Авторские колонки

17 ноября 2005, 20:38

Олег Кашин: С днем рождения, оранжевая угроза!

В эти ноябрьские дни первую годовщину своего существования отмечает великая и ужасная оранжевая угроза.

Ровно год назад самые главные новости приходили из украинской столицы – Киева. В Киеве менялась власть, менялась тяжело и болезненно. Казавшийся вечным президент Кучма долго, напряженно торговался с Москвой и Вашингтоном, с украинскими олигархическими и бандитскими кланами, со своими вчерашними соратниками и новыми неожиданными союзниками – торговался, стараясь уйти из президентского дворца с наименьшими потерями.

Партнеры Кучмы по переговорам использовали в этом торге разные аргументы. Наиболее оригинально вели себя те силы, которым в конечном итоге Кучма и уступил свою власть. Не располагая гарантированным преимуществом в «византийских коридорах» тогдашней украинской политики, они пошли на остроумный и неожиданный шаг – вывели на площадь людей. На площади (по-украински площадь называется «майдан» – это слово стало именем нарицательным) было весело – выступали рок-музыканты, бесплатно кормили, приезжим предоставлялись спальные места в палатках и так далее. Над майданом реяли оранжевые флаги – официальная символика кандидата в президенты Виктора Ющенко. Собственно, этой символике мы обязаны тем ныне общепринятым названием, под которым прошлогодние события на Украине вошли в историю, – «оранжевая революция».

Соответственно, политические силы, ориентированные на смену власти в обход выборов, но без насилия, с тех пор принято называть (причем не только и не столько на Украине) «оранжевыми». Естественно, появились оранжевые и в России. Оранжевые – это необязательно те, кто носит оранжевую одежду и ходит по улицам с оранжевым флагом (из таких людей я знаю только лидера молодежного движения «Мы» Романа Доброхотова – сугубо маргинального молодого политика). Оранжевые – это те, кто всерьез намерен добиваться смены власти путем «проявлений гражданской активности», которые должны оказаться, во-первых, для мировой общественности и, во-вторых, для российского общества более легитимными, чем устраиваемые действующей властью и ее Центризбиркомом выборы.

Ресурс «Эха Москвы» и «Новой газеты» значит для оранжевых гораздо больше – эти СМИ традиционная аудитория любит как раз за демшизовость и оранжевость

Год – период, достаточный для того, чтобы делать выводы, хотя бы предварительные. Года достаточно, чтобы понять, что из себя эти силы представляют, произвести своего рода инвентаризацию, или смотр, – как угодно. Предлагаю почтеннейшей публике присоединиться к этому увлекательному занятию.

Главным российским оранжевым, наверное, все-таки следует считать Михаила Борисовича Ходорковского, бывшего главу нефтяной компании «ЮКОС», отбывающего наказание в колонии общего режима ЯГ 14/10 города Краснокаменска Читинской области. Строго говоря, мнения самого Ходорковского на этот счет мы не слышали, однако время от времени за его подписью в газетах публикуются программные политические статьи, которые можно рассматривать как многосерийный манифест российских оранжевых. Автор этих текстов жестко критикует нынешнюю российскую власть, рассказывает о тех мерах, которые должны быть приняты новой властью после того, как нынешняя уйдет, и так далее. Кроме того, отношение к Ходорковскому в силу субъективных причин (главный партнер и соратник Ходорковского по дотюремным временам Леонид Невзлин* сегодня – главный, если не единственный, инвестор российских оранжевых) – это своего рода пароль, необходимый признак принадлежности к этому политическому лагерю. Скажешь: «Свободу МБХ!» – и больше ничего говорить не надо, ты свой. Показательно, что самые массовые уличные акции российских оранжевых в Москве – ежедневные митинги в мае-июне у здания Мещанского суда, собиравшие, бывало, до трехсот человек – проходили именно под лозунгами невиновности и немедленного освобождения Ходорковского.

Михаил Ходорковский (фото ИТАР-ТАСС)

Некоторых наблюдателей, кстати, всерьез смутило недавнее задержание в том самом Краснокаменске, где отбывает наказание Ходорковский, двух участников недавнего нападения исламистов на Нальчик. Действительно, кроме Ходорковского в этом городе ничего интересного нет – даже дорога к китайской границе проходит достаточно далеко от Краснокаменска. Но я бы не стал выстраивать конспирологических теорий и причислять агрессивных исламистов Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии к российским оранжевым. Никаких реальных доказательств этому не существует – разве что Борис Березовский в своем лондонском далёке держит при себе бывшего масхадовского министра Ахмеда Закаева, что само по себе никакого криминала не подразумевает. Исламистское подполье на Северном Кавказе существует по собственным законам, не согласуемым с оранжевыми лидерами, поэтому не будем льстить последним – далеко не факт, что бородатые ваххабиты всерьез рассматривают их как своих союзников.

Далее, говоря о российских оранжевых, нельзя не упомянуть о молодежных движениях – их в Москве достаточно много, все они малочисленны, но без них оранжевый процесс невозможен – должен же кто-то в конце концов выводить молодежь на майдан. Пока, впрочем, количество участников молодежных оранжевых митингов исчисляется десятками, и даже самую маленькую московскую площадь (хотя бы напротив бывшего Моссовета, у памятника Юрию Долгорукому) оранжевая молодежь заполнить не в состоянии. Вероятность того, что хотя бы через год ситуация в молодежной политике радикально изменится, ничтожно мала.

Гораздо более важную роль в оранжевом движении в России играет политтехнолог Марина Литвинович. С ее легкой руки на отечественной политической сцене за последний год появилось сразу два новых политика, что по нынешним временам большая редкость – на телеэкранах и парламентской трибуне, как правило, годами мелькают одни и те же личности. Ноу-хау Марины Литвинович – привлечение к политической борьбе людей, ранее ставших известными благодаря другой деятельности, не имеющей прямого отношения к политике. Шахматный чемпион Гарри Каспаров и писатель-сатирик Виктор Шендерович* – вот самые яркие публичные политики, представляющие оранжевый российский фронт. Правда, ни тот ни другой серьезными успехами в борьбе за власть похвастаться не могут – о Гарри Каспарове одно время даже было модно говорить, будто его единственный шанс стать серьезной политической фигурой – это гибель от рук неизвестных убийц, то есть судьба украинского журналиста Гонгадзе: общество поверит, что за гибелью оппозиционера стоят спецслужбы, и в результате доверие к власти снизится до критической точки, что ускорит революционные процессы. После того как об угрозах в свой адрес со стороны властей заявил Виктор Шендерович, «голову Гонгадзе» наблюдатели начали примерять и на него, что не удивительно – в перспективы сатирика на довыборах в Госдуму по Университетскому округу 4 декабря верят, пожалуй, только самые преданные поклонники его старых сатирических монологов.

Писатель-сатирик Виктор Шендерович (фото ИТАР-ТАСС)

Зато оранжевые неплохо (по сравнению с обществом в целом) представлены в средствах массовой информации. Несмотря на то что самые яркие журналисты, придерживающиеся оранжевых взглядов, сегодня ушли с медиарынка в чистую политику (имена Александра Рыклина и Сергея Пархоменко, например, теперь больше ассоциируются с оранжевым «Комитетом-2008», а не, допустим, с «Еженедельным журналом», в котором когда-то работали эти журналисты), у оранжевых сегодня есть достаточно средств для распространения своих идей – это и радиостанция «Эхо Москвы» со своими популярными ведущими Юлией Латыниной* и Евгенией Альбац*, и «Новая газета» со знаменитой Анной Политковской, и в значительной мере влиятельное интернет-издание «Газета.ру», а также – после недавних перемен в руководстве – издательский дом «Коммерсантъ». Правда, и здесь есть свои сложности: и «Коммерсантъ», и «Газета.ру» влиятельны только до тех пор, пока на их страницах не начинается прямая оранжевая пропаганда. Как только эти издания начинают фальшивить, среднестатистический читатель сплевывает: «Демшиза!» – и переходит к страничке со спортивными новостями. В этом смысле ресурс «Эха Москвы» и «Новой газеты» значит для оранжевых гораздо больше – эти СМИ традиционная аудитория любит как раз за демшизовость и оранжевость. Правда, это обстоятельство не позволяет «Новой газете» и «Эху Москвы» выйти за пределы этой самой традиционной аудитории, но за неимением выбора оранжевым силам приходится довольствоваться и этим медийным ресурсом (в скобках замечу, что потенциально оранжевыми журналистами можно считать сотрудников информационных служб государственных телеканалов – по принципу «от противного» они вполне могут выбрать революцию: бездумное пропагандистское обслуживание партии «Единая Россия» и власти в целом – благоприятная почва для оранжевых взглядов; впрочем, с полной уверенностью этого утверждать нельзя).

С кем у российских оранжевых точно нет никаких проблем, так это с главным пропагандистом. Публицист Станислав Белковский легко справляется с обязанностями «оранжевого Геббельса». Вбрасываемые им идеи, какими бы абсурдными они ни были, что называется, на раз подхватываются и тиражируются резонерами из окружения Белковского. Белковский – несомненная гордость и главное бронебойное орудие оранжевых, тем более что он доказал свои способности еще в 99-м, когда писал тексты для программ Сергея Доренко – сейчас, конечно, уже неважно, грозила Примакову инвалидность после операции на суставе или не грозила. Главное – тогда страна поверила, что Примаков настолько плох, что за него нельзя голосовать.

Публицист Станислав Белковский (фото ИТАР-ТАСС)

Белковский помимо своих пропагандистских талантов очень важен для российских оранжевых еще и тем, что собрал в своем Институте национальной стратегии приличных размеров группу патриотически ориентированных мыслителей во главе с политологом Виктором Милитаревым, превратившим институт Белковского едва ли не в единственную легальную трибуну для самых радикальных националистов – кроме скандально известного Русского общественного движения, в руководство которого входит Милитарев, в той или иной форме с этим институтом контактировали все организаторы «Правого марша» 4 ноября, который стал, пожалуй, главным событием года в жизни всей российской оппозиции. Радикальные националисты – важнейший политический ресурс российских оранжевых. Единственная их проблема – они по определению не могут выражать волю большинства, они по определению маргинальны. Далеко не всякий обыватель, пусть даже регулярно ворчащий «понаехали тут», придет в восторг от вида молодых людей, вскидывающих руку в нацистском приветствии.

Итак, еще раз коротко. Российские оранжевые сегодня – это заключенный Ходорковский со своими невразумительными письмами в редакции, малочисленные молодежные движения, Гарри Каспаров и Виктор Шендерович, Евгения Альбац и Анна Политковская, Станислав Белковский и радикальные националисты. Безумно интересно, правда?

С днем рождения, оранжевая угроза!

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Вам может быть интересно

Пентагон сообщил о гибели двух американских военных и переводчика в Пальмире
Темы дня

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

В Финляндии завели уголовное дело на Грету Тунберг

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусмотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Роснано подало иск к Чубайсу

Группа Роснано потребовала взыскать почти 12 млрд рублей убытков с экс-руководства, в том числе, Анатолия Чубайса, из-за неудавшегося проекта Crocus и потери инвестиций.

ВСУ попытались прорваться в Красноармейск на мотоциклах

Украинские штурмовики предприняли попытку прорыва на северную окраину города Красноармейск (укр. название Покровск), но не преуспели, сообщили в Минобороны.

ВС России поразили подразделения девяти бригад и полков ВСУ в Запорожской области

Российские группировки войск «Днепр» и «Восток» нанесли поражение подразделениям девяти бригад и полков Вооруженных сил Украины в Запорожской области, сообщил губернатор региона Евгений Балицкий.

Фицо: Запад побежит восстанавливать отношения с Россией после окончания СВО

Премьер Словакии Роберт Фицо выразил мнение, что западные государства поспешат наладить отношения с Россией сразу после окончания конфликта на Украине.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

США решили снять санкции с белорусского калия

В соответствии с указаниями президента США Дональда Трампа снимаются санкции с белорусского калия, заявил спецпредставитель США по Белоруссии Джон Коул.

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко принял решение о помиловании 123 иностранцев на основании достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом Трампом.

МИД пообещал скорый ответ на блокировку ЕС активов России

Распоряжение активами России без согласия страны, включая блокировку или попытки представить изъятие как репарации, нарушает международное право, ответные шаги Москвы на блокировку не заставят себя ждать, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Экс-адвокат Обамы и Клинтона подал в суд на Трампа за перестройку Белого дома

Американская некоммерческая организация National Trust for Historic Preservation подала иск в федеральный суд, требуя приостановить строительство нового бального зала в Белом доме, инициированное президентом США Дональдом Трампом. Одним из адвокатов истцов выступает бывший юрист экс-президентов Барака Обамы и Билла Клинтона.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов