В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Константина Карасева о том, что никакие внешнеполитические вызовы не страшны, если общество объединено одной идеологией.
В предыдущем тексте для газеты ВЗГЛЯД я писал о важности создания многоукладной экономики в нашей стране, где доля частной собственности на средства производства (ЧССП) в сравнении с государственной собственностью на средства производства (ГССП) может корректироваться высшим руководством страны по мере необходимости.
Мы, если хотим мирно развиваться, должны быть сильны, гибки и лояльны ко всему лучшему, что есть у других и чего нам пока что не хватает
Сейчас мы стоим перед новыми вызовами во внешней политике. США, отлично понимая всю остроту своего финансово-экономического кризиса, всеми силами пытаются воспротивиться падению своей абсолютной гегемонии в мире и тем внутренним проблемам, которые могут серьезно потрясти эту страну.
Инструментом своего «лечения» США выбрали всемерное обострение международной обстановки, включая попытки разорвать экономические связи России и Западной Европы, атакуя Россию в стиле холодной, а возможно, и «подогретой» войны. Форпостом этого наступления на нас США выбрали власть Украины.
В сложившихся условиях российское руководство наметило и начало осуществлять комплекс внутренних мер, необходимых для противоборства попыткам задушить Россию экономически и политически.
Мы успешно развиваем проекты международного сотрудничества – БРИКС, ШОС, ТС. Мы диверсифицируем свои торговые потоки и направления экономического сотрудничества, в частности, заключив исторические контракты с Китаем на поставку углеводородов и создав с партнерами по БРИКС финансовые инструменты, аналогичные и параллельные МВФ и ВБ.
Мы занялись наконец-то созданием собственной, реально независимой от доллара валюты. Для этого к середине 2015 года будет разработана и внедрена национальная платежная система (НПС).
Заработает биржа валютных торгов рубля, в глобальных торговых операциях Россия будет постепенно уходить от долларов и евро, переходя на рубль, юань и иные валюты бизнес-партнеров. Будет создано свое международное рейтинговое агентство.
Кроме того, Россия начала проводить необходимые внутренние инфраструктурные проекты. Помимо трубопроводов на восток (к Китаю, Индии, Японии, Южной Корее и др.) начата реконструкция Транссиба и БАМа, создается инфраструктура Северного морского пути (СМП), усиливаются зауральские железнодорожные мощности для открытия логистической артерии к СМП.
Мощнейшее значение для развития нашей экономики и внутренней геополитики будет иметь строящийся космодром «Восточный» и мост через Керченский пролив, на Крымский полуостров.
Все это требует очень больших затрат и усилий, как финансовых, так и организационных. Активно идет и перевооружение армии. Ориентировочные сроки для решения этих титанических задач – 4–5 лет. Больше нам точно не отпущено, но и этого может не хватить для полной готовности к отражению внешних угроз. Необходимо торопиться.
Сейчас Россия идет по правильному пути, важно не сбиться с шага и не делать заметных ошибок, как на международной арене, так и во внутренней политике. Очень многое зависит от нас самих: от руководства страны, от элит, от населения.
Но чтобы не плутать в дебрях бесчисленных идеологических споров и дискуссий, чтобы не пойти по неверному пути к достижению своих целей, нам очень нужен твердый нравственный стержень общественной идеологии. Этим может быть только национальная идея.
Зачем, собственно, она нужна?
Вопрос кажется странным только на первый взгляд. Многие считают, что разговор об этом не нужен вообще и все это пустая болтовня. В свою очередь публицист Михаил Леонтьев говорил о важности такой идеи с точки зрения постановки целей для развития внутренних общественных отношений, основанных на принципах духовности, а не «золотого тельца».
Все это, безусловно, важно. Но идеология важна как самоценный вектор развития общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сейчас мы обходимся и так, постоянно путая все понятия и притягивая «за уши» на свой собственный манер демократию, диктатуру, либерализм, консерватизм, социализм и капитализм. Конечно, все эти краеугольные понятия необходимо хоть как-то приводить к единому общественному знаменателю.
Но национальная идея дает нам возможность видеть ориентир для движения общественного развития, и все прочие понятия-инструменты становятся не самоцелью, а просто подспорьем.
Методика
Для удобства понимания того, что может быть национальной идеей, а что нет, я предлагаю упрощенную методику определения формулировки НИ. В основу этой методики положены 7 принципов, по которым она и должна строиться.
НИ – цель стратегическая, а не средство достижения тактических задач.
НИ – должна быть актуальна в хронологической протяженности.
НИ – отражает специфику носителя.
НИ – должна быть не подвержена расширительному толкованию.
НИ – должна быть формулически кратка и емка.
НИ – принципиально приемлема для большей части населения, носителя этой НИ.
НИ – не противоречит Конституции РФ.
Разумеется, в нравственно-этических категориях не бывает абсолютных величин. Но все элементы НИ должны максимально стремиться к принципам «методики-7», насколько это возможно.
Предложения по формулировке НИ
По прошлому опыту знаю, что, в основном, все предложения по НИ можно сгруппировать в пять вариантов.
Варианты государственного строительства (ГС): «Россия – для русских», «Красная империя», «Православная империя», «Евразийская республика», «Москва – третий Рим» и некоторые другие. Основным недостатком этого блока является то, что ГС – это не цель развития общества, а средство его достижения. Например, мы через 20-30 лет построили желаемое государство. Что потом, менять НИ на новую? НИ должна отражать стратегические замыслы, а не тактику решения текущих проблем, пусть даже очень серьезных.
Варианты этические: «За справедливость!», «За человека!», «За правду!». Наверняка такие предложения будут иметь немало сторонников. Но в этом случае имеется очевидно неустранимая слабость того, что такой термин и смысл имеет очень широкое толкование.
Что справедливо одному, то совершенно несправедливо другому. Справедливость профессора Преображенского и справедливость Шарикова – это совершенно разные категории. Так же, как справедливость Порошенко и Стрелкова. Справедливость богатого и бедного, умного и глупого, больного и здорового никогда не лягут в прокрустово ложе одной, всеобщей и универсальной справедливости.
Варианты конкретно-тактические: высокий стандарт жизни, освоение Дальнего Востока и прочие подобные. Предложения подобного рода для НИ представляются куцыми и бедными.
Варианты объединительные: «Россия – земля соборная», «Собрать русский мир» и прочее. В какой-то мере это правильно, но недостаточно.
Последняя группа – варианты условно-стратегические. На этом остановлюсь позже.
Возможные методы внедрения НИ
Определиться с НИ и внедрить ее в практику жизни на общегосударственном уровне, с возможным законодательным оформлением – это задача крайне сложная, исполнить ее достаточно реально только под патронажем высших должностных лиц государства. Для начала должна быть организована инициативная группа по организации вопроса о принятии НИ.
Вторым этапом может стать создание конкретной рабочей группы по выработке НИ. Рабочая группа может быть организована по принципу конституционного совещания или нечто вроде Земского собора.
Обязательно наличие профессиональной исполнительной структуры на базе профильного института. Желательно соблюсти наличие двухпалатной системы рабочей группы: государственные структуры и общественные. И, разумеется, патронаж на уроне президента или премьер-министра России.
Третий этап предусматривает общенациональный референдум и внесение НИ в Конституцию России (по согласованию с Конституционным судом РФ) или иное законодательное оформление. Моральная незыблемость НИ должна быть обеспечена полной легитимностью прохождения всех процедур ее принятия.
Теперь, когда оговорены технические вопросы создания НИ, можно перейти к непосредственной тематике НИ.
После распада СССР умерла и его главенствующая идеология относительно стремления к построению коммунистического общества. В современной России остро ощущается недостаток идеологического императива – к чему стремиться, зачем жить?
Логические конструкции будут представлены с минимальной доказательной базой. Кроме краткого вступления и поясняющей ретроспективы, вниманию интересующихся далее предлагается три раздела – по количеству составных частей предлагаемой формы Национальной идеи. И, разумеется, нельзя путать нацию и национальность, НИ – это идея нации.
Ретроспектива и текущие реалии
Чтобы понять и правильно определить методологию решения такой задачи, необходимо взглянуть на ретроспективу развития темы применительно к нашей стране. Разнообразные идеологические лозунги и воззрения, начиная с древних времен, логически собрались воедино и откристаллизовались в известную формулу графа Уварова «За веру, царя и Отечество!» или, в более распространенном варианте – «Православие, самодержавие, народность».
Действительно, в этом лозунге неплохо отражена национальная идея того времени. Постоянная борьба за православие (против католицизма и мусульманства) являлась борьбой за идентичность титульной народности этой территории.
Отсюда – «За веру!». Другая часть – «За Отечество!» – отражала борьбу за физическое существование. Логически последняя часть лозунга – «За царя!» – связывала народ воедино мобилизационно, с прямым указанием на основную точку надежды и, в этом смысле, главную ценность.
Можно спорить о верности этих ориентиров, но логическая конструкция была, безусловно, верна для тех времен и отлично работала. Позднее, при зарождении советской власти, указующих целей было много: «Даешь мировую революцию!», «Даешь индустриализацию!» и прочее. В брежневские годы большого разнообразия не прибавилось: «Вперед, к победе коммунизма!», «Слава КПСС!» и т.д.
Все эти максимы были частностями и не давали цельного и убедительного представления о ценностях высшего порядка, которые близки и понятны людям. Во время Великой Отечественной войны стараниями Алексея Толстого родился по-настоящему сильный лозунг, принятый народом на вооружение – «За Родину, за Сталина!».
Если сравнить с триадой «За веру, царя и Отечество!», то хорошо видно, что «Отечество» заменило более современное понятие «Родина». Веру и царя заменил собою один Сталин, ему нравилась идея соединить в себе и физический кумир, и идеологический (или религиозный) в неразделимый тандем. И, опять-таки, логическая конструкция была ухвачена правильно.
Более современные лозунги – «За перестройку и гласность!», «За модернизацию!» и им подобные – повторяют ошибки революционных и брежневских лет. Они не могут быть выразителями национальной идеи. Не потому, что неверны, а потому, что являются частностями и не дают целеуказания в какой-либо исторической перспективе.
Не дают того, что могло бы послужить хотя бы отправной точкой для суждений о национальной идее на современном этапе. Для того чтобы понять это, надо взглянуть вперед, на прогнозируемую историческую перспективу, определить ценностные приоритеты и понять свое место и историческое предназначение в этом мире. Об этом – далее.
Первый элемент Национальной идеи
Безусловно, национальная идея не может быть слишком громоздкой или, наоборот, слишком упрощенной. Она должна быть сформулирована кратко, но емко. Она должна вобрать в себя идентификационную специфику существования, метод осуществления движения к главным целям и собственно цели.
Патриотичность, нравственность и прочие критерии цели определяются каждым автором (обществом, нацией, страной) в соответствии со своим мировоззрением. Потому, видимо, следует выбрать исторически проверенную триадную формулу для лозунга, выражающего национальную идею.
Каково же все-таки сущностное наполнение и с чего начать развитие первой части? Со специфики титульной нации, определяющей основной вектор развития страны. Ни для кого не секрет, что русские – самая восточная нация в европейском (ибо этнически они именно европейцы) сообществе народов.
С другой стороны, это самая первая западная евронация для азиатских народов, имеющих монголоидные корни происхождения. Иными словами, русские – это пограничная нация, имеющая все черты и свойства, как европейцев, так и азиатов. Не зря гербом Российской империи был двуглавый орел, смотрящий в две стороны, на запад и на восток.
Еще более усугубилась эта ситуация тем, что в процессе исторического развития россы перешли через Урал и образовали государство (близкое к современным границам) аж до Берингова пролива.
Безусловно, мы абсолютно евразийская страна, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И геополитическими, и экономическими, и социально-культурными. Кроме того, мы еще и транзитеры ресурсов, товаров, идей. Мы миротворцы, примирители и сглаживатели противоречий. Мы, если хотим мирно развиваться, должны быть сильны, гибки и лояльны ко всему лучшему, что есть у других и чего нам пока что не хватает.
Годимся ли мы на эту роль? Годимся: у нас имеется мощный (сравнительно со многими другими) военный потенциал, не самая слабая в мире экономика, и, главное, мы имеем богатейшие научно-культурные традиции и наработки. Российское государство исторически всегда отличалось высоким уровнем толерантности по отношению к другим народам и верностью союзническому долгу, зачастую в ущерб собственным интересам.
Конечно, можно привести и другие контрпримеры, но все же это будет как раз тот случай, когда исключения подтверждают правило. В доказательную базу углубляться не будем по причине краткости данного изложения. Каков же итог первой части? Россия – объединитель, это и есть первая неотъемлемая часть ее исторической миссии.
Следовательно, подразумевая, что мы объединяем все лучшее на востоке и на западе, безусловно, на абсолютно добровольной основе, провозгласим первую часть национальной идеи: «За объединение народов!». И не стоит бояться обвинений в великодержавности, гегемонии или панславизме.
В этом наша историческая миссия, это наша цель, и это первая часть нашей национальной идеи. А уж как мы ее осуществим и какими методами – зависит во многом от нас самих. Когда – это вопрос исторической перспективы. Важно правильно понять цель, в остальном – жизнь покажет.
Второй элемент Национальной идеи
Если ранее мы определились, хотя бы условно, со своим местом в исторической перспективе развития общества, то теперь необходимо рассмотреть возможный способ осуществления своих целей. Под способом надо понимать некий универсальный механизм, позволяющий двигаться к цели по правильно выбранному пути, рационально и неуклонно. Что может быть таким средством?
Таким средством может стать работа по преодолению коренных и антагонистических противоречий в развитии человеческого общества. В чем же они заключены? Ответы могут быть разными и при этом верными и не взаимоисключающими. Вариант, который будет предложен здесь, нуждается в некотором пояснении-обосновании и в небольшом историческом отступлении.
Человечество цивилизационно развивалось по нескольким основным направлениям: научно-технически, духовно-нравственно, социально-экономически, организационно-политически и т.д. Для простоты рассмотрим первые два направления, те, которые задают вектор развития прочим. Техническое развитие человечества сомнений не вызывает.
Сложнее с общественным нравственным развитием. От времен достаточно древних до нынешних изменилось не так уж много – главным образом, заметно повысилась ценность человеческой жизни и общественного мнения. Если раньше понятие «заложник» было случаем частным и малораспространенным (как, например, у Сервантеса), то в наше время возник прямо-таки институт по пленению заложников и борьбе с этим злом.
Общество не желает мириться с таким положением дел, как это было раньше, и борется доступными методами, проявляя доступный на современном этапе гуманизм на практике. Однако необходимо понимать, что процессы развития протекают крайне неравномерно как хронологически, так и в смысле ареалов распространения.
В результате образуются межцивилизационные различия и все те проблемы, которые из этого вытекают. Технически отсталые регионы, благодаря развитию международных отношений, получают доступ к сложным современным средствам развития экономики, промышленности, к научно-техническим достижениям в военной области.
Образно говоря: просто бомба, будучи в руках дикаря, – это уже оружие массового поражения в руках современных, но нравственно диких людей. Отсюда проистекают истоки терроризма. Ибо бандитизм – это, упрощенно, желание безнравственного обогащения для получения последующих благ в обществе. Терроризм же, опять-таки упрощенно, делает в своей жуткой деятельности упор на физическое истребление идеологических противников.
Бывает так, что терроризм выступает как государственно-политический фигурант в белых перчатках. Прикрываясь лицемерными лозунгами борьбы за демократию, эти технически развитые и нравственно уродливые люди бомбят Югославию, Ирак, Афганистан, убивая мирное население и нанося огромный ущерб хозяйству этих и сопредельных стран.
Последний вопиющий пример такого варварства – события на Украине. Безусловно, это серьезная опасность в исторической перспективе. Всегда могут появиться как отдельные группы людей, так и целые сообщества и народности, а сейчас так и целые страны, желающие «разобраться» со своими соперниками путем террора: нет человека – нет проблемы, нет страны – еще лучше.
Следовательно, одним из важнейших антагонистических противоречий в человеческом обществе является несоответствие технических возможностей (в первую очередь военных) и нравственного уровня развития. Классический пример этому дает нынешняя Западная цивилизация.
Отсюда простой вывод: необходимо бороться за гармонизацию технического и нравственного уровня развития человечества. Это и будет тем самым универсальным механизмом, позволяющим двигаться к цели существования.
И значит, мы пришли к итогу данной части и определили второй базовый элемент национальной идеи – «За гармонизацию научного и духовного развития!». Мысль, может, и немудрящая, но от этого не менее правильная. Лозунг, безусловно, можно улучшить по форме. Но суть содержания в этом контексте реформированию подлежать не должна.
Третий элемент Национальной идеи
Постепенно мы подошли к заключительному элементу триады о Национальной идее. Предлагаю задаться простым вопросом: в чем заключается главная ценность жизни?
Главная ценность жизни заключается непосредственно в наличии самой жизни. Потому что, если ее (жизни) нет, то нет и ничего другого, кроме, видимо, теологических материй. Разумеется, это суждение особенно верно для человечества как для вида в целом.Но, между тем, хорошо известно, что срок существования Земли конечен. По некоторым оценкам, до превращения нашего Солнца в белого карлика и прекращения жизни на нашей планете осталось около десяти миллионов лет.
Срок немалый, но за это время, если человек хочет выжить как вид, как Homo sapiens, он должен решить задачу, несопоставимую по сложности со всем тем, что было у него до этого. Человечество должно найти другую сферу обитания – иные звезды и планеты. Циолковский говорил о том, что Земля – это колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели.
Сейчас становится особенно заметно то, насколько актуальна эта мысль известного гения. Для осуществления этой цели человечество должно напрячь все свои интеллектуальные силы, всю мощь своего разума и накопленных знаний. И постоянно прибавлять в этом еще и еще.
То есть, попросту говоря, мы должны бесконечно совершенствоваться в своем развитии. И только так мы имеем шансы и возможности, с помощью наших далеких правнуков, сохранить себя как вид.
Поэтому последний и заключительный элемент триады национальной идеи я предлагаю определить как следующий лозунг: «За совершенствование ради жизни!». А вся национальная идея объединит три этих лозунга в единое целое. Или, сокращенно, она будет выглядеть так: «За объединение, духовность и развитие!».