В мире

2 мая 2024, 21:00

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

Фото: Alexander Welscher/dpa/Global Look Press

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Десять лет назад правительства Латвии, Литвы и Эстонии учредили совместное предприятие трех государств RB Rail. Главной целью было «восстановление прямой связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и продвижение региональной интеграции за счет соединения Хельсинки через Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву с Берлином – с возможностью продления маршрута до Венеции». Стоимость проекта оценивалась в сумму от 3,6 млрд до 7 млрд евро, включая выкуп у населения земель под трассу.

Эстонцы, латыши и литовцы начали фантазировать о путешествиях в европейские столицы поездом, а на исполнение такой мечты никаких денег не жалко, тем более что Евросоюз согласился взять на себя львиную долю затрат.

Будем ездить до Парижу

Главная заслуга в том, что ЕС дал добро на финансирование проекта, принадлежит эстонскому политику Сийму Калласу, отцу нынешнего премьер-министра Эстонии Каи Каллас. На родине он пользуется неоднозначной репутацией. В советские времена Каллас-старший был чиновником высокого ранга, возглавлял эстонское отделение Сбербанка СССР. В начале 1990-х он руководил главным государственным банком уже независимой Эстонии, провернув вместе с несколькими другими высокопоставленными лицами аферу.

Эстония первой из стран Балтии перешла на собственную валюту. При этом Таллин обязался передать собранные 1,4 млрд рублей России, однако деньги ушли в Чечню, а покупателя рублевой наличности установить не удалось. В результате этой сделки Эстония потеряла по крайней мере 1,5 млн долларов, зато кто-то неплохо «погрел руки».

В 2010–2014-х годах Каллас, «переросший» к тому времени маленькую Эстонию, занимал посты вице-президента Еврокомиссии и еврокомиссара по транспорту, развил гиперактивную лоббистскую деятельность, отстаивая необходимость Rail Baltica, – и добился-таки своего: ЕК согласилась выделить на проект 85% его стоимости.

Строительство Rail Baltica стартовало в Литве, и в августе 2015 года в Каунас прибыл поезд из Польши. Далее пошли споры о том, кто и как будет распределять подряды на работы в рамках проекта. Стороны переругались и при попытках договориться о распределении налога на добавленную стоимость – Вильнюс добивался, чтобы НДС за проведенные работы оставался у него.

Также у всех трех стран возникли существенные разногласия по поводу членов правления RB Rail. Председателю комитета Европарламента по туризму и транспорту Майклу Крамеру даже пришлось пригрозить: из-за того что прибалты никак не могут достигнуть соглашения, охватывающего все детали проекта, они могут потерять выделенные им на него средства. Только после этого соглашение в начале 2017 года все-таки подписали. Закончить строительство Rail Baltica обязались в 2020 году, потом отодвинули срок на 2024-й.

С самого начала были подозрения, что трасса окажется нерентабельной. В последние годы железнодорожные предприятия стран Балтии и так пребывают в кризисе – отменили большое количество рейсов, закрыли ряд станций, распродали локомотивы, вагоны и даже рельсы.

Причина проста – по местным железнодорожным магистралям некому ездить.

Латвийский экономист, докторант Балтийской международной академии Ольга Питерина предрекла, что вместо обещанных 16 млрд евро дохода Rail Baltica принесет 4 млрд убытков. К схожим выводам пришел эстонский политик Март Хельме, в 2019–2020 годах возглавлявший Министерство внутренних дел страны. Весной 2020 года Хельме даже признавал, что он «тормозит» Rail Baltica и блокирует траты государственных средств на этот проект, поскольку их можно вложить с лучшей пользой. Но вскоре коалиция с участием Хельме развалилась, а в 2021-м к власти в стране вернулась Партия реформ, возглавляемая Каей Каллас, и она энергично взялась за воплощение идей своего папы Сийма. 

Виновато глобальное потепление

На данный момент наибольших успехов добилась Литва, проложившая несколько сотен километров колеи. Летом 2023-го началось возведение железнодорожного моста через реку Нерис – самого длинного в Прибалтике. Ведутся работы в Эстонии и Латвии, в частности с большими неудобствами столкнулись жители Риги. Поскольку предполагалось, что Rail Baltica пройдет через центр города, там началась обширная перепланировка, решено снести ряд привычных объектов, и парламент разрешил пожертвовать даже некоторыми памятниками культуры.

Надо признать, что в условиях, когда строительная отрасль в странах Балтии оказалась перед лицом кризиса (из-за роста цен на энергоносители и лишения доступа к дешевым стройматериалам из России и Белоруссии), проект Rail Baltica оказался кстати для местных строителей.

Однако работы пробуксовывают. Быстро выяснилось, что строители не справятся до 2024 года, и была названа очередная новая дата – 2026-й, но и она не стала окончательной. «Никто не знает. Есть официальная дата – 2026 год, к которой, конечно, вряд ли все будет готово», – расплывчато отвечал латвийский министр транспорта Талис Линкайтс на вопрос, «когда готово будет».

Весной 2023 года литовский министр транспорта Марюс Скуодис назвал новую дату – 2030-й, жалуясь на «множество бюрократических препятствий». Он упомянул некую «испанскую компанию», которая опаздывает с выполнением возложенной на нее части работ. «Нам надо признать, что есть такое явление, как глобальное потепление. Когда создаешь такой объект, строить надо по-другому, чтобы сильные ливни не подмыли основание. Это тоже повышает цену», – добавил министр.

Самое интересное тут – суммы, которые предполагается затратить. О первоначальных 3,68 млрд евро уже никто не вспоминает. В сентябре 2023 года на «Латвийском телевидении» сообщили, что стоимость одной только местной части проекта грозит вырасти до 8 млрд евро. А в долгосрочном бюджете ЕС до 2028 года на проект Rail Baltica выделено «всего лишь» 9 млрд евро, причем не на одну Латвию, а на все три страны Балтии. Исполнители проекта предложили взять кредит для завершения работ и тем самым увеличить внешний долг страны.

В ноябре на том же «Латвийском телевидении» сообщили: не исключено, что новая железная дорога вообще обогнет Ригу, не заходя в нее из-за нехватки денег. Латвийский министр сообщения Каспар Бришкенс стал настаивать, что Рига должна быть включена в маршрут. Но координатор от Еврокомиссии Катрин Траутман высказалась категорично: грузовые и пассажирские перевозки по Rail Baltica должны начаться до 2030 года – независимо от того, будет она соединена с Центральным вокзалом в Риге или нет.

Главная чиновничья тайна

В самом конце апреля 2024 года грянул очередной скандал – внезапно и без внятного объявления причин («по личным мотивам») уволились Каспар Вингрис, председатель правления госкомпании «Европейские железнодорожные линии» (EDzL), и его помощник Арнис Сталтманис. Именно предприятие EDzL работает в Латвии над строительством Rail Baltica.

«Правильно, набил карманы – подвинься, уступи другому», – комментируют их отставку в соцсетях жители Латвии.

Одновременно стало известно, что государство расторгло договор с латвийско-испанским предприятием Rere Ineco, которое в 2022 году было объявлено победителем в конкурсе и взяло на себя обязательство построить 16 станций для латвийского участка Rail Baltica. Входившую в это объединение испанскую компанию Apex Building суд Риги в марте 2024-го признал неплатежеспособной. Но латвийский министр сообщения Каспар Бришкенс не теряет присутствия духа и обещает оптимизировать план строительства так, чтобы снизить затраты на 35%.

Калининградский политолог Александр Носович с иронией пишет, что, если сложить все наворованные за десятилетия строительства железной «дороги в никуда» миллиарды евро и раздать населению Латвии, Литвы и Эстонии, прибалты по ВВП на душу населения моментально бы догнали и перегнали Швейцарию.

«Между тем процесс воровства на структурных фондах ЕС обещает быть вечным, а долгожданный запуск многострадальной узкоколейки все так же теряется в туманной дали. И это хорошо в плане безопасности. Все специалисты, когда-либо обращавшиеся к теме Rail Baltica, сходились на том, что у этого проекта не может быть никакого здравого смысла, кроме военного. Узкоколейная железная дорога из Скандинавии в Центральную Европу через Прибалтику может быть полезна только для переброски войск. Ни для чего иного она не нужна», – пишет Носович.

По его мнению, факт многолетней «пробуксовки» Rail Baltica является хорошей новостью – он свидетельствует о том, что все

антироссийские выходки стран Балтии являются их личной инициативой, а заокеанский гегемон войну с Россией в этом регионе не планирует.

«Если в реальности процесс строительства Rail Baltica длится вечно и используется для обогащения причастных, а не для запуска дороги в эксплуатацию, то никто в США на самом деле не ожидает войны в Прибалтике. Либо – и это даже более вероятный вариант – на Прибалтику им плевать, и военных действий за нее американцы в любом случае не планируют. Иначе местным коррупционерам из штаб-квартиры НАТО и американских посольств давно бы дали волшебного пенделя и заставили в темпе достроить и запустить несчастную узкоколейку», – предполагает политолог.

В свою очередь латвийский журналист Густав Гуте негодует, что правительство продолжает раздавать «громкие и пустые» обещания относительно Rail Baltica, в то время как проект зашел в тупик.

«И всю эту трагикомедию еще дополняют взаимные оскорбления нынешнего и бывшего министра сообщений: кто есть главный виновник того, что реализация проекта основательно запаздывает и что планировавшиеся вначале затраты возросли в геометрической прогрессии», – жалуется Гуте, добавляя, что никто из чиновников не хочет рассказать, как теперь спасти Rail Baltica.

Естественно, чиновники не могут выдать свою тайну: в интересах их карманов, чтобы строительство этой трассы никогда не заканчивалось.

Текст: Станислав Лещенко

Вам может быть интересно

В Финляндии одобрили выход из Совета Баренцева/Евроарктического региона
Темы дня

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

У рубля есть два пути

Курс рубля вернулся к трехзначным значениям по отношению к доллару. И перспективы у российской валюты не радужные, считают эксперты. Почему рубль продолжает слабеть, какой курс будет к концу года и при каких условиях он продолжит слабеть, а при каких – воспрянет духом?

Орбан заявил о конце 500-летнего доминирования западной цивилизации

МУС выдал ордер на арест Нетаньяху

Генерал авиации оценил возможное применение F-16 для удара ракетами Storm Shadow по России

Новости

Путин наградил композитора Крутого орденом

Президент России Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Институт русского языка присудил Пушкину победу над квадробером

В преддверии Дня словарей и энциклопедий Институт Пушкина назвал слово 2024 года – «Пушкин», подчеркнув его актуальность в год 225-летия поэта.

Министр обороны Британии не прокомментировал удары Storm Shadow вглубь России

Министр обороны Британии Джон Хили отказался комментировать удары украинских ракет Storm Shadow вглубь территории России, сославшись на угрозу оперативной безопасности.

В Абхазии выдвинули первого кандидата на выборах президента

Пять общественно-политических организаций Абхазии заявили о поддержке Адгура Ардзинбы на предстоящих выборах президента страны, которые состоятся досрочно.

Сербия обратилась к России за помощью в строительстве нефтепровода

Россия готова помочь Сербии в проекте строительства нефтепровода через Венгрию к «Дружбе», заявил вице-президент «Транснефти» Владимир Каланда.

ВС России выбили ВСУ с северного берега Кураховского водохранилища

Российские войска полностью зачистили северный берег Кураховского водохранилища от украинских сил, что подтверждает заявление советника главы ДНР Игоря Кимаковского.

Соучастника мошенничества против Долиной задержали в Москве

В столице задержан 27-летний житель Республики Татарстан, подозреваемый в участии в многомиллионном мошенничестве против певицы Ларисы Долиной, сообщили в правоохранительных органах.

Биткойн превысил рекордную отметку в 98 тыс. долларов

Стоимость биткойна на платформе Binance достигла нового исторического рекорда, впервые превысив 98 тыс. долларов, что на 5,44% выше предыдущих показателей.

СБУ арестовала несколько семей по подозрению в симпатиях к России

Служба безопасности Украины задержала в Херсоне и других городах подростков и целые семьи, подозреваемых в сотрудничестве с Россией, сообщил начальник управления информационной политики Херсонской области Евгений Брыков.

Канада решила передать Украине новейшую систему ПВО NASAMS

Канадская система противовоздушной обороны NASAMS, закупленная для Украины, вскоре будет доставлена из Польши через границу, сообщил министр обороны Канады Билл Блэр.

Офис Нетаньяху обвинил МУС в войне против Израиля

Выдача МУС ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта ставит Международный уголовный суд (МУС) на сторону региональной войны против Израиля, заявил советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман.

Украина заявила об ударе МБР по Днепропетровску

По украинскому Днепропетровску нанесен групповой ракетный удар, включая применение межконтинентальной баллистической ракеты МБР, передает Reuters и Financial Times со ссылкой на ПВО Украины.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

Сергей Худиев: Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?