за «кражи активов»

Фон дер Ляйен: Россия не получит назад активы, пока не компенсирует Украине весь ущерб

Ложь об СССР спровоцировала ссору в парламенте Финляндии

Новости

Российские войска освободили Герасимовку в Днепропетровской области

Подразделения группировки «Восток» освободили Герасимовку в Днепропетровской области, сообщили в Минобороны.

В США застрелили главу центра термоядерного синтеза Массачусетского института

Американский физик-ядерщик Нуно Лурейро, возглавлявший центр термоядерного синтеза Массачусетского технологического института, был найден с огнестрельными ранениями в собственном доме в Бруклине.

Politico: Отказ от «репарационного кредита» станет катастрофой для ЕС

Репутация Евросоюза может пострадать в случае отказа от предоставления Украине «репарационного кредита» из замороженных российских активов, сообщило издание Politico.

Швеция заметила вооруженную охрану на идущих из России танкерах

У идущих с российской территории нефтяных танкеров в Балтийском море заметили вооруженную охрану, заявил глава оперативного отдела Военно-морских сил (ВМС) Швеции Марко Петкович.

Путин исполнил желания обратившихся на прямую линию двух детей

Президент России Владимир Путин подарил кимоно и устроил полет на сверхлегком самолете двум мальчикам, обратившимся к нему на предстоящую прямую линию.

Украинская армия не смогла подойти к Купянску

Украинская армия пыталась подойти к освобожденному городу Купянск в Харьковской области, но не смогла, сообщили в Минобороны России.

Стоимость ремонта Белого дома удвоилась

Планируемый банкетный зал Белого дома подорожал до 400 млн долларов, его строительство реализуют на частные пожертвования, заявил президент Соединенных Штатов Дональд Трамп.

В Европе узнали у экспертов из Киева, почему можно воровать у России

Юристы из двух групп, в одну из которых были включены эксперты Киевской школы экономики, сочли «маловероятным» успех исков России против Бельгии в случае использования замороженных российских активов, пишет Politico.

Агентство Fitch дало негативный прогноз рейтинга Euroclear

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings внесло депозитарий Euroclear в список с негативным прогнозом из-за обсуждений использования российских активов в интересах киевского режима.

Грузия назвала Евросоюз главной жертвой войны на Украине

Власти Грузии заявили о тяжелом положении Евросоюза и выразили надежду на «борьбу президента США Дональда Трампа с «глубинным государством», которая может исправить положение дел в Европе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Верховному суду поручено обобщить практику пересмотра сделок с недвижимостью

Верховный суд России по поручению председателя Игоря Краснова готовит специальный обзор по судебной практике пересмотра сделок с недвижимостью на фоне резонансного «дела Долиной», сообщили в суде.

Лукашенко спросил у украинцев, почему не воевали за Крым

Крым воссоединился с Россией без боевых действий, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Мнения

Антон Крылов: Арест русского археолога в Польше ударит не по России, а по науке

Кто больше думает о сохранности археологических сокровищ Крыма? Те, кто невзирая на проклятия украинцев, работает на раскопках, скрупулезно соблюдая законы? Или те, кто считает абсолютом и догмой законы Украины?

Юрий Мавашев: Эрдоган стал чужим среди чужих

Турция кажется значительно крепче и авторитетнее, чем она есть на самом деле. Это хорошо видно на примере реальных возможностей турок на израильском направлении.

Тимофей Бордачёв: Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией

В Европе постановка индивидуального разума каждой из стран под контроль коллективного интереса ведет к коллективному помешательству. Суть его в том, что имитация полностью заменила собой реальную жизнь и стала подлинным интересом европейских политических элит.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов