Тенденции

28 июня 2024, 19:35

Россия прокладывает маршруты на Глобальный Юг

Для выстраивания устойчивых логистических цепочек со странами Глобального Юга необходимо решать не только вопросы безопасности. Необходимы собственные порты и даже производственные мощности за рубежом.

При Петре Первом России пришлось прорубать окно в Европу. А сегодня перед страной стоит задача прорубить окна и двери в Азию, Африку и Латинскую Америку. Президент Путин поставил задачу правительству заняться созданием «устойчивых логистических цепочек и инфраструктуры для осуществления внешнеэкономической деятельности на новых рынках стран Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии, предусмотрев в том числе выработку механизмов координации деятельности заинтересованных государственных органов и организаций».

Поручение сформулировано в общем виде. Конкретные проекты (и меры их государственной поддержки) появятся позднее. Но уже сейчас можно обрисовать основные направления предстоящей работы.

Создание логистических цепочек невозможно без наличия инфраструктуры: портов и железных дорог. Но российская транспортная инфраструктура десятилетиями создавалась прежде всего для взаимодействия с Западом, а не с Востоком.

До недавнего времени основным торговым партнером России была Европа. Туда вели многочисленные автомобильные и железные дороги, нефте- и газопроводы. Водным путем грузы можно было доставить в Европу из балтийских портов России (Усть-Луга, Санкт-Петербург, Калининград), а также из портов прибалтийских республик или Финляндии (куда грузы могли попасть железнодорожным или автомобильным транспортом). Еще один вариант морских маршрутов в Европу – из портов Азовского и Черного морей через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Отсюда же начинаются морские маршруты в Северную Африку, а также через Суэцкий канал в Красное море и Индийский океан.

Сегодня западное направление практически закрыто для автомобильных грузоперевозок. Морские перевозки пока не заблокированы, но Дания грозит закрыть балтийские проливы для российских танкеров. Это, конечно, беззаконие. Но в текущих условиях вполне можно предположить, что в какой-то момент Запад может проигнорировать правовые основания и закрыть проливы для российских судов.

Ситуация с черноморскими проливами в чем-то схожа. Конвенция Монтрё устанавливает свободу прохода через проливы для торговых судов всех стран, а ограничения накладываются только на военные корабли. Но Турция – член НАТО, и стоит признать некоторый риск для российского судоходства (особенно в случае прихода к власти прозападной оппозиции).

Помимо таких экстремальных сценариев российские внешние грузоперевозки уже сегодня сталкиваются со сложностями. Отказ ряда международных логистических компаний обслуживать грузооборот с Россией заставил искать альтернативных грузоперевозчиков. А объявленные на днях санкции ЕС против крупнейшего российского пароходства – «Совкомфлота» – показывают, что в пределах Евразии имеет смысл развивать безопасные сухопутные логистические маршруты.

Так, на южном направлении у нас уже работает коридор «Север – Юг», проходящий от Балтики и российско-финской границы до иранских портов на побережье Персидского залива и Индийского океана. Раньше выгода от его развития виделась в сокращении времени транспортировки грузов из Европы в Индию (более коротким маршрутом, чем через Суэцкий канал). Сейчас на первый план выходит грузооборот между Россией и Индией, а также странами Персидского залива.

После соединения железнодорожных сетей Ирана и Азербайджана этот транспортный коридор станет одним из важнейших внутренних торговых путей Евразии. Один из участков этого маршрута введен в Иране в эксплуатацию буквально на днях. Значение коридора «Север – Юг» тем более велико, поскольку страны Персидского залива превращаются для России в важный торговый хаб, связывающий ее с мировыми рынками, а также позволяющий обходить западные санкции.

Расширение взаимодействия с Индией тоже будет опираться на возможности этого транспортного коридора. Часть маршрута будет проходить по Аравийскому морю между иранскими и индийскими портами. Прошедшие в марте трехсторонние учения флотов Китая, Ирана и России были посвящены в том числе и обеспечению безопасности в Аравийском море (для Китая это морской участок транспортного коридора, проходящего через Пакистан). Сократить плечо морского маршрута поможет восточная ветка коридора «Север – Юг», которая пройдет по восточному берегу Каспийского моря через территории Казахстана, Туркменистана и вдоль восточной границы Ирана.

Активизировалось обсуждение строительства третьей ветки коридора «Север – Юг», которая должна пройти через Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Афганские власти в 2023 году приняли решение, что ширина железнодорожной колеи на афганской территории составит 1520 мм (то есть у российских вагонов при пересечении афганской границы не придется менять колесные пары). Но на границе с Пакистаном замена будет необходима. В Пакистане и Индии железнодорожная колея составляет 1676 мм.

В этом году заканчивается второй этап модернизации Восточного полигона РЖД (который предусматривал расширение пропускной способности Транссиба и БАМа). Стремительное увеличение товарооборота с Китаем потребовало расширения пропускной способности существующих железных дорог. Пуск железнодорожного моста через Амур повысил пропускную способность железнодорожных перевозок из Китая в Россию.

И все же потребности все равно опережают имеющиеся возможности. Требуется модернизация пунктов таможенного оформления грузов (это задача государства). Кроме того, там, где пересечение грузами границы осуществляется с помощью автотранспорта, требуется расширение складов и перегрузочных мощностей. Бизнес мог бы поучаствовать в финансировании этих работ, если будет уверен, что пропускная способность пункта пропуска в этом месте увеличится.

Но если в Евразии можно обеспечить внутреннюю связность только через развитие железной дороги, то сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки требует по понятным причинам иных решений. Грузы будут доставляться морем (особо срочные и не слишком габаритные – авиатранспортом). Поэтому Россия договаривается с дружественными странами о строительстве военно-морских пунктов базирования.

База в Судане обеспечит российским кораблям возможность присутствия вблизи стратегически важного Баб-эль-Мандебского пролива у входа в Красное море. Визит российских кораблей на Кубу с 11 по 17 июня стал свидетельством возобновления когда-то активного военного сотрудничества с Островом свободы. Такая демонстрация флага в местах, важных для коммерческого судоходства, служит обеспечению безопасности грузоперевозок.

Но для выстраивания устойчивых логистических цепочек необходимо решать не только вопросы безопасности. Необходимы собственные порты и даже производственные мощности за рубежом.

Обеспечение грузоперевозок между Россией и Африкой с использованием транспортного коридора «Север – Юг» обсуждалось летом 2023 года на саммите Россия – Африка. Для этого в одной из африканских стран можно создать транспортно-логистический центр, куда будут доставляться грузы из южных портов Ирана. Логично было бы, чтобы российские компании не только обозначили МИДу свои потребности, но и гарантировали свое участие инвестициями в создании такого логистического центра.

В Египте, в районе Суэцкого канала, запланировано строительство российской промышленной зоны (РПЗ). Произведенные в зоне товары будут экспортироваться по всей Африке. На сегодняшний день проект ожидает ратификации соответствующего протокола египетским парламентом, с российской стороны все формальности выполнены. Создание аналогичных российских промзон рассматривается в других странах Африки, а также в Индии, Иране и государствах Латинской Америки.

Российская промышленная зона – это окно на рынок не только страны, в которой она располагается, но и на рынки стран, с которыми у этой страны есть торговые соглашения. Так, продукция египетской РПЗ (при условии локализации не менее 30%) будет маркироваться Made in Egypt. Благодаря торговым соглашениям Египта с Большой арабской зоной свободной торговли GAFTA, Южноамериканским общим рынком MERCOSUR, Африканской континентальной зоной свободной торговли эти товары можно будет в льготном режиме экспортировать в страны Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Дополненная механизмом взаиморасчетов в рамках БРИКС, независимой от доллара, эта система сочетания РПЗ в дружественных странах и новых маршрутов к ним позволит России создать новый внешний экономический контур. Даст возможность успешным российским компаниям работать на гораздо более емкие рынки – а значит, снижать себестоимость и увеличивать прибыль. И в итоге – расширит влияние России и усилит положение страны в мировом разделении труда.#{author}

Текст: Дмитрий Скворцов

Вам может быть интересно

Суд арестовал директора пансионата после гибели от отравления шести человек
Темы дня

«План Зеленского» оказался вбросом и имитацией

«Кремль воспримет украинскую версию как издевательство или вброс». Такими словами эксперты комментируют очередной «мирный план», представленный главой киевского режима Зеленским. Что содержит этот документ и почему он не может являться реальной основой для урегулирования украинского кризиса?

США принуждают Европу к свободе слова

Невиданное доселе событие произошло в западном мире – Соединенные Штаты ввели санкции против своих ближайших союзников, европейцев. СМИ уже называют происходящее «новой холодной войной» – причем не с Россией, а с Европой. Что стало причиной столь острого конфликта между Европой и США?

ГУР Минобороны Украины начало кампанию против Генштаба ВСУ

Глава МИД Эстонии пригрозил расстрелять «зеленых человечков» на границе

Бывший посол Норвегии похвалил уровень жизни в Москве

Новости

Макрон анонсировал январские переговоры по гарантиям безопасности Украине

Переговоры по предоставлению Украине гарантий безопасности будут возобновлены во французской столице в начале следующего года, заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Критические повреждения остановили работу «Укрнафты»

После серии взрывов были остановлены производственные мощности крупнейшей нефтедобывающей компании Украины «Укрнафты», детали о характере повреждений не разглашаются.

Импорт из ЕС в Россию впервые превысил экспорт

За первые девять месяцев 2025 года отрицательное сальдо торгового баланса России с Европейским Союзом составило 0,5 млрд евро.

Путин попросил Набиуллину почаще посещать заседания правительства

Президент России Владимир Путин подчеркнул важность более регулярного участия главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в заседаниях кабмина, обратившись к ней во время встречи с правительством.

Авиаэксперт объяснил значение отечественного двигателя для самолета «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства может произвести революцию в малой авиации России и связать отдаленные населенные пункты, рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Путин вручил государственные награды выдающимся деятелям России

В Екатерининском зале Кремля проходит торжественная церемония награждения, на которой президент Владимир Путин вручает высшие государственные награды заслуженным деятелям культуры, науки и других сфер.

Путин поручил поднимать флаг России на всех спортивных соревнованиях

Президент России Владимир Путин поручил утвердить поправки, устанавливающие обязательное поднятие государственного флага на соревнованиях, и постоянное его размещение на спортивных объектах в России.

Постпред США при НАТО Уитакер заявил о согласовании гарантий безопасности Киеву

Основное внимание переговоров между США и Киевом уделяется вопросам разделения территорий, поскольку гарантии безопасности уже практически согласованы, заявил постоянный представитель США при НАТО Мэтью Уитакер.

Америка возобновила военную помощь Грузии после долгого перерыва

Правительство США выделило Минобороны Грузии грант в объеме около 10 млн долларов, сообщает в среду imedinews.ge, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ ликвидировала готовившего теракт на нефтепроводе в Тюменской области

В Тюменской области был нейтрализован гражданин России, пытавшийся совершить теракт по заданию украинских спецслужб на объекте ПАО «Транснефть», сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России.

Медведь возглавил рейтинг символов России в соцсетях

Медведь вновь оказался самым популярным национальным символом России в соцсетях, при этом вовлечённость по этой теме выросла на 34% по сравнению с прошлым годом, следует из данных исследования «Медиалогии».

Имущество бывшего замглавы Ростовской области обращено в доход государства

По решению московского суда имущество экс-замгубернатора Ростовской области Владимира Окунева обращено в доход государства, сообщила Генпрокуратура.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов