Авторские колонки

23 июня 2006, 14:26

Олег Кашин: Русская мечта о ребрендинге

Бывают такие слова, которые годами или десятилетиями пылятся в словарях, никому не нужные, а потом вдруг врываются в повседневный язык и становятся самыми популярными, самыми модными словами.

И кажется даже, что это навсегда, и вообще непонятно, как это мы раньше без этих слов жили. Правда, такие слова, как правило, в языке все-таки не приживаются и, погуляв по газетным заголовкам, частушкам эстрадных куплетистов и разговорам пенсионерок у подъездов, бесследно исчезают, возвращаются на нечитаемые страницы словарей, уступая место новым, еще более диковинным словам.

«Плюрализм» и «консенсус» в перестройку, «брокер» и «ваучер» в начале 90-х, «секвестр» и «дефолт» в конце ельцинской эпохи, «шахид» и «силовик» в последние годы. Неологизмы отражают реальность: если в конце 80-х говорили о «консенсусе», значит тогдашние политики не умели друг с другом договариваться; если во время первой чеченской войны говорили о «федеральных войсках», значит были тогда и другие войска, нефедеральные. И так далее.

О ребрендинге шутят в «Аншлаге» и в КВН, о ребрендинге говорят с трибун партийных съездов, развлекательные журналы делают темой очередных номеров ребрендинг всего

Сегодня самое модное слово – «ребрендинг». Решила бабушка кошке кличку поменять – соседке скажет: «Я ребрендинг провела». Поменяет завсегдатай интернет-форума свой никнейм – то же самое, ребрендинг. О ребрендинге шутят в «Аншлаге» и в КВН, о ребрендинге говорят с трибун партийных съездов, развлекательные журналы делают темой очередных номеров «ребрендинг всего», фантазируя, как нужно изменить имидж ГИБДД или Почты России, для того чтобы люди научились воспринимать их по-новому.

Формально все просто: в течение последнего года два крупнейших сотовых оператора страны провели этот самый ребрендинг, основательно прожужжав этим корявым словом уши своим потребителям и просто зевакам. Но это только формально, мало ли чем сотовые операторы заняты – не становится же, например, слово «роуминг» таким же общеупотребительным.

Нет, слово «ребрендинг» стало так популярно не по воле маркетологов сотовых компаний, а потому, что идея ребрендинга в самом широком смысле, мечта об общенациональном ребрендинге давно овладела людьми в России. Другое дело, что эту мечту до сих пор никто не сформулировал. Попробуем восполнить этот пробел.

…«До свидания» по-шведски будет «хей да». В принципе это достаточно бесполезное знание – Швеция не относится к числу наиболее посещаемых русскими людьми стран, а тем, кто в эту страну по каким-то делам все-таки ездит, достаточно английского языка, который в Швеции вполне распространен. Но даже те из нас, кто ни разу не был в Швеции и ничего о ней, кроме того, что там жил Карлсон, не знает и знать не хочет, наверняка когда-нибудь узнает и запомнит, что «до свидания» по-шведски – это «хей да». Дело в том, что на выходе из каждого магазина IKEA огромными буквами написано: «Хей да! (По-шведски – До свидания!)». Хочешь не хочешь, а запомнишь. Не с первого раза, так с пятнадцатого. И с этого момента Швеция перестанет быть для тебя совсем чужой страной, потому что ты уже знаешь: Швеция – это IKEA, ты там табуретку купил и матрас. И дюжину ложек.

Даже правильные отечественные бренды, в том числе и из знаменитых и древних источников, сражаются всего-то за 20 процентов рынка
Финляндия – это Nokia, Корея – Samsung и LG. А о больших странах и говорить нечего, Соединенные Штаты – это не столько звездно-полосатый флаг или бессмысленная физиономия президента Буша, сколько Coca-Cola и McDonald’s. «Кирдык скоро вашей Америке», – говорил Данила Багров, а сам, когда выключалась камера, наверняка утолял жажду баночкой кока-колы. Я могу писать какие угодно гадости об Америке – но даже сейчас, во время написания этого текста, я курю сигареты Marlboro и волей-неволей начинаю ассоциировать себя с рекламными американскими ковбоями. И это значит, что никакой Америке не кирдык, а совсем наоборот.

Глобализация стирает границы и различия между странами, обесценивает суверенитеты и обессмысливает флаги, гимны и гербы. Русские моряки на американском судне под флагом Либерии везут груз эквадорских бананов из Германии в Литву – это про какую страну история? Китайские рабочие собирают автомобили на заводе японской компании в Петербурге – а это про какую? На этом рынке глупо размахивать флагом или петь гимн, не будет никакого патриотизма, потому что у нас есть только флаг, а у японцев – Toyota, гораздо убедительнее обозначающая национальную идентичность, пусть даже в этой «Тойоте» нет ни одной гайки японского происхождения.

Когда санитарный врач Онищенко запретил боржоми, в журнале «Огонек» вышла большая умная статья о рынке минеральной воды – о том, что на этом рынке изменится после исчезновения популярной грузинской минералки, о том, как активизируются производители поддельной воды и так далее. Статья была большая и умная, а в конце – один маленький абзац: «Но самое невеселое в этих минеральных войнах другое. Даже правильные отечественные бренды, в том числе и из знаменитых и древних источников, сражаются всего-то за 20% рынка. Остальные 80% рынка бутилированной воды делят между собой транснациональные монстры – «Кока-Кола» с ее «Бонаквой» и «Пепси» с «Аква Минерале». Это действительно очень грустная история: транснациональные корпорации одной левой переигрывают наших производителей, не оставляя русской минеральной воде ни единого шанса против разливаемой этими же транснациональными корпорациями воды водопроводной (на бутылках «Бонаквы» так и написано – «Вода из централизованного источника водоснабжения»). Это когда в Великобритании та же Coca-Cola попыталась выйти на рынок с «Бонаквой» (у них она называлась Dasani), потребители дружно бойкотировали эту воду из солидарности с местными производителями, вынудив американцев сдаться. Возможно ли такое у нас? А неизвестно. Нет у нас воды, в пользу которой страна могла бы отказаться от «Бонаквы». Коммерсанты-пораженцы заранее капитулируют перед иностранным гигантом, даже не пытаясь составить ему нормальной конкуренции.

Это только один маленький пример, а так – в России вообще нет брендов, которые бы на равных конкурировали с западными торговыми марками. Можно вспомнить историю «Русского бистро», с помпой открытого десять лет назад, когда на открытии сам Борис Николаевич Ельцин пробовал кулебяку и грозил конкуренцией «Макдоналдсу», – что из этого вышло? Да ничего. Сами испугались конкуренции и сами не предприняли ни одной попытки всерьез соревноваться с иностранным монополистом. А пиво? (Замечу, что, глядя на блюющих после пива школьников, часто думаешь – а нужно ли оно вообще, это пиво?) После кризиса 1998 года русская пивная промышленность пережила колоссальный бум, но закончился он тем, что каждая компания, добившаяся сколько-нибудь серьезных успехов на рынке, сочла за честь продаться иностранному гиганту. Даже Олег Тиньков, которого принято считать образцово-показательным русским бизнесменом-самородком продал свое пиво иностранцам. Водка? Да, на Западе знают и любят «Столичную», только вот мы никак не разберемся, кому этот бренд принадлежит и какие страны это признают. А больше настоящих водочных брендов у нас, в водочной стране, нет.

У Украины есть Nemiroff
Вот, собственно, и все. Нет больше никаких примеров. Даже Украина, ставшая (частью в реальности, частью просто стараниями наших телепропагандистов) средоточием всего нелепого и дурацкого, что только есть на постсоветском пространстве, – даже у Украины есть Nemiroff. У нас нет ничего по-настоящему своего. Пожалуй, только Газпром, но Газпром – это из разряда «зато мы делаем ракеты»; ракетами, конечно, можно гордиться, но обывателю все-таки ближе джинсы или та же кока-кола. И не стоит обывателя за это осуждать, на то он и обыватель.

В последние год-два мы много (пожалуй, даже слишком много) говорим о суверенитете и о том, как ужасно его потерять. Но суверенитет – это не абстрактный лозунг. Суверенитет – это когда страну мир ассоциирует не только с гуляющими по улицам медведями или со ржавыми баллистическими ракетами. Суверенитет – это когда 80% выручки от продажи питьевой воды остается в стране, а не уходит в штаб-квартиры транснациональных корпораций в Атланту, штат Джорджия. И так далее. Если в ближайшие годы Россия не даст миру хотя бы один-два бренда, сопоставимых с Coca-Cola и Marlboro, с суверенитетом придется распрощаться. И не говорите о качестве – собранные в России автомобили иностранных марок разваливаются не реже «Жигулей», а американские сигареты российского производства по вкусу больше похожи на советский «Космос», чем на то, что курят в Америке. Но бренд первичен по отношению к качеству, бренд – это не потребительская, а очень даже политическая категория. И в этой категории мы проигрываем всем – от Швеции до Украины.

Поэтому, собственно, нам всем и нужен ребрендинг – ребрендинг всего.

Вам может быть интересно

На Украине решили отправить воевать больных раком и ВИЧ
Темы дня

Французы посоветовали Макрону не становиться Наполеоном

«Как я уже говорил, я ничего не исключаю, потому что мы выступаем против того, кто сам не исключает ничего». Такими словами президент Франции Эммануэль Макрон подтвердил свое желание отправить французские войска на Украину, но при соблюдении двух условий. Однако французов не заинтересовали эти условия. Они обратили внимание на другое.

Китай попал под американский удар по российскому СПГ

США продолжают свою атаку на российские СПГ-проекты. Четвертая волна санкций затронула китайские компании и специализированные суда. Удар по Китаю, как третьей задействованной стороне в этой истории, именно сейчас не случаен. За что Вашингтон наказывает Китай и как это скажется на судьбе российского СПГ?

Политолог сказал, какие страны Европы могут депортировать украинских уклонистов

Премьер Грузии выразил Госдепу США разочарование из-за попыток устроить в стране революцию

Ивлеева прокомментировала «голую вечеринку» словами «не в то время, не в том месте»

Новости

В Кремле назвали прямой эскалацией слова Кэмерона об ударах Украины по России

Слова главы МИД Великобритании о праве Украины наносить удары по территории России с помощью британского оружия являются прямой эскалацией, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В Германии признали прорыв российских военных под Часовым Яром

Украина все еще ведет бои близ города Часов Яр, в то время как российские военные уже совершили прорыв в этом стратегически важном месте, поделился мнением корреспондент немецкого телеканала Welt Кристоф Ваннер.

Медведев нашел тройную пользу для России от швейцарской «мирной конференции»

Запланированная в Швейцарии «мирная конференция» принесет России тройную пользу, выразил мнение зампред Совбеза Дмитрий Медведев.

МЧС предупредило о заморозках в Москве и Подмосковье

В Москве и Московской области 4 мая ожидаются заморозки, такое экстренное предупреждение распространили Главные управления МЧС по городу и по области.

Грузия напомнила Парижу о «брутальных» действиях французского спецназа на митингах

Позиция МИД Франции по последним событиям в Грузии «лишена объективности», заявило грузинское внешнеполитическое ведомство в пятницу, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ уничтожила прибывшего в Россию из Литвы диверсанта военной разведки Украины

ФСБ ликвидировала прибывшего из Литвы диверсанта Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МО), который планировал совершить серию терактов на военных и энергообъектах в Московском регионе и Ленинградской области, сообщили в ЦОС ФСБ.

СК начал проверку сообщения о выселении мигрантом семьи пропавшего на СВО бойца

Продолжается проверка по сообщению о нарушении прав жительницы в местном поселке в Ростовской области, по предварительным данным, ее и ее 14-летнюю дочь выселил из дома мигрант, сообщили в региональном следственном управлении СК.

Парады 9 Мая пройдут в 25 городах России

На 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне парады пройдут в семи городах-героях и в 18 городах, где размещены штабы военных округов, флотов и общевойсковых армий, сказал глава Минобороны Сергей Шойгу на селекторном совещании.

Изъятое огнестрельное оружие, подлежащее утилизации, решили передавать на нужды СВО

Рабочая группа по СВО внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность передачи на нужны спецоперации на Украине изъятого и конфискованного оружия, сообщил глава группы, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

Шойгу: ВСУ в апреле теряли до 1 тыс. человек ежесуточно

Украинская армия в апреле теряла до тысячи военнослужащих в сутки, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом ВС России.

Эксперты поспорили о сроках выхода американского контингента из Нигера

Вывод войск США из Нигера займет примерно два-три месяца. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказала африканист Тамара Андреева. Она напомнила, что в такой срок уложились французы, покинувшие африканскую страну ранее. Несколько иную позицию высказал африканист Андрей Маслов. По его мнению, Пентагон будет всячески затягивать этот процесс. Ранее российские и американские военные оказались на одной базе в Нигере.

Ряд военных атташе посетили выставку трофеев на Поклонной горе

Аккредитованные в Москве военные атташе нескольких стран посетили выставку захваченной в ходе спецоперации боевой техники ВСУ с образцами из стран НАТО на Поклонной горе.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?