Авторские колонки

18 февраля 2006, 21:46

Виктор Топоров: Данилкин. Царь зверей

«Парфянская стрела» знаменитого критика Льва Данилкина угодила сразу в два мифа – положительный и отрицательный, – сложившиеся вокруг имени и деятельности самого лучника.

Согласно первому книжный обозреватель «Афиши» Данилкин – единственный критик, реально влияющий на литературный процесс: сдержанно хвалебная, а лучше восторженная статья Данилкина – и любая книга моментально расходится. Согласно второму гламурная журналистика Данилкина к литературе отношения не имеет и представляет собой чисто рекламный продукт: любой из «толстожурнальных» критиков мог бы писать не хуже, а может, и лучше – во всяком случае, точно так же, – вот только ему (или ей) угождать читателю западло. У него (у нее) куда более высокая миссия. Интересно, кстати, какая?

Первый миф как минимум нуждается в дополнительной проверке (о чем пойдет речь дальше), второй – определенно нелеп, лжив, завистлив и даже подл. Если бы Немзер умела, если б Агеев могла писать на уровне – и в духе – Данилкина, они бы, разумеется, так и поступали (имена критиков выбраны произвольно – подлинное имя им легион). Но не умеют: не хватает раскованности и, главное, таланта. В отсутствие которого, строго говоря, в литературу лучше не соваться вообще.

Болдинской осенью, кстати, Пушкин писал «в стол» и в основном без малейшей надежды на печать

Бытует мнение, будто литературная критика имеет сугубо прикладное значение (и назначение) – она обслуживает читателя, она помогает ему определиться с выбором или разобраться с собственными симпатиями и антипатиями, но сама по себе художественной природы лишена и даже в лучшем случае горит всего лишь отраженным светом. Литература первична, критика вторична. Писатель пописывает, читатель почитывает. А критик куда ни кинь – все же не писатель, а читатель (здесь уместно вспомнить и широко распространенное в писательской массе мнение, будто критики получаются из несостоявшихся писателей – и как раз поэтому изливают на «состоявшихся» злобу и желчь ).

Это и так, и не так. Так на практике – потому что 99% критиков писать не умеют и, соответственно, не пишут, а только хвалят и осуждают. Они «высказывают мнение», они «выставляют оценки», они «делятся своими сомнениями и восторгами». То есть и впрямь отличаются от рядового читателя только тем, что почему-то решают обнародовать собственные суждения в «толстом» журнале или какой-нибудь худой газетенке. И утешить их может разве что тот неоспоримый факт, что подавляющее большинство обижающихся на них – и обзывающих их несостоявшимися писателями – прозаиков и поэтов пишет ничуть не лучше их.

Не так это в идеале. Потому что критика – самостоятельный род литературы, обладающий собственной эстетической ценностью. Потому что постепенно, начиная со второй трети ХХ века, «вторичная» литература теснит «первичную» не только на поле власти над умами, но и в садах изящной словесности. Осознать этот факт во всей его непреложности мешает лишь то прискорбное (хотя и понятное) обстоятельство, что критиков, умеющих хорошо писать, никогда не бывает больше одного процента. Но вот они-то и являются критиками, а все прочие, называющие себя так, – не критику пишут, а примус починяют.

Лев Данилкин (фото: ИТАР-ТАСС)
Осознать этот факт мешает и то обстоятельство, что вплоть до самого недавнего времени никому не приходило в голову выпускать написанные на злобу дня и разбросанные по печатным и сетевым СМИ статьи и рецензии Одного Процента авторскими сборниками; не приходило в голову и то, что «пойдет» в книжных магазинах такая продукция ничуть не хуже, чем художественная проза… В отличие от никому не нужных, но с пугающей регулярностью выходящих тиражом в тысячу экземпляров (и, как правило, на грант) книг литобслуги (то есть Девяноста Девяти Процентов), вообразившей себя в ситуации, когда начальство ушло, литературной номенклатурой.

Замыслив рецензируемую книгу, Данилкин взял на себя труд преобразовать печатавшиеся в течение года в «Афише» статьи и рецензии в своего рода роман о новейшей русской литературе (благо качество его критических текстов, сама их материя это позволяют), вписав в него сюжет – не традиционную премиально-скандальную фабулу (хотя и ее тоже), но всеобщее, как представляется автору, ностальгическое обращение к истокам – советским, имперским и, как еще совсем недавно считалось в хороших домах Филадельфии, однозначно мерзким. Критический роман Данилкина дышит оптимизмом, – для чего ему, правда, пришлось кое-что преувеличить, кое-чего не заметить и кое-где передернуть, но даже с этими оговорками обладает высшей – художественной – убедительностью.

Лев Лосев (фото: gallery.vavilon.ru)
Одно из преувеличений Данилкина: семь книг, выпущенных в 2005 году Дмитрием Быковым, как триумф и рекорд года. То есть насчет рекорда я как раз согласен… Триумфом стал в оценках критики «Пастернак» Быкова в серии «ЖЗЛ», хороша и книга, выпущенная в серии «Личное мнение» (хотя и не так хороша, как у самого Данилкина), а вот «Эвакуатор» – произведение откровенно провальное. Как провальна (в том числе и стилистически) реплика Данилкина: «2005 год стал для Быкова Болдинской осенью». Болдинской осенью, кстати, Пушкин писал «в стол» и в основном без малейшей надежды на печать.

Оптимизм внушает Данилкину и тот факт, что чуть ли не все нравящиеся ему (да и просто приметные) прозаики выпустили за отчетный год как минимум по одной книге. И даже один поэт – Лев Лосев. Тот факт, что и Лосев, и большинство перечисленных Данилкиным прозаиков отметились в 2005 году далеко не лучшими книгами (что констатирует и сам критик), его почему-то не смущает. То есть не «почему-то», а как раз совершенно понятно почему. Потому что книга Данилкина посвящена литературе 2005 года. Выйди она на год раньше, триумф и расцвет наступили бы в 2004-м.

Пишу об этом без малейшей иронии. Чтобы оживить Галатею, Пигмалиону необходим драйв. Драйв неоткуда черпать, кроме как из влюбленности в подлежащий оживлению предмет (драйв можно черпать и из ненависти, но это не стихия Данилкина: пообещал когда-то убить Стогоффа, если тот не бросит писать и печататься, – и слова не сдержал). Вот и лепит Данилкин из нашей литературы Галатею, категорически отказываясь замечать, что позирует ему Дульцинея. Влюбиться в которую можно только в измененном состоянии сознания.

В книге «Парфянская стрела», если воспринимать ее не как вдохновенный роман о литературе, а как приземленную критическую монографию (хотя делать этого и не надо), можно усмотреть серьезный методологический изъян: Данилкин не видит сущностного различия между постимперской и, условно говоря, «веймарской» литературой. Постимперская (таков современный английский роман) зиждется на смирении (резиньяции) и самоиронии, «веймарская» – на ностальгии и реванше. Постимперская литература либеральна (точнее, вынужденно либеральна), тогда как «веймарская» – фашизоидна (воровато фашизоидна). В 2005 году мы еще не определились с выбором – ни с политическим, ни с литературным; оба тренда наличествуют одновременно и параллельно (а во многих случаях имеет место переплетение и взаимопроникновение) – и единой картины, которая грезится критику, не складывается хотя бы поэтому. То есть картина-то складывается – но не фигуративная и уж подавно не триумфальная.

Владимир Личутин (фото: ИТАР-ТАСС)
И здесь самое время вернуться к первому мифу – о власти Данилкина над умами (и, соответственно, над книжными продажами). Отрицать очевидный факт было бы глупо: вот уже несколько лет столичные «белые воротнички» живут по «Афише», а значит, и книги читают (и покупают) – по Льву Данилкину.

Однако не все так просто. Механизм власти над умами (прошу прощения за ученое словцо) реципрокен: с одной стороны, ты навязываешь толпе свои вкусы; с другой – угадываешь ее до поры до времени тайные предпочтения и подаешь их – ей же – якобы как свои собственные. Так, кстати, обстоит дело и в книжном бизнесе: издатели наполовину формируют спрос, а наполовину угадывают его; условно тут только понятие «половина» – черта на самом деле подвижна.

Англо-американский роман «белые воротнички» и впредь будут выбирать по Данилкину. И какого-нибудь Спектора пополам с Гарросом – тоже. И даже, ориентируясь на духовного наставника, скрепя сердце осилят Проханова и Доренко. Но ведь Данилкин – в своем новом «ностальгическом» изводе – рекомендует «среднелобым» и, например, Личутина! Вы пробовали читать Личутина? Я пробовал, и Владимир Бондаренко говорит, что пробовал, но я осилил полторы страницы. Превосходные полторы страницы, кстати, – но больше не смог. Ну ладно Личутин – но Данилкин рекомендует и Микушевича! И Курая! И высоко ценимого мною Владимира Шарова! То есть писателей разноодаренных, но не обладающих столь милой сердцу среднего класса читабельностью. И в этой точке его «роман с читателем» (и «роман с покупателем»), похоже, заканчивается. Лёва тешит до известного предела. И властителем дум остается ровно до него же.

Блестящая книга «Парфянская стрела» – и вот она-то как раз читается на одном дыхании. Галатею свою Лев Данилкин оживил (а сперва, естественно, изваял) – и всему цеху, именующему себя Академией русской современной словесности, впору вешать критические бутсы на гвоздик.

Вот только позировала ему Дульцинея в привычных для нее интерьерах и ароматах воистину авгиева свинарника.

Вам может быть интересно

В Приамурье обнаружили место падения вертолета Robinson
Темы дня

Верховный суд отобрал у Трампа внешнеполитическую дубину

Внешней политике Дональда Трампа нанесли серьезный удар – Верховный суд признал незаконными пошлины, введенные Белым домом в отношении целого ряда государств. Это решение существенно расшатывает позиции республиканцев накануне парламентских выборов в США. Как вердикт суда изменит американскую дипломатию и что произошедшее означает для России?

Избиратели ЕС отказываются финансировать подготовку «войны с Россией»

Генералитет стран ЕС и Великобритании заявляет о необходимости «сложных решений», которые скажутся в итоге на кармане каждого европейского обывателя. Речь идет о резком повышении военных расходов из-за «российской угрозы» – и снижении, соответственно, мер социальной поддержки. Уже сейчас видно, что обыватель с таким подходом категорически не согласен: свой карман ему гораздо дороже.

Дмитриев назвал мозг президента Финляндии Стубба «слишком маленьким»

The Guardian раскрыла просьбу Зеленского Борису Джонсону утром 24 февраля 2022 года

Агроном рассказал огородникам, где брать дешевые и хорошие семена для рассады

Новости

В числе погибших на Байкале оказалась семья из Китая

В числе жертв трагедии на Байкале оказалась семья туристов из Китая, включая ребенка 14 лет, сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

Военкор Ермаков: ВС России прорвали границу на западе Харьковской области

В Харьковской области российские войска пересекли границу и вступили в ожесточенный бой за село Ветеринарное, сообщил военкор Тимофей Ермаков.

Усадьбу Воронцовых-Дашковых в Подмосковье продали на торгах

Исторический комплекс XVIII-XIX веков в селе Быково Московской области на торгах приобрел предприниматель Михаил Масловский, сумма сделки составила 270 млн рублей, сообщил ДОМ.РФ.

Европа передаст Украине выведенные из эксплуатации ТЭЦ

Украинская делегация договорилась о получении выведенного из эксплуатации оборудования с шести европейских ТЭЦ и ТЭС, заявил министр энергетики Украины Денис Шмыгаль.

Reuters: Удары ВС России по портам лишили Украину главных доходов

Повреждение портовой инфраструктуры в Черном море критически снизило экспортную выручку украинского бюджета и возможности вывоза ресурсов, сообщает Reuters

FT: Венгрия заблокировала еврокредит Украине на 90 млрд евро

Венгрия заблокировала решение Евросоюза о выделение Украине кредита на общую сумму 90 млрд евро. Об этом сообщает газета Financial Times (FT), ссылаясь сразу на четыре источника.

Хинштейн: Осужденные по делу о фортификациях подрывали безопасность страны

Осужденные топ-менеджеры компании «Корпорации развития Курской области» по делу о растрате при строительстве фортификаций в Курской области подрывали обороноспособность и безопасность страны, заявил губернатор региона Александр Хинштейн.

Москвича оштрафовали за намаз в коридоре суда Москвы

Жителю Москвы назначили штраф 3 тыс. рублей за проведение религиозного обряда прямо в коридоре Нагатинского районного суда.

Путин на заседании Совбеза попросил Мединского огласить итоги переговоров в Женеве

Президент России Владимир Путин на заседании Совбеза поручил своему помощнику Владимиру Мединскому подробно рассказать о ходе и результатах женевских переговоров по Украине.

США сняли F-35 с учений в Норвегии из-за переброски сил к Ирану

Американские ВВС решили не отправлять часть своих самолетов, включая F-35, на маневры НАТО в Скандинавии из-за ситуации на Ближнем Востоке.

Генштаб ВС России: Киев взял тактику медийных побед после неудач под Купянском

Украинское командование осознало невозможность захвата Купянска военным путем и сосредоточилось на создании видимости успехов в информационном пространстве, заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС России Сергей Рудской.

Мерц переизбран главой ХДС с поддержкой более 91% делегатов

Канцлер Германии Фридрих Мерц сохранил пост председателя Христианско-демократического союза, получив поддержку подавляющего большинства делегатов федерального съезда партии.
Мнения

Дмитрий Родионов: Будет ли Франция отвоевывать Африку

Нигер объявил войну Франции – с такими заголовками вышли миллионы публикаций. Формально это не так, да и вообще не очень понятно, с кем Нигер собрался воевать: французских войск в стране нет. Однако война Африки с колониализмом, действительно, продолжается.

Ольга Андреева: Почему зумеры оказались глупее родителей

Цифровой мир – это мир информации, а не знаний. В чем тут разница, молодежь просто не может взять в толк. С их точки зрения, информация и знания – это одно и то же.

Юрий Мавашев: В визите Вэнса в Армению и Азербайджан больше шума

Алармизм в патриотическом сегменте сети по итогам визита американского вице-президента в Закавказье зашкаливает. Кажется, американская пропаганда со своими нарративами об «изменении баланса сил на Кавказе» многих комментаторов просто околдовала.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов