Авторские колонки

31 мая 2006, 21:59

Дмитрий Бавильский: Лучший писатель Турции

Сегодня в Москву приезжает один из самых известных и авторитетных писателей мира – турецкий романист Орхан Памук. В России писатель стал известным после выхода самых известных своих бестселлеров – «Черной книги» и «Меня зовут Красный».

Ныне возникает новая волна интереса к «турецкому Умберто Эко» – только что в книжных магазинах появился его роман «Снег» («Амфора»), названный «книгой года» по версии «Нью-Йорк Таймс Бук Ревью», и биографический том «Стамбул» (Издательство Ольги Морозовой).

Сравнение с Эко, вынесенное на обложку «Снега», кажется мне достаточно условным. Книги Памука всегда имеют динамичный и лихо закрученный сюжет, основанный на культурной игре, на исторических реалиях, однако все они (в отличие от медиевиста Эко) завязаны на самую что ни на есть жгучую современность. История вклинивается в фабулу, но никогда не замещает ее.

Правильнее было бы сравнить увлекательного и умного Памука с новомодным испанским Артуро Перес-Реверте, кабы не демонстративная беллетристическая легкость последнего (Реверто ближе метода Акунина). Или же с Мураками – как и Памук, Мураками строит свои романы на опыте европейской и американской литературы, перенесенной на национальную почву… Кабы не размытость сюжетов модного японца.

Памук – оригинальный и замечательный автор, который мог бы при ином стечении обстоятельств занять место и Перес-Реверте и Мураками

На самом деле Орхан Памук – самодостаточная, ни с кем не сравнимая величина, а все метафоры и уподобления – маркетинговые ходы, призванные продать автора из непонятной (в литературном отношении) Турции. Памук – оригинальный и замечательный автор, который мог бы при ином стечении обстоятельств занять место и Перес-Реверте и Мураками. Но, странное дело, раз за разом на первые позиции читательского интереса у нас выходят писатели далеко не первого ряда (взять хотя бы Паоло Коэльо или Дэна Брауна), тогда как лучшие романисты мира интересны лишь интеллектуалам и знатокам.

Между тем Памук из тех писателей, которым удается сочетать сюжетную внятность с серьезным философским подтекстом. Одна из важнейших тем для него – сочетание вымысла и реальности, искусства и жизни. «Черная книга» – первый роман Памука, переведенный на русский язык, – рассказывала не только историю поисков брата (который постепенно становится этим самым разыскиваемым братом), но и воссоздавала многообразный, мифологизированный мир Стамбула.

Образ странного и таинственного города возникал не только из воспоминаний и блужданий героев по уличкам и площадям, но в первую очередь из-за статей протагониста, которыми «Черная книга» была аккуратно проложена. Это важно, потому что Памук любит наполнять романы чужими текстами. В «Меня зовут красный» таких вставных текстов можно набрать целый сборник.

Здесь есть и новеллы и притчи, любовные письма и тайные записки… Все это уравновешивает детективную историю, происходящую в Средневековье (падишах заказал группе художников книгу, одного из мастеров убивают). И в конечном счете «Меня зовут красный» оказывается исследованием природы художественного творчества.

Подробно разбирая творчество Памука, я писал пять лет назад, что эта книга, подробно, в том числе, описывающая специфику суфийской поэзии, звучит как политическая декларация и чудовищная крамола, не менее острая, чем антиисламские высказывания Салмана Рушди или Мишеля Уальбека. И как в воду глядел – вот уже некоторое время Орхан Памук подвергается травле и преследованиям, еще совсем недавно ему грозило тюремное заключение.

На этом фоне у нас и выходит роман «Снег», в котором Памук рассказывает историю Ка, турецкого поэта, чье имя намекает на кафкианские кошмары и который возвращается из Германии на родину. Чтобы написать статью о девушках-самоубийцах, протестующих против запрета носить религиозные платки, а затем вернуться во Франкфурт, чтобы быть убитым.

«Снег» говорит о столкновении двух типов сознания – религиозного, основанного на вере в Аллаха, и современного, «прогрессивного». Мракобесы рвутся к власти, светская бюрократия пытается усмирять традиционалистов, которые счастливы своей верой, унаследованной от отцов. Либералы и западники, в отличие от верующих, все как один несчастны. Вот и поэт Ка на самом деле возвращается на родину за поддержкой и опорой в своих «морально-нравственных исканиях».

На самом деле Орхан Памук – самодостаточная, ни с кем не сравнимая величина

Существенный аспект: в многолетней эмиграции Ка не написал ни одного стихотворения. Приехав в маленький город, занесенный снегом, Ка начинает писать одно стихотворение за другим. Интересно, что Памук не дает текстов стихотворений, он пересказывает их своими словами. Любитель вставных новелл и «следов чужого присутствия», этот свой текст Памук делает монохромным, авторским, цельным.

Именно это и дает писателю возможность сделать «Снег» современным романом, рассказывающим о современности. История, эстетика, воспоминания, искусство более не вторгаются в сюжет боевым клином, но существуют на периферии: для особо усердных читателей Памук заканчивает роман перечислением стихотворений, написанных Ка во время своего пребывания в Турции. Список стихотворений и номера глав, в которых они описываются.

Ну, разумеется, это же прямая отсылка к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который тоже ведь заканчивался тетрадкой стихов опального автора! Орхан Памук неоднократно признавался в любви к русской литературе. В «Снеге» мы находим массу упоминаний о русском влиянии, до сих пор ощутимом в его стране, о русских домах и Тургеневе, о русской архитектуре и русском снеге.

Очень важно, что главный герой романа – поэт. То есть наблюдатель, не от мира сего, обычный (здесь стихи пишут все!) турецкий интеллигент, пытающийся выжить и сохранить любовь, несмотря на всеобщую агрессию и социальный раздрай. Правда, в отличие от русского прототипа, Ка умирает не своей смертью, а зеленая тетрадка со стихами оказывается утраченной. Поэтому рассказчику не остается ничего, кроме пересказа лирических строк своими словами.

С помощью отсылки к «Живаго» Памук отдает дань уважения любимому автору и делает мессидж книги более внятным, более понятным нашему читателю. О да, турецкий автор написал очень своевременную, а главное, очень русскую книжку. Ведь главный конфликт «Снега» (гражданская война, вяло текущая, тлеющая в мозгах и выплескивающаяся на улицы) очень легко ложится и на наш нынешний идеологический раскол.

Мураками строит свои романы на опыте европейской и американской литературы, перенесенной на национальную почву…

С одной стороны, Россия семимильными шагами идет в светлое капиталистическое будущее, прогибаясь под глобализм и прочие актуальные политические гаджеты. Но есть ведь и другое, прямо противоположное умонастроение, нарастающее по мере утверждения западных ценностей. И вот уже РПЦ начинает говорить о неприемлемости либеральной модели прав человека, а православные громилы с иконами находят общий язык со скинхедами и нацболами. Общество пользуется благами цивилизации, при этом все глубже и глубже погружаясь в архаику, в язычество, превращаясь в странное хтоническое варево.

И если верить снайперским наблюдениям Памука, ситуации в России и в Турции оказываются зарифмованными. К сожалению, рифмы эти оказываются столь точными, что становится страшно. Когда театральное представление оборачивается попыткой мятежа, удобным поводом для подавления исламской заразы, а жизнь поэта (человека) – разменной монетой (не больше гроша) в политических играх ортодоксов.

Памука трудно заподозрить в симпатии к исламистам, однако он нарочно делает религиозных активистов умными и интересными людьми. Вера дает людям почву под ногами, делает их счастливыми или успокоенными. Отними у них опору, что останется? Поэт Ка мечется между верой и неверием, своим турецким происхождением и эмигрантскими привычками. «Одиночество – это вопрос гордости; человек самодовольно погружается в свой собственный запах. Проблема настоящего поэта – то же самое. Если он долго будет счастлив, то станет заурядным. А если он долго будет несчастен, то не сможет найти в себе силы сохранить свои стихи полными живых чувств... Настоящая поэзия и счастье могут быть вместе очень недолго. Через какое-то время либо счастье делает поэта заурядным, либо настоящая поэзия уничтожает счастье...»

Памуку важно показать диалектику происходящего, всю его неоднозначность и постоянно возникающие оттенки и полутона, в свою очередь раскладывающиеся на другие полутона и оттенки.

Да, сегодня это очень большая редкость – первоклассная книга, затрагивающая болевые точки без политических или эстетических спекуляций, умный роман с красивой любовной историей и интеллектуальными поисками, лишенными занудства или высокомерия. Между прочим, отблагодарить автора за такой изысканный подарок можно лично. На четверг и пятницу запланированы встречи Орхана Памука в книжных магазинах Москвы и Питера.

Вам может быть интересно

Уничтожен четвертый летевший на Москву дрон
Темы дня

Что значит готовность Зеленского провести выборы президента Украины

Владимир Зеленский согласен провести президентские выборы на Украине. Это решение было принято под давлением Дональда Трампа, заявившего ранее об отсутствии в республике демократии из-за затянувшейся несменяемости власти. Тем не менее эксперты отмечают: неожиданные новости из Киева призваны стать маскировкой для сохранения у власти нынешнего руководства. За счет чего Зеленский пытается обмануть Трампа?

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов