В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Константина Карасева о том, чего боится российская олигархия.
Реально и эффективно на олигархию действует только страх бедности
Предыдущие две публикации по затронутой тематике, «Расслоение людей в обществе абсолютно неизбежно» и «Доллар не оставляет нам выбора», были посвящены рассмотрению природы финансово-экономического богатства и специфики этого вопроса на международном уровне.
Последняя, третья часть этой работы посвящена российской олигархии (РО). Разумеется, тема очень непростая и объемная, поэтому рассмотрены будут лишь некоторые основные ее аспекты.
Зарождение олигархии
В 1991 году произошел слом социалистического направления в развитии страны. Государство закрепило законодательно наличие частной собственности на средства производства. Инструментом к такому переходу стала приватизация с распределением долей-ваучеров. В итоге, как и следовало ожидать, произошла концентрация капитала. Пути к этому были самые разные, зачастую или сомнительные, или и вовсе криминальные.
И кто же в постсоциалистической России стал капиталистом? В основной своей массе это были дети вторых и третьих секретарей обкомов КПСС или аффилированные с этими кругами люди.
Проблемы
Став обладателями больших состояний и держателями контрольных пакетов акций крупных предприятий страны, они озаботились (в силу специфики своего сознания и уровня профессиональной подготовки) не столько развитием хозяйственного комплекса, сколько поиском путей увеличения прибыли иными методами.
Одна из важнейших проблем РО состоит в том, что многие из этих людей не могут создавать прибавочную стоимость. Зато они хорошо могут коррупционными методами делать финансовую ирригацию – отводить денежные потоки из госбюджета в свои карманы-предприятия.
А потом встает вопрос вложения полученных активов: в развитие предприятий или в личное пользование. Пропорции распределения в таких решениях бывают частенько совсем не разумными. И дальше наступает совсем интересный момент: в каких формах держать личные активы – в рублях, долларах, евро, в недвижимости или иных вложениях.
Тогда выясняется любопытная особенность современного мира. Если раньше, в заметных финансовых масштабах, человек мог свободно распоряжаться приобретенными деньгами, то в наше время глобальных финансовых систем эта лафа закончилась. В какой валюте ты держишь свои активы, от той страны (от людей, определяющих политику этого государства) ты и абсолютно зависишь.
Поэтому сейчас вся финансовая олигархия приобретает тенденцию к ориентированности на зоны валютных влияний, которые во многом будут зависеть от развития региональных цивилизационных проектов. Грубо говоря, имеешь доллары – ты в команде США, имеешь юани – в команде Китая, имеешь рубли – ты российский человек.
Специфика РО во многом определяется еще тем обстоятельством, что исторически сложилось такое положение в нашей стране, при котором власть и крупный капитал находятся рядом, но достаточно отдельно. Если в США крупный капитал, к примеру ФРС, это и есть фактическая власть, то в России это не так.
Наша власть хоть и зависит в определенной мере от крупного капитала, но, тем не менее, имеет явный приоритет и силу перед ним. Поэтому космополитически ориентированная часть РО имеет настроения к выводу капитала из России в офшоры и под иностранную юрисдикцию.
Ментальность
Приоритетная цель финансовой олигархии – постоянное увеличение своего богатства. При этом само богатство становится для них не столько средством к достижению цели, сколько непосредственно самоцелью. Эти люди становятся по своей функциональности азартными игроками.
Но только играют они не в рулетку или карты, а в бесконечное выжимание денег из любых жизненных ситуаций. Одни люди «гибнут за металл», а победители постепенно, но неуклонно, превращаются в нравственных драконов.
Есть старая восточная сказка о трех мечах. Для лучшего понимания трансформаций по пути «человек-дракон» здесь будет уместно кратко привести ее.
Давным-давно в одну страну прилетел злой и могучий дракон. Он захватил власть и жестоко угнетал всех жителей. Но стало известно, что в священном озере старая черепаха хранит три меча, которыми только и можно одолеть дракона. К черепахе пришел знатный и храбрый воин и попросил первый меч.
Получив меч, воин сразился с драконом в его дворце. Вышел герольд и объявил: «Дракон победил, да здравствует дракон!». Люди приуныли, но нашелся еще один храбрый воин, который пришел к черепахе и сказал: «Не обманывай, дай правильный меч».
Черепаха дала второй меч и сказала попутно, что никогда не обманывает. Со вторым воином вышло то же, что и с первым.
Люди совсем приуныли, но нашелся некий пастух, местный Иван-дурак, который пошел за третьим мечом. Взявши последний меч, он пришел к дракону, сразился и победил его. Тогда пастух решил посмотреть, как живет дракон-властитель. В соседних покоях он увидел несметные богатства.
Зачерпнув их руками, пастух задохнулся от радости и мельком взглянул в зеркало. Там он увидел, что у него уже почти отрасли когти и хвост дракона. Пастух понял, куда делись два предыдущих бойца, и сумел остаться человеком, бросив все богатства и уйдя оттуда.
В реальной жизни зачастую происходит вполне похоже на эту старую сказку. И олигархи почти никого не любят, но всех боятся, потому что не знают, кто любит их самих, а кто только их деньги. Человеческое счастье дается олигархам с большим трудом или не дается вообще. Это духовная цена материального богатства.
Первопричина коррупции
В погоне за деньгами перед РО встает простой вопрос: где находится «поле чудес в стране дураков», чтобы богатенький Буратино смог собрать денежный урожай? Есть две таких поляны – госзаказ или другой олигарх. Отсюда корни коррупции начинают свой рост.
Имеются точки приложения, их надо «освоить». А коррупция – лучший инструмент для этих целей, следовательно, на нее есть спрос и найдется предложение-реализация. Путь классического капитализма – создание прибавочной стоимости – долог, труден и норма прибыли сравнительно невелика. Значит, при недостаточно эффективном госуправлении РО частенько выбирает кратчайший путь между собой и прибылью – путь коррупции.
Противодействие коррупционной составляющей
Помимо реальных практических мер (декларирование доходов и расходов, запрет на собственность за рубежом для госслужащих и депутатов и пр.), в стратегическом плане наше руководство пока использует мягкие методы воздействия на РО, вроде «васильевского наказания» и «сердюковского трудоустройства».
Не бегите за границу, в офшоры и западные страны, вкладывайтесь в своей стране – намекают им. Такой «шоколадный вариант» будет существовать, видимо, недолго. И та часть РО, что не поймет этого вовремя, сильно рискует отправиться следом за Гусинскими, Березовским и Ходорковским.
Чего боится РО?
Ответ прост: вовсе не тюрьмы и прочих уголовных наказаний. Реально и эффективно на олигархов воздействует только страх бедности. Для них нет ничего хуже, чем стать человеком с обычным уровнем достатка.
Поэтому самое действенное наказание для этих людей – это законодательно оформленное судебное право конфискации имущества. Детали проведения конфискации (как, у кого из родственников и близких, в каких размерах и так далее) важны не слишком-то, это все решаемо.
Важно осознать необходимость этой меры и иметь политическую волю к ее применению. Эту угрозу для коррупционеров легко «апгрейдить» прочими дополнительными мерами, закрепляющими достигаемый эффект.Российская олигархия никуда не денется, не пропадет и не сгинет. Следовательно, необходимо создавать такие условия хозяйственной деятельности в России, чтобы олигархам было выгодно жить в своей стране, а не в чужой. Чтобы РО стремилась к созиданию национального богатства (не забывая и себя), а не к бездумному личному обогащению.
Процесс этот долгий и сложный, но вполне выполнимый. Богатенький Буратино должен дать своей стране золотой ключик процветания хозяйственного комплекса, чтобы результатами этого могли пользоваться все жители России.
А для этого очень нужно общественное понимание закономерностей и специфики такого явления, как РО – российская олигархия. Нужно иметь четкое представление о том, как добиться равновесия интересов всех социальных слоев нашего общества.
Без надежного общественного спокойствия и согласия в нашей стране, без гармонизации социальных интересов Россия не будет иметь прочного фундамента в развитии государства. А нам крепкий тыл очень скоро сильно понадобится.