Тем более что возлюбленных моих там не оказалось – бог дал им простые славянские фамилии: выскочили длинные списки однофамилиц, в которых оригиналы ничем не отличались от копий. Мгновенно стало неинтересно.
Дело же в особенностях памяти, которая смягчает временные расстояния, и в специфике саморазвития. Не то чтобы раньше зеркала не врали, а деревья были большими, но если ты развиваешься и идешь дальше, то невозможно любоваться прежними отражениями.
Пушкинское «и с отвращением читая жизнь свою...» именно об этой устремленности вперед, а не назад. Жить на острие настоящего настоящего всего сложно и дискомфортно, куда проще спрятаться в прошлое, в уже отработанные, уютные смыслы. В то, что знакомо и потому как бы понятно. Но зря, что ли, Орфея заклинали не оглядываться? Ну а он не послушался, болезный...
Жить на острие настоящего настоящего всего сложно и дискомфортно, куда проще спрятаться в прошлое, в уже отработанные, уютные смыслы
К тому же жизнь не меняется в два клика. Бесплатный сыр случается лишь в мышеловке. Хотя если семь миллионов регистрируются в социальной сети, значит это нужно не кому-нибудь, но всей этой прорве народа, неожиданно задумавшейся о собственном прошлом.
Именно неожиданно, ибо предложение идет впереди спроса, порождая новые возможности. С интернет-технологиями всегда так: не было ни гроша, да вдруг алтын. В начале тысячелетия таким странным прорывом в общении стал LiveJournal.
Конечно, «Живой журнал» во всех смыслах оказался шагом вперед – ну, например, в сравнении с форумами, где любой мог зарегистрироваться под любым ником. Никакой ответственности, своя рука владыка, ворочу что хочу.
Вот и я пришел в «Живой журнал» семь лет назад, так как меня привлекла ответственность говорения. Разумеется, любая умозрительная реальность оставляет возможность для спекулятивного маневра (мало ли мы видели виртуалов за все это время?!), однако в «Живом журнале», дающем возможность строить его по лекалам собственной синдроматики, есть хотя бы возможность «ответить за базар».
Образ юзера создается здесь в течение длительного времени, нахрап не решает ничего, время расставляет все и всех по своим местам, достаточно обратить внимание на постинги того или иного френда за отчетный период или же углубиться в тот или иной дневник методом погружения – очень скоро становится ясным, кто на что способен.
Можно создавать «виртуалов» и «чебурашек», да только какой с них спрос? Количество всегда переходит в качество, такое уж у диалектики свойство. Тогда даже самый отчаянный виртуал прикипает к медленно конструируемому образу, становясь, хотя бы и отчасти, родственным своим собственным придумкам.
Хотя могу сказать, что лично мне читать дневники реально существующих людей много интереснее конструктов. От них ведь, даже самых и талантливых, за версту тянет нежитью.
Сайт «Одноклассники.ру» – это в отношении «Живого журнала» два шага назад: никакого тебе креатива и текстуальных усилий. Можно же практически ничего не писать, чисто фоток запостить – и будет тебе счастье.
Полная пассивность, как если телевизор включил и внимаешь. Ведь, в сущности, все твои заслуги в том, что ты есть ты, такой, какой ты есть, со своим сугубым биографическим багажом.
Родился, учился, женился, отдыхал. А люди находятся по факту твоего нахождения – ведь ты же не в пустыне провел все эти годы. Каждый день тебя окружали случайные люди, отныне навсегда называющиеся твоими соучениками, однокурсниками, однополчанами. Их, как и родителей, не выбирают. Другое дело, что каждый сам решает, мириться ему или нет с разбросанными по пути автопортретами, в которых нет больше ни жизни, ни правды.
Сайт «Одноклассники.ру» – это в отношении «Живого журнала» два шага назад |
Каждый раз, встречаясь с персонажами из прошлых серий своего персонального «кино», маешься мучительной неловкостью непредумышленного обмана: с тех пор как вы познакомились и провели некоторое количество времени вместе или рядом, ты ушел далеко вбок по дороге к себе. И уже давно ничего не осталось от того человека, которого они знали.
Только оболочка, да и она, будем справедливы, изменилась. Меняется. Как же объяснить случайно встреченному, что тебя, которого он так хорошо знал, больше нет на свете белом? Вот поневоле и вводишь в заблуждение.
Понимание другого человека возможно, только если есть постоянные точки соприкосновения, некоторый, хотя бы и относительный, пунктир step by step, шаг за шагом. А если ничего подобного не существует, то тогда зачем все это?
Сеть «Одноклассники» расширяется, семь миллионов не предел. Когда-то и в ЖЖ сидела кучка интеллектуалов, знавших по головам друг друга. И если кто-то не френдил кого-то, это тянуло на событие само по себе: как же так, ведь все мы здесь одной крови?! Ведь мы же здесь все друг друга знаем…
Ан нет, как жизнь показала, разные и совершенно непересекающиеся вселенные.
Недавно я поставил надежную железную дверь в свой отсек на своем этаже своего подъезда, отсек от лестницы – шесть квартир. Сделал всем соседям ключи, раздал, предупредив, что звонки в подъезд они должны вывести сами.
Прошло больше шести месяцев. Из всех моих соседей наружный звонок сделал только я и мой сосед напротив, который, впрочем, уже давно не живет в нашем подъезде.
Поскольку мой звонок – единственный работающий, то любой желающий проникнуть сквозь железный занавес в нашу рекреацию что есть мочи звонит мне. Очень неприятно. Сначала дергался, потом решил, что я не собака Павлова.
Но интересно даже стало – неужели больше ни к кому из моих случайных соседей не ходят гости, знакомые, курьеры, наконец? Неужели никто из них не заказывает пиццу?
Почему-то кажется, что все мои соседи день и ночь напролет сидят на «Одноклассниках», запаривая доширак, и ищут общения в своем безопасном и уже давно обезжиренном прошлом.