В мире

8 сентября 2024, 17:30

Европа готовит Украину к следующей войне

Фото: t.me/Denys_Smyhal

Миллиарды евро вложит Европа сразу в несколько транспортно-логистических проектов, которые реализуются на Украине прямо сейчас. Эти деньги уйдут в том числе на то, чтобы на целом ряде участков переделать российскую железнодорожную колею на европейский формат. Цель этих, казалось бы, чисто мирных проектов – далеко не только бизнес.

Тема восстановления Украины ее европейскими союзниками, как правило, всегда подается с приставкой «послевоенное». Тем не менее есть направления, где работы ведутся уже сейчас. Одно из них – (грузовые) ж/д перевозки и наращивание объемов пропускной способности ж/д магистралей между Украиной и ЕС.

В основном речь идет о прокладке так называемой евроколеи – ж/д полотна европейского типа с шириной колеи 1435 мм (в России, постсоветских странах, а также в Монголии и Финляндии колея шире – 1520 мм). А также о создании логистических терминалов, выступающих вынужденной заменой бездействующим портам. 

Замена портам

Тема прокладки евроколеи для Украины не нова и обсуждается как минимум столько же, сколько и вопрос евроинтеграции. Однако у правительства и/или у «Укрзализницы» (УЗ) никогда не бывало свободных сумм, достаточных для полноценной перешивки ж/д колеи.

К тому же и смысла в этом тоже особого не было. Основной грузопоток (уголь, руда, зерно, нефтепродукты, контейнеры) обрабатывали порты Черного моря – порядка 150 млн тонн в год. Небольшие срочные/скоропортящиеся грузы возили фурами. На долю ж/д оставалось немало, в 2021 году доля экспортных грузов у «Укрзализницы» достигла 112 млн тонн. Однако в основном речь о доставке грузов в ближайшие порты (ту же Констанцу), что компенсировало недостаток портовых мощностей на самой Украине.

Во времена Порошенко активно обсуждался проект по соединению евроколеей Киева, Одессы и Львова. Однако дальше обсуждения дело не пошло.

Сегодня УЗ активно наращивает обороты. И хотя на уровень 2021 года (312 млн тонн) компания до сих пор не вышла, перевозки восстанавливаются. За I полугодие текущего года перевезено 90 млн тонн грузов (+28% к январю–июню 2023 года). Половину этого объема составили экспортные грузы (45 млн тонн, +59% к январю–июню 2023 года).

Для сравнения: в 2021 году доля экспортных грузов в перевозках УЗ составляла около 36%. С учетом масштаба падения грузоперевозок получается, что УЗ уже взяла на себя 20-30 млн тонн грузов, которые прежде отправлялись морем. В целом же обсуждается передача УЗ до половины довоенного грузооборота портов.

Проблемой стала не только потеря оборота в портах. Из-за активной мобилизации и запрета на выезд мужчинам призывного возраста украинские транспортные компании столкнулись с жестким дефицитом водителей фур. К тому же в отдельных странах ЕС предпринимаются попытки ограничить возможность украинским водителям работать на этом рынке. Что также потенциально увеличивает нагрузку на железную дорогу.

Узлы и дороги

Сейчас усилия Украины и ЕС сосредоточены скорее на создании логистических узлов. А именно логистического хаба «Мостиский» на границе с Польшей (г. Мостиска) и «сухого порта» в Винницкой области. Проектная мощность терминала «Мостиский» – перевалка до 100 тыс. TEU в год (первая очередь, которую откроют в этом году – 30 тыс. TEU). Кроме того, еще в 2023 году хаб оборудовали насосными станциями, которые позволяют перегружать наливные грузы из ж/д цистерн в автомобили и наоборот.

В целом идея в том, чтобы в паре с «сухим портом» связать ключевые области Украины с ЕС, создав устойчивый экспортно-импортный коридор, способный переваливать все типы грузов: контейнеры, балкерные, наливные, зерновые. Став тем самым полноценной, хотя и малогабаритной заменой традиционным морским портам.

Еще один подобный коридор планируется создать в Молдавии. Он свяжет Румынию с Одессой через новый логистический комплекс «Берешты».

Участие ЕС в этих проектах пока ограничивается в основном целевым кредитованием (локомотивы, электровозы, цистерны и зерновозы, погрузчики и т. п.). Однако в перспективе финансирование со стороны ЕС может выйти на качественно новый уровень.

Еще в 2023 году ЕС опубликовал стратегию интеграции украинских и молдавских ж/д путей в TEN-T (Трансъевропейская транспортная сеть). Наличие Молдавии тут объясняется тем, что Украину планируется включить в три транспортных маршрута. Выход на два из них – из Львовской области (на Катовице и далее в Южную Германию, а также на Варшаву и далее в порты Северного и Балтийского морей). Третий маршрут – в направлении портов Северной Адриатики, то есть как раз через Молдавию и Румынию.

Применительно к Украине такая интеграция включает несколько этапов. Начать планируется со строительства евроколеи, которая свяжет Польшу и Львов. При этом пройдет она как раз через логистический хаб «Мостиский». Второй этап предполагает строительство евроколеи Львов – Киев. И если перешивка колеи до Львова выглядит сравнительно бюджетно (432 млн евро), то перешивка Львов – Киев затягивает уже на 5,9 млрд евро.

Однако и на Киеве аппетиты авторов не заканчиваются. Стратегия предусматривает продолжение колеи 1435 мм до Полтавы, Харькова и Днепропетровска (порядка 3 млрд долларов). И наконец маршрут, которым планируется связать Румынию и Молдавию с Одессой (через «Берешты») оценивается в 4,9 млрд евро.

То есть суммарно речь идет о вложении в украинскую ж/д инфраструктуру 14-15 млрд евро и создании коридоров, которые свяжут Киев и крупнейшие города Левобережной Украины с приграничным хабом и портами Севера и Юга Европы.

И вот на этом этапе вкладываться будут уже союзники Украины, больше некому. Хотя бы потому, что у нее самой таких денег нет, а УЗ и без того закредитована, балансируя на грани дефолта.

Задел на будущую войну

Зачем им все это нужно, поясняет ж/д эксперт Сергей Сигачев: «…между Мостиской I (Украина) и Пшемыслем (Польша) проходит два пути: один на 1520 мм и один на 1435/1520 мм «комби», то есть четырехниточный. При этом на Мостиске II есть и приемная станция на 1435 мм с несколькими путями. Это очень удобно для логистики: все, что идет с авиахаба Жешув в Польше, может без перегрузки на границе передаваться на Мостиску II – в вагонах колеи 1435. А там уже укропы сортируют груз, дробят и маскируют отправки – и все это идет на фронт по 1520 мм.

И наоборот: украинский подвижной состав можно подать прямо на польскую станцию Пшемысль, где стандартные крытые вагоны, платформы или полувагоны на 1520 мм могут загрузить тем, что привезли из Жешува или немецких авиабаз. А затем все это уходит на сеть УЗ и, если надо, прямиком на фронт».

Однако это, конечно, текущее объяснение. Раз все и так работает, зачем вбухивать миллиарды в перешивку путей?

Вероятно, затем, что в ЕС понимают: текущий конфликт Запада с Россией – не последний. А раз так, европейцам следует не только заранее определить поле битвы, но и озаботиться удобной для себя логистикой – поближе к линии будущего фронта.

Текст: Николай Стороженко

Вам может быть интересно

Главком ВМФ назвал высокой готовность применения мощного оружия подлодок ТОФ
Темы дня

Защитить военные объекты от дронов поможет опыт СВО и СССР

На российские регионы участились атаки украинских дронов. При этом целью налетов нередко становятся военные объекты. В экспертном сообществе отмечают, что имеющиеся средства защиты складов, аэродромов с появлением БПЛА не всегда эффективны. Современные решения данной проблемы подсказала СВО, но кое-что можно почерпнуть и из советского боевого опыта.

Урсула фон дер Ляйен не к добру возвысила женщин и прибалтов

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен презентовала новый состав своего правительства, который должен начать работу примерно через месяц. По нему видно, что Урсула победила внутренних врагов и готова сосредоточиться на борьбе с внешним – Россией. А это означает, что европейцев ждет очень тяжелая «пятилетка фон дер Ляйен».

Эксперт: Запад будет «тормозить» следствие по заложенной в ливанские пейджеры взрывчатке

Захарова ответила фразой «слабоумие и отвага» на слова Столтенберга об ударах по России

Анонсировано новое шоу Познера на Первом канале

Новости

США заявили о праве Киева ставить вопрос об исключении России из СБ ООН

США считают, что у Украины «есть основания» ставить вопрос об исключении России из Совбеза ООН, заявила в среду постоянный представитель Соединенных Штатов при Всемирной организации Линда Томас-Гринфилд.

В Лондоне вызвали в МИД российского посла

МИД Великобритании вызвал посла России в Лондоне после того, как Россия лишила аккредитации сотрудников британского посольства в Москве.

Израиль заявил о начале «нового этапа войны»

Военные усилия Израиля сосредоточены на севере, начинается новая фаза войны, заявил министр обороны еврейского государства Йоав Галант на встрече с военнослужащими на авиабазе Рамат-Давид в северной части страны.

Киев выдал удар своей ракетой по парку в Харькове за атаку России

Власти Украины выдали попадание зенитной управляемой ракеты ВСУ по парку Юрьева в Харькове за обстрел Вооруженных сил России, заявил заместитель главы военно-гражданской администрации (ВГА) Харьковской области по обороне и безопасности Евгений Лисняк.

Ударами ФАБ-1500 уничтожен спецназ Нацгвардии Украины в Волчанске

ВКС России нанесли три удара авиабомбами ФАБ-1500 по подразделению Нацгвардии Украины в Волчанске Харьковской области, боевики были уничтожены, сообщили военкоры.

В Петербурге гей арестован за убийство изнасиловавшего его оппозиционера

Жителя Петербурга, обвиняемого в убийстве 53-летнего мужчины, суд отправил в СИЗО, сообщила пресс-служба главного управления СКР по городу.

Коц: В Курской области впервые уничтожили Leopard

За все время вторжения украинских оккупантов в Курской области не уничтожали немецких танков, в последние сутки российские военные ликвидировали одну такую машину, сообщил военкор Александр Коц.

ВСУ планировали расстрелять пассажирский поезд в Курской области

Украинские войска хотели совершить нападение на пассажирский поезд на территории Курской области, сообщил попавший в плен военнослужащий ВСУ.

ООН потребовала от Израиля покинуть территорию Палестины

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой которой Израиль должен вывести войска с территории Палестины. ООН ссылается на положения заключения Международного суда ООН по оккупированным палестинским территориям. Войска должны быть выведены в течение года с момента одобрения документа.

Росгвардия задержала приехавших «на разборки» в Тутаев Ярославской области

Сотрудники уголовного розыска совместно с Росгвардией задержали в Тутаеве Ярославской области более 20 человек, которые прибыли из Рыбинска на нескольких автомобилях для участия в конфликте с местными жителями.

Путин продлил продовольственное эмбарго на западный импорт

Президент РФ Владимир Путин продлил введенное в 2014 году эмбарго на сельскохозяйственную продукцию из стран Запада, оно продлено еще на два года – с 1 января 2025 по 31 декабря 2026 года.

Болгария вывела АЭС «Козлодуй» из-под действия антироссийских санкций ЕС

Правительство Болгарии приняло решение временно вывести АЭС «Козлодуй» из-под действия антироссийских санкций Евросоюза, сообщает Болгарское национальное радио (БНР).
Мнения

Игорь Караулов: Сможет ли Грузия прокрутить фарш назад

Как быть с грузинской национальной травмой, связанной с потерей пятой части территории и сотнями тысяч беженцев? Есть ли у России, Абхазии и Южной Осетии причины и возможности для того, чтобы пойти навстречу Грузии?

Игорь Мальцев: Зачем Грету Тунберг записали в антисемиты

Грета Тунберг в тройном пролете – возраст тикает, ее климатическая борьба совсем не в кассу, а тут еще и ярлык антисемита на лбу. У девочки вследствие психиатрического диагноза – обостренное чувство справедливости и полная неспособность менять предыдущие установки. Поэтому ей трудно понять изгибы лживой западной политики.

Денис Миролюбов: Когда в российский футбол придут «правильные» деньги

Основную часть российских команд до сих пор полностью или частично финансируют из бюджета регионов, тогда как во всей Европе (даже в Румынии или Албании) такой практики просто нет. Стоит ли ожидать финансового оздоровления российского футбола?
Вопрос дня

Зачем «Хезболле» нужны пейджеры?