Тенденции

28 июня 2024, 19:35

Россия прокладывает маршруты на Глобальный Юг

Для выстраивания устойчивых логистических цепочек со странами Глобального Юга необходимо решать не только вопросы безопасности. Необходимы собственные порты и даже производственные мощности за рубежом.

При Петре Первом России пришлось прорубать окно в Европу. А сегодня перед страной стоит задача прорубить окна и двери в Азию, Африку и Латинскую Америку. Президент Путин поставил задачу правительству заняться созданием «устойчивых логистических цепочек и инфраструктуры для осуществления внешнеэкономической деятельности на новых рынках стран Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии, предусмотрев в том числе выработку механизмов координации деятельности заинтересованных государственных органов и организаций».

Поручение сформулировано в общем виде. Конкретные проекты (и меры их государственной поддержки) появятся позднее. Но уже сейчас можно обрисовать основные направления предстоящей работы.

Создание логистических цепочек невозможно без наличия инфраструктуры: портов и железных дорог. Но российская транспортная инфраструктура десятилетиями создавалась прежде всего для взаимодействия с Западом, а не с Востоком.

До недавнего времени основным торговым партнером России была Европа. Туда вели многочисленные автомобильные и железные дороги, нефте- и газопроводы. Водным путем грузы можно было доставить в Европу из балтийских портов России (Усть-Луга, Санкт-Петербург, Калининград), а также из портов прибалтийских республик или Финляндии (куда грузы могли попасть железнодорожным или автомобильным транспортом). Еще один вариант морских маршрутов в Европу – из портов Азовского и Черного морей через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Отсюда же начинаются морские маршруты в Северную Африку, а также через Суэцкий канал в Красное море и Индийский океан.

Сегодня западное направление практически закрыто для автомобильных грузоперевозок. Морские перевозки пока не заблокированы, но Дания грозит закрыть балтийские проливы для российских танкеров. Это, конечно, беззаконие. Но в текущих условиях вполне можно предположить, что в какой-то момент Запад может проигнорировать правовые основания и закрыть проливы для российских судов.

Ситуация с черноморскими проливами в чем-то схожа. Конвенция Монтрё устанавливает свободу прохода через проливы для торговых судов всех стран, а ограничения накладываются только на военные корабли. Но Турция – член НАТО, и стоит признать некоторый риск для российского судоходства (особенно в случае прихода к власти прозападной оппозиции).

Помимо таких экстремальных сценариев российские внешние грузоперевозки уже сегодня сталкиваются со сложностями. Отказ ряда международных логистических компаний обслуживать грузооборот с Россией заставил искать альтернативных грузоперевозчиков. А объявленные на днях санкции ЕС против крупнейшего российского пароходства – «Совкомфлота» – показывают, что в пределах Евразии имеет смысл развивать безопасные сухопутные логистические маршруты.

Так, на южном направлении у нас уже работает коридор «Север – Юг», проходящий от Балтики и российско-финской границы до иранских портов на побережье Персидского залива и Индийского океана. Раньше выгода от его развития виделась в сокращении времени транспортировки грузов из Европы в Индию (более коротким маршрутом, чем через Суэцкий канал). Сейчас на первый план выходит грузооборот между Россией и Индией, а также странами Персидского залива.

После соединения железнодорожных сетей Ирана и Азербайджана этот транспортный коридор станет одним из важнейших внутренних торговых путей Евразии. Один из участков этого маршрута введен в Иране в эксплуатацию буквально на днях. Значение коридора «Север – Юг» тем более велико, поскольку страны Персидского залива превращаются для России в важный торговый хаб, связывающий ее с мировыми рынками, а также позволяющий обходить западные санкции.

Расширение взаимодействия с Индией тоже будет опираться на возможности этого транспортного коридора. Часть маршрута будет проходить по Аравийскому морю между иранскими и индийскими портами. Прошедшие в марте трехсторонние учения флотов Китая, Ирана и России были посвящены в том числе и обеспечению безопасности в Аравийском море (для Китая это морской участок транспортного коридора, проходящего через Пакистан). Сократить плечо морского маршрута поможет восточная ветка коридора «Север – Юг», которая пройдет по восточному берегу Каспийского моря через территории Казахстана, Туркменистана и вдоль восточной границы Ирана.

Активизировалось обсуждение строительства третьей ветки коридора «Север – Юг», которая должна пройти через Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Пакистан. Афганские власти в 2023 году приняли решение, что ширина железнодорожной колеи на афганской территории составит 1520 мм (то есть у российских вагонов при пересечении афганской границы не придется менять колесные пары). Но на границе с Пакистаном замена будет необходима. В Пакистане и Индии железнодорожная колея составляет 1676 мм.

В этом году заканчивается второй этап модернизации Восточного полигона РЖД (который предусматривал расширение пропускной способности Транссиба и БАМа). Стремительное увеличение товарооборота с Китаем потребовало расширения пропускной способности существующих железных дорог. Пуск железнодорожного моста через Амур повысил пропускную способность железнодорожных перевозок из Китая в Россию.

И все же потребности все равно опережают имеющиеся возможности. Требуется модернизация пунктов таможенного оформления грузов (это задача государства). Кроме того, там, где пересечение грузами границы осуществляется с помощью автотранспорта, требуется расширение складов и перегрузочных мощностей. Бизнес мог бы поучаствовать в финансировании этих работ, если будет уверен, что пропускная способность пункта пропуска в этом месте увеличится.

Но если в Евразии можно обеспечить внутреннюю связность только через развитие железной дороги, то сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки требует по понятным причинам иных решений. Грузы будут доставляться морем (особо срочные и не слишком габаритные – авиатранспортом). Поэтому Россия договаривается с дружественными странами о строительстве военно-морских пунктов базирования.

База в Судане обеспечит российским кораблям возможность присутствия вблизи стратегически важного Баб-эль-Мандебского пролива у входа в Красное море. Визит российских кораблей на Кубу с 11 по 17 июня стал свидетельством возобновления когда-то активного военного сотрудничества с Островом свободы. Такая демонстрация флага в местах, важных для коммерческого судоходства, служит обеспечению безопасности грузоперевозок.

Но для выстраивания устойчивых логистических цепочек необходимо решать не только вопросы безопасности. Необходимы собственные порты и даже производственные мощности за рубежом.

Обеспечение грузоперевозок между Россией и Африкой с использованием транспортного коридора «Север – Юг» обсуждалось летом 2023 года на саммите Россия – Африка. Для этого в одной из африканских стран можно создать транспортно-логистический центр, куда будут доставляться грузы из южных портов Ирана. Логично было бы, чтобы российские компании не только обозначили МИДу свои потребности, но и гарантировали свое участие инвестициями в создании такого логистического центра.

В Египте, в районе Суэцкого канала, запланировано строительство российской промышленной зоны (РПЗ). Произведенные в зоне товары будут экспортироваться по всей Африке. На сегодняшний день проект ожидает ратификации соответствующего протокола египетским парламентом, с российской стороны все формальности выполнены. Создание аналогичных российских промзон рассматривается в других странах Африки, а также в Индии, Иране и государствах Латинской Америки.

Российская промышленная зона – это окно на рынок не только страны, в которой она располагается, но и на рынки стран, с которыми у этой страны есть торговые соглашения. Так, продукция египетской РПЗ (при условии локализации не менее 30%) будет маркироваться Made in Egypt. Благодаря торговым соглашениям Египта с Большой арабской зоной свободной торговли GAFTA, Южноамериканским общим рынком MERCOSUR, Африканской континентальной зоной свободной торговли эти товары можно будет в льготном режиме экспортировать в страны Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Дополненная механизмом взаиморасчетов в рамках БРИКС, независимой от доллара, эта система сочетания РПЗ в дружественных странах и новых маршрутов к ним позволит России создать новый внешний экономический контур. Даст возможность успешным российским компаниям работать на гораздо более емкие рынки – а значит, снижать себестоимость и увеличивать прибыль. И в итоге – расширит влияние России и усилит положение страны в мировом разделении труда.#{author}

Текст: Дмитрий Скворцов

Вам может быть интересно

ЕК признала намерение изъять активы России для выхода из сложной ситуации в экономике
Темы дня

Провальные британские бронемашины придется осваивать Украине

Россия должна «начинать беспокоиться», заявляют в Великобритании и намекают на то, что новейшие бронемашины «Аякс» могут быть переданы Украине. Однако на самом деле беспокоиться должно Минобороны Соединенного Королевства: выяснилось, что платформа «Аякс» является угрозой вовсе не для противника, а для экипажа этой бронемашины, и сам этот проект фактически позорным образом провалился.

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Рютте призвал Европу готовиться «сражаться с русскими»

Азаров: Я мог убедить Януковича подавить госпереворот силой

Обманутая мошенниками пианистка Адфельдт решила вернуть себе проданную квартиру

Новости

В Восточной Европе возмутились новой стратегией нацбезопасности США

Анализ публикаций СМИ и соцсетей показал преобладание негативных оценок новой стратегии нацбезопасности США в Польше, Чехии и Словакии, в отличие от Венгрии.

В Финляндии назвали причину перевооружения Европы

Перевооружение европейских стран вызвано не опасениями перед Россией, а неудачей Евросоюза на Украине, заявил финский политик Армандо Мема, член партии «Альянс свободы».

Актер Добронравов рассказал о желании дочерей связать жизнь с искусством

Актер Виктор Добронравов рассказал, что его дочери учатся в школе Сергея Казарновского и проявляют интерес к творческим профессиям.

На Украине дроны применили для попытки заказного убийства

В Сокольниках возле Львова дрон ударил по коттеджу, полиция рассматривает случившееся как попытку убийства с применением дрона, сообщают украинские СМИ.

Депутат Толмачев осудил «Конституцию для зумеров» за насмешки

Распространяемая в магазинах «Конституция для зумеров» содержит различные жаргонизмы, что похоже на насмешку, заявил зампред думского комитета по молодежной политике Александр Толмачев.

Москва назвала европейских «миротворцев» на Украине законной военной целью

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что возможная отправка европейских миротворцев на Украину приведет к тому, что они станут законной целью для российских вооруженных сил.

Путин объявил о введении семейной выплаты в дополнение к другим мерам поддержки

Президент России Владимир Путин объявил о новой мере поддержки семей с детьми, позволяющей получить возврат налога при доходе ниже полутора прожиточных минимумов.

Мерц сообщил о передаче Трампу предложения о территориальных уступках Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что президенту США Дональду Трампу было представлено предложение о территориальных уступках Украины в рамках мирного урегулирования.

Москва вошла в число лучших городов мира для туризма

Москва смогла вывести свою туристическую отрасль на новый уровень, несмотря на многочисленные санкции, благодаря чему российская столица стала одним из лучших городов мира по развитию туризма, пишет журнал Forbes.

Карлсон назвал Россию самым выгодным союзником для США

Американский журналист Такер Карлсон высказал мнение, что Россия могла бы быть самым близким и выгодным союзником для Соединенных Штатов.

Названы страны с самыми дешевыми билетами в межсезонье

В рейтинг стран с самыми выгодными ценами на авиабилеты для путешествий вне туристического сезона вошли Зимбабве и Эфиопия, рейтинг составили в OneTwoTrip.

Путин заявил об индексации на 7,6% страховых пенсий с 1 января

Страховые пенсии по старости для российских граждан с 1 января 2026 года увеличат на 7,6%, что превысит ожидаемые темпы инфляции, социальные пенсии будут проиндексированы с 1 апреля, заявил президент России Владимир Путин.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов