Последние дни новостные ленты информационных агентств наполнены потоком знаковых новостей.
Во-первых, между США и Китаем обозначилась новая линия конфликта.
Президент США Дональд Трамп выполнил свое обещание, данное в конце прошлой недели, и распорядился изучить хищения американской интеллектуальной собственности со стороны Китая. Американский лидер также подчеркнул, что официальный Вашингтон готов ужесточить правила для обеспечения честной торговли. «Это большой шаг, но это только начало», – заявил президент.
Пекин немедленно высказался по данному поводу, причем в достаточно жестких выражениях.
Министерство коммерции Поднебесной официально заявило, что «Китай не намерен наблюдать за этим сложа руки и обязательно предпримет все возможные ответные меры аналогичного характера», а также пообещало «с решимостью защищать законные права китайской стороны».
Во-вторых, президент Ирана Хасан Роухани заявил, что страна может выйти из соглашения по ядерной программе в считанные часы, если Вашингтон продолжит расширять санкции. А на введенные недавно новые санкции Иран ответил увеличением бюджета на свою ракетную программу.
В-третьих, вице-президент США Майк Пенс заявил о том, что «несостоявшееся государство» в Венесуэле угрожает безопасности и процветанию всего полушария, а также народу Соединенных Штатов. Его заявление последовало после недавних слов Трампа о том, что он не исключает никаких мер в отношении этой страны, включая военную операцию.
На заявления высших лиц американского государства последовала реакция Каракаса: глава Боливарианской республики анонсировал масштабные военные учения в стране. «Если любишь мир, приготовься к войне», – заявил Николас Мадуро, подчеркнув, что никто не может вмешиваться во внутренние дела Венесуэлы.
В-четвертых, хотя, наверное, данную тему стоило поставить на первое место, продолжает усугубляться кризис на Корейском полуострове. Напряжение между КНДР и США (и их союзниками) взвинчено до крайности.
Дональд Трамп заявил о готовности ответить на любую угрозу Северной Кореи в отношении Вашингтона или его союзников, а глава КНДР Ким Чен Ын приказал северокорейским военным приготовиться к нанесению удара по территории американской базы на острове Гуам в Тихом океане.
На подобном фоне такие «мелочи» международного положения США, как противостояние с Россией и резкое ухудшение отношений с Европой (в частности, из-за выхода Штатов из парижского соглашения по климату), можно было бы и не упоминать.
Однако все вместе кусочки пазла создают весьма впечатляющую картину.
За чуть более чем полгода президентства Дональда Трампа Соединенные Штаты умудрились разругаться почти со всем миром, включая давних и надежных союзников.
Даже несколько забавно, что президент, пришедший к власти под лозунгами отказа от военных авантюр за рубежом и невмешательства в дела других стран, за несколько месяцев заработал репутацию опасного дельца, поставившего мир на грань новой мировой (и, возможно, ядерной) войны, причем сразу по нескольким направлениям (Северная Корея, Иран).
Рассматривать эту ситуацию можно с самых разных сторон, начиная с канонического «человек предполагает, а Бог располагает».
С одной стороны, жесткая и агрессивная внешнеполитическая линия Трампа является во многом вынужденной – из-за непрекращающейся внутренней травли и из-за связанных у американского президента политическими оппонентами рук. В результате именно задиристая внешнеполитическая линия является для него едва ли не единственным способом увеличить свободу маневра и хоть как-то отбивать внутренние нападки.
С другой стороны, Трамп шел на выборы президента с программой свертывания Америкой внешней активности и сосредоточения на себе.
Любопытно то, что фактически реализуемая им ныне политика отвечает этой задаче, пусть и несколько парадоксальным образом. Возможно, именно поэтому Трамп не стесняется самым напористым образом выбивать деньги из партнеров и сателлитов, начиная с Саудовской Аравии.
Агрессивная, безответственная и отталкивающая даже давних союзников внешняя политика Штатов при Трампе фактически ускоренно уничтожает репутацию США как глобальной сверхдержавы. Можно только догадываться, что останется от внешнеполитического реноме Штатов к концу срока правления Дональда Трампа.
В этой ситуации главной проблемой становится то, что закрученный маховик конфронтации обладает способностью обретать собственную логику развития и волю и вырываться из-под контроля своих создателей. А учитывая, что в нынешнюю геополитическую игру вовлечены ядерные державы, данное опасение приобретает особенное значение.