В России хардбасс, сидение на кортанах, семечки и треники «Адидас» уже давно вышли из моды и вызывают только ностальгию. А вот на Западе субкультура российских гопников набирает популярность ускоренными темпами.
Канье Уэст и Рианна щеголяют в худи и кепках с русскими надписями, главред Vogue Анна Винтур пиарит гопническую моду, самый популярный видеоблогер мира Pewdew Pie торгует мерчендайзом с нехорошими русскими словами, миллионы англичан и американцев учатся правильно сидеть «на кортах», танцевать хардбасс и лузгать семки (Sunflower seeds – поясняет англоязычная Википедия). Субкультура отечественных гопников совершенно неожиданно пошла в западный мир и очаровала музыкантов, дизайнеров и простых граждан.
Поначалу это кажется обидным до невозможности. Почему это русскую культуру в мире представляют какие-то неотесанные персонажи из 90-х со всеми этими «Мобильник есть? А если найду?». А как же русский балет и русский космос?
Однако на самом деле история с гопниками гораздо сложнее. Полукриминальных и необразованных пацанов с городских окраин запустили как вирус в мировую культуру несколько продвинутых интеллектуалов с постсоветского пространства.
Как говорит в интервью журналу «Эксперт» ведущий специалист по гопнической культуре Дмитрий Громов, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, «злобный молодой человек, который хочет набить вам морду и отжать мобилу, в спортивном костюме (чаще всего «Адидас»), с барсеткой в руке и бритым затылком, который любит сидеть на карачках («на кортах»), грызет семки и говорит на некотором специальном языке – это мифологизированный образ гопника, созданный молодыми и образованными жителями интернета».
Впрочем, до жителей интернета был еще лучший русский режиссер Алексей Балабанов, создавший канонический образ гопников в фильме «Жмурки». Чуть позднее интернет взорвали видеоролики остроумного комика с ником Boris, в которых он все рассказал о повадках и привычках «четкого пацана» с русских городских окраин.
Одновременно миллионы русскоговорящих пользователей вломились в мир онлайн-игр с загадочным криком «suka-blyad!», который требовалось срочно расшифровать и перевести на английский. Сегодня это высказывание на кириллице красуется на миллионах футболок, кепок и толстовок.
В России гопота – полукриминальные сообщества необразованной молодежи с окраин – как раз в это время уходили в небытие. Меньшая часть из них погибла в разборках. Подавляющее большинство пошли в армию, нашли работу и успешно социализировались. Времена «ровных пацанчиков» закончились, казалось, вместе с лихими девяностыми.
И именно в это время, в начале нулевых, уходящую натуру стали поэтизировать хорошие мальчики из интеллигентных семей. Модельер из Тбилиси Демна Гваслия ввел в моду толстовки и кепки с матерными надписями. Сегодня этот советский грузин работает креативным директором модного дома Balenciaga. Balenciaga выпускает специальную коллекцию дорогих кроссовок в стиле гопников. Большой поклонницей этой обуви является такая икона стиля, как Мишель Обама.
Продвинутый москвич Гоша Рубчинский в качестве дизайнера выпустил несколько модных коллекций в гопническом стиле – широкие спортивные штаны, цепочки, кепки, кроссовки, общий лук типичного постсоветского хулигана. Коллекции получили мировое признание.
Видеоблогер Boris – звезда постсоветского интернет-пространства – заработал миллионы просмотров своими роликами из жизни загадочных gopniks. В них он подробно описывает прикид, манеры и сленг гопников и с псевдоученым видом объясняет, как правильно сидеть на кортанах, лузгать семки и наезжать на лохов.
В мае 2010 года четверо молодых петербуржцев взорвали интернет танцем «Школа колбасы». Эти интеллигенты пародировали изрядно доставших их питерских гопников с их дурацкими плясками. А вот западные пользователи приняли все это за чистую монету. Они уверились в том, что по просторам России действительно бродят стада бритоголовых пацанов в трениках «Адидас» и увлеченно принялись косплеить их экзотический лайф-стайл.
Благодаря «Школе колбасы» танец Hardbass стали танцевать сначала в Восточной, а потом и в Западной Европе. Европейские музыканты стали активно обыгрывать мотивы гопнической культуры в своих композициях.
Другим мемом*, получившим мировую известность в это же время, оказался слоган из украинской компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. «Чики-брики – и в дамки». С тех пор любой западный модник научился выговаривать «Сheeki-breeki», а также, с подачи Boris, разучил слова «Kompot» и «Pelmeni» и освоил технику Slav Squat – «славянского сидения на корточках».
Так сложилась парадоксальная ситуация, когда в России гопники стремительно вымирают как класс, а на Западе в них активно играют целые поколения молодежи. Почему в Европу зашли именно гопники? Потому что там работает только то, что соответствует их собственным массовым представлениям о России. Русский, по определению, брутален и агрессивен, так что гопники идеально вписались в тренд. В такой же культурный тренд, кстати, попал и президент Путин – еще одна икона нового русского стиля.
Отдельно доставляет полная раскованность наших пацанов с окраин. Шокирующее отсутствие политкорректности, наглый сексизм, мачизм и прочие безобразия – все это просто как бальзам на душу современной западной молодежи, которую на родине дергают и цензурируют со всех сторон.
Свою роль играет и загадочная кириллица, и странно звучащие русские слова.
Неизбывное любопытство англоязычной молодежи к русскому языку уловил еще писатель Энтони Берджесс. В своей культовой книге «Заводной апельсин» он заставил своих героев – молодых английских бандюганов – изъясняться на странном жаргоне «надсате», состоящем в основном из русских слов. Благодаря знаменитой экранизации Стэнли Кубрика, надсат вошел в моду и повлиял на творчество многих кинематографистов и музыкантов.
Ну и, конечно, феномен Russian gopniks обязан своим появлением исконно русским остроумию и самоиронии. Именно бессчетные ролики на Youtube с пародиями на гопников, их танцы, манеры, сленг и пищевые привычки сделали их образ вирусным в мировом интернете. Уже оттуда его переняли модельеры, музыканты, дизайнеры.
Интересно, что официальные проекты по продвижению позитивного имиджа страны зачастую оборачиваются разочарованием. Блестяще проведенная сочинская Олимпиада вызвала такое раздражение у западных «друзей и партнеров», что на всех следующих соревнованиях наших спортсменов нещадно гнобили, заставляя искупать успех 2014 года.
А вот сугубо неофициальные «гопники» проникли в интернет-подсознание Запада вирусным путем. Их никто не навязывал, их никто не отслеживал. В результате все западные иконы стиля пытаются подражать давно вымершим «люберам» и массово носят прикид, вышедший у нас из моды лет так десять–двадцать назад. Так парадоксально выглядит сегодня «мягкая сила» России.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента