Помните, в начале 90-х появилась реклама: «Я и моя собака слушаем «М-Радио»? Тогда все были приятно удивлены: я не просто слушаю радио, а с собакой. Неформально и современно. Приблизительно в то же время французы помимо «М-Радио» открыли радиостанцию «Европа Плюс» (тогда еще было «Плюс Москва»), вещавшую прямо из Останкино.
Новые конкистадоры не заставили себя долго ждать, и смотрят на них теперь точно так же, как смотрели на тех французов
В то время на этих французов смотрели как на каких-то странных конкистадоров. Аудитория этих радиостанций насчитывала тогда, наверное, человек 500, включая диджеев, которые сразу стали ультрамодными в узком кругу. В течение нескольких лет они объясняли всем, что такое FM-радио и что скоро все будут слушать только его. А по улицам ходили автобусы и троллейбусы, на которых было написано про того самого новоявленного продвинутого пса, который оценил преимущества нового радиоформата. Жизнь собак, как известно, не долгая, продолжается где-то 15-18 лет. Уж не знаю, случайно так получилось или нет, но у многих рождение FM–радио ассоциируется именно с рождением того самого пса. Так что весьма символично, что теперь вместе с этим псом заканчивается и эпоха FM-радиостанций.
Новые конкистадоры не заставили себя долго ждать, и смотрят на них теперь точно так же, как смотрели на тех французов. История повторяется: сегодня Интернет и спутник становятся основой радиовещания. Что, правда, не мешает всем по-прежнему свято верить в незыблемость больших холдингов, радиостанций, русских радио. Точно так же, как в свое время все верили в незыблемость святая святых трехкнопочного радиоприемника.
Году в 1994 вашему покорному слуге предлагали купить ныне ведущую радиостанцию по цене хорошего автомобиля. Потому что не знали, что с этим делать. А в 95-м году уже был бум. Потекла реклама, массово появились FM-приемники, и три кнопки постепенно куда-то исчезли. Сейчас даже не надо быть сильно продвинутым, чтобы понимать - сегодня происходит то же самое. Семь процентов американских семей уже слушают спутниковое, так называемое X-радио .
Будущее - за сателлитным радио |
Любое сателлитное радио вмещает в себя десятки каналов (на сегодняшний день их среднее количество где-то 160). Музыка, новости, - все, что хотите, и никакой рекламы! Всегда хороший прием, никаких помех и суперкачественный звук. Но самое главное заключается, конечно, в том, что слушатель может сам выбирать, причем выбор этот огромен – сотни радиоканалов и более двух миллионов песен на любой вкус. Мы заходим в супермаркет за продуктами, ходим вдоль полок и берем что хотим. Совершенно забыв о временах, когда приходилось покупать в магазине лишь то, что «дают». Ситуация с радио станет аналогична.
Наряду с большими радиостанциями существует множество частных. В принципе, любой обладатель персонального компьютера может при желании сделать собственное радио. И таких энтузиастов немало. Уже в России существует несколько десятков собственных интеренет–радиостанций. Основатель Deepmix Радио Александр Милованов радуется, что сегодня аудитория его детища насчитывает уже несколько тысяч человек в день.
На сегодняшний день интернет-радиостанции совмещают любые стили и направления. Можно слушать, например, только электронную музыку, можно – хэви-металл, этническую или еще какую-нибудь.
Культовый радиодиджей Говард Стерн |
FM-радиостанции, конечно, подстраиваются как могут. То же «Авторадио» начало вещание в сети, пользуясь услугами Rambler. Но оно же не стало от этого интернет-радиостанцией. Кстати, чтобы слушать спутниковое радио в машине, достаточно приобрести девайс, то есть сателлит-приемник нового радио (стоит около 200 долларов), которым можно пользоваться где угодно: дома, на улице, на пляже. Кстати, крупнейшие автоконцерны, к примеру, GM, Ford, Audi, Porsche, Nissan, Lexus и многие другие начали оборудовать свои новые модели подобными устройствами. В 2005 году более 100 автомобилей - представителей нового модельного ряда оснащено новыми сателлитными радиоприемниками взамен FM-радиомагнитол, а в 2007 году все автомобили будут оснащаться лишь новыми радиоприемниками, включая встроенный внутрь i-pod, позволяющий подсасывать в реальном режиме прослушивания из Всемирной паутины весь контент, который пожелает автовладелец.
Как бы это банально ни звучало, но прогресс не остановить. Так же как на глазах уменьшается аудитория печатных изданий, так и слушателей FM-радио будет становиться все меньше и меньше. Конечно, есть люди, которые до сих пор толком не могут пользоваться простым телефоном второго поколения, для них и просто залезть в Интернет – проблема. Но ведь не они же создают тенденции. Как и не FM-радио создает тенденции сегодня. FM-пёс сегодня уже стар.
А что обычно делают со старыми больными собаками? Усыпляют, кажется. Чтобы не мучились…