Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияЧуркин: Реформа СБ ООН не должна ущемить права «пятерки»
Чуркин: Реформа СБ ООН не должна ущемить права «пя
Россия выступает против ущемления прерогатив постоянных членов Совбеза ООН, включая право вето, при проведении реформы этого главного международного органа, отвечающего за вопросы мировой безопасности, заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.
Чуркин выступил на заседании Генеральной ассамблеи, которая в четверг рассматривала доклад о работе СБ.
Традиционно рассмотрение доклада Совбеза Генассамблеей сопровождается жаркой дискуссией между странами, рьяно выступающими за как можно более полное расширение Совбеза (в большинстве это государства Африки, Азии и Латинской Америки), и группой ведущих мировых держав, имеющих постоянное членство в Совете безопасности - это Россия, США, Китай, Великобритания, Франция.
Есть еще третья группа умеренных сторонников расширения - это некоторые западные страны, имеющие желание в той или иной форме закрепиться в СБ ООН, но осознающие отдаленность такой перспективы и невозможность исполнения всех своих требований.
Начиная с февраля 2009 года, в рамках Генассамблеи идут межправительственные переговоры по реформе Совбеза, в который сейчас входит всего 15 государств, пять из них - на постоянной основе.
В частности, речь идет об увеличении числа его членов и, возможно, увеличении числа постоянных членов. Нынешняя «постоянная пятерка» Совбеза, без мнения которой невозможно принятие решений по реформе, выступает против отмены права вето или делегирования этого права другим государствам.
«Россия как постоянный член Совета безопасности выступает за повышение эффективности деятельности Совета, в том числе путем придания ему более представительного характера. Однако усилия в этом направлении не должны сказываться на оперативности Совета... Мы выступаем за сохранение компактности состава Совета безопасности и убеждены в контрпродуктивности идей, ведущих к ущемлению прерогатив его нынешних постоянных членов, включая институт вето», - сказал Виталий Чуркин.
Он также предупредил, что «любые изменения статус-кво в данном вопросе могут стать непреодолимым препятствием для прохождения соответствующих поправок к Уставу ООН через национальные ратификационные процедуры и, прежде всего, «пятерки» постоянных членов СБ».
Постпред РФ заявил, что конечная формула реформы Совбеза должна получить максимально широкое одобрение государств ООН. «Если не удастся достичь консенсуса, то в любом случае необходимо обеспечить поддержку большего числа государств-членов, чем юридически необходимое большинство в две трети голосов членов Генассамблеи», - отметил Чуркин.
По его словам, предлагаемые модели реформирования пока не пользуются преобладающей поддержкой в ООН. «Попытка продавить эти схемы путем постановки их на голосование неизбежно поляризовала бы Генассамблею. И даже если бы один из проектов набрал необходимое по Уставу большинство в две трети голосов, Совет едва ли стал бы более авторитетным в глазах «несогласного меньшинства», в состав которого наверняка вошли бы влиятельные государства», - подчеркнул постпред РФ.
Вместе с тем он заявил о готовности рассмотреть «любой разумный вариант расширения состава Совета безопасности, включая так называемое «промежуточное решение», если он будет опираться на самое широкое согласие в ООН».
«Промежуточная модель», которую активно продвигает Германия, предусматривает возможность избрания непостоянных членов на несколько сроков подряд без ограничения - при сохранении нынешней постоянной «пятерки» с правом вето. Сейчас непостоянный член Совбеза, завершающий двухгодичный срок, не имеет права быть сразу же переизбранным. «Промежуточное решение» позволило бы на определенный период де-факто создать институт «полупостоянных» членов, когда ведущие региональные державы имели бы возможность фактически непрерывно участвовать в работе Совбеза.
Практика показывает, что державы, пользующиеся уважением в своих регионах (а выдвижение в кандидаты в СБ происходит по региональным группам), избираются в Совет с заметной частотой. Так, например, Япония 1 января 2009 года вновь начала работу в Совбезе всего через два года после завершения предыдущего срока 31 декабря 2006 года.
«Промежуточная модель» предполагает возможность дальнейшего развития идеи реформирования Совбеза, в том числе и в плане количественного его расширения. Япония и Германия, а также другие крупнейшие мировые и региональные державы, такие как Бразилия, Индия, ЮАР, добиваются права входить в Совбез на постоянной основе.
Российский постпред выразил сожаление, что три состоявшихся раунда межправительственных переговоров по реформе СБ «не на много сблизили существующие разногласия между государствами-членами в отношении итоговой формулы».
В этой связи он предложил спокойно продолжать эти переговоры на нынешней сессии Генассамблеи «без установления каких-либо искусственных графиков».
«Было бы контрпродуктивно вести дело к пока преждевременному сужению повестки дня переговоров до одной или двух моделей. Дискуссию необходимо вести по всем имеющимся переговорным вариантам», - заключил российский дипломат, передает РИА «Новости».