В Пекине заявили, что для урегулирования кризиса вокруг ядерных и ракетных разработок КНДР необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон, а не только Китая. Соответствующее заявление МИД Китая было направлено в понедельник Reuters в ответ на серию угроз со стороны Вашингтона.
В субботу президент США Дональд Трамп написал в Twitter, что «очень разочарован в Китае».
«Наши глупые прошлые лидеры позволили им (китайцам) зарабатывать сотни миллиардов долларов в год»,
– заявил Трамп.
Пекин же в ответ «не сделал ничего» для США по проблеме КНДР, подчеркнул президент США. Он выразил уверенность в том, что «Китай легко может решить эту проблему», то есть заставить КНДР отказаться от проведения ракетных и ядерных испытаний.
В понедельник мировые СМИ со ссылкой на американский портал Politico cообщили: Трамп готовит санкции против Китая. Со ссылкой на двух сотрудников администрации утверждалось, что советники Белого дома тайно разрабатывают экономические меры, чтобы надавить на Пекин в связи с ситуацией с КНДР.
Поскольку Китай с Северной Кореей связывают прочные торговые отношения, среди планируемых мер рассматриваются торговые ограничения и экономические санкции. Они должны «наказать» Китай за его бездействие, подчеркнул портал.
Помощники Трампа уже обсудили возможные варианты и могут принять на этой неделе окончательное решение.
Утверждать его будет сам президент, сообщает Politico.
Тем временем «возмутитель спокойствия» Пхеньян напомнил о себе. В минувшую пятницу КНДР провела успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14». Дальность полета ракеты составила 998 км, а максимальная высота – 3725 км. По данным минобороны Японии, ракета упала в Японское море в исключительной экономической зоне страны.
Какие санкции могут ввести США и чем ответит Китай
Возможный список очень широк, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД заведующий отделом востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. «Прежде всего, это стандартные торговые эмбарго на поставки ряда товаров. Каких – сейчас сложно предположить, но речь идет обычно о семи–восьми базовых позициях», – рассказал собеседник.
Эмбарго или заградительные пошлины могут быть введены на любой импорт из КНР – от текстиля до оборудования.
Маслов также не исключил возможности замораживания китайских транзакций на территории США, а также сворачивания совместных экономических программ и их финансирования. При этом Китаю есть чем ответить на американские санкции.
«Надо понимать, что экономики настолько взаимозависимы, что у Китая есть довольно большой спектр мер, чтобы ответить на это», – подчеркнул Маслов. В том числе это может быть то же самое уменьшение поставок ряда важных для американцев товаров в США или, например, вытеснение американского капитала с рынков Азии.
«Это приведет к очень серьезному экономическому конфликту», – считает Маслов. Китаю, как ни странно, такой шаг США очень на руку, указал собеседник.
«КНР постепенно развивает антиамериканскую пропаганду и хочет показать даже не своим жителям, а своим партнерам по проекту «Один пояс и один путь», что США – ненадежный партнер, что они пытаются действовать не методом переговоров, а исключительно посредством угроз», – подчеркнул эксперт. Он добавил, что тем самым к этому сугубо экономическому проекту прибавляется идеологический антиамериканский мотив.
«В Китае представлены большие интересы американского бизнеса, огромные средства вложены в американские ценные бумаги. Можно часть продать, дать понять, что КНР может обрушить эту систему»,
– заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
Китай в ответ может использовать ВТО
Безусловно, если будут введены такие санкции, то будут нарушения норм Всемирной торговой организации, считает Лукьянов.
«Китай очень ценил присоединение к ВТО и много извлек из членства в этой организации. Он будет использовать все инструменты», – подчеркнул он. Однако подача в суд и механизм арбитражного урегулирования споров ВТО может занимать годы, указал собеседник.
В то же время, по его мнению, вопрос состоит в том, в какой степени ВТО на сегодняшний день еще остается эффективным инструментом сдерживания протекционистских или меркантилистских инстинктов, особенно если такая страна, как США – опора свободной торговли все прошлые годы – отворачивается от этой идеи.
100-дневный срок уже истек
О подготовке санкций свидетельствует целая серия заявлений, прозвучавших в Вашингтоне. Еще в июне Трамп заявил, что усилия Китая по давлению на КНДР «не сработали».
Президенту США вторили вице-президент Майкл Пенс и постпред при ООН Никки Хейли. Они заявили, что Китай делает недостаточно для урегулирования ситуации на Корейском полуострове. «Мы считаем, что Китай должен сделать больше», – подчеркнул Пенс. Он предупредил, что «эра стратегического терпения закончилась».
Хейли также добавила, что «время для переговоров прошло. Опасность, которую северокорейский режим представляет для международного сообщества, теперь очевидна для всех».
После того как в мае КНДР объявила об успешном запуске баллистической ракеты средней дальности типа «Пуккыксон-2», США заявили о намерениях ввести санкции против сотрудничающих с Пхеньяном китайских компаний.
Трамп еще давно угрожал Китаю введением штрафных заградительных пошлин для китайских товаров и даже закрытием для них американских рынков, напомнил Федор Лукьянов.
Сейчас, используя КНДР как предлог, к этим угрозам могут вернуться и даже воплотить их в жизнь, заявил он газете ВЗГЛЯД.
Более того, в случае крупной провокации со стороны Пхеньяна лидеры Китая и США рассматривали решительные меры по отношению к КНДР, вплоть до ограничений на денежные переводы и поставки нефти, сообщал источник Asahi.
По утверждению японского издания, председатель Си просил не предпринимать до истечения указанного срока никаких жестких шагов, которые явно нанесли бы удар по экономике КНР. Если это сообщение верно, то 100-дневный срок истек в преддверии саммита G20.
«Вероятно, американская администрация действительно считала, что за 100 дней можно добиться хоть какого-то ответа от Северной Кореи или, по крайней мере, сдвинуть дело с мертвой точки. Этого сделать нельзя», – замечает Алексей Маслов.
«Дерганость» Вашингтона и последовательность Пхеньяна
Озвученную Politico информацию о подготовке санкций можно рассматривать не как «фейк-ньюс», а как утечку, полагает Маслов. Само по себе это говорит о некой «дерганости» в политике Трампа по отношению к Китаю. «У Трампа, как оказывается, нет вообще разумной, взвешенной политики в отношении Китая, нет линии», – указал собеседник.
Отношение меняется от полного отрицания (когда Трамп шел на выборы, обещая наладить отношения с Тайванем в пику КНР) до очень дружественных переговоров с Си Цзиньпином и вот теперь обсуждения мер против Китая.
Пхеньян, напротив, ведет последовательную линию. Судя по всему, Северная Корея ждет двух серьезных изменений, полагает Маслов.
«Во-первых, успешного окончания первого периода испытаний, чтобы иметь на вооружении и средства доставки, и ядерные заряды, которые могли бы в полной мере называться баллистическими», – указал эксперт.
Во-вторых, «она хочет несколько реструктуризировать свою экономику, которая, как ни странно, постепенно, медленно, но растет». И уже с этими позициями она сможет сесть за стол переговоров, добавил он.
Можно ли повлиять на КНДР
Маслов указал, что Китай действительно может повлиять как минимум на второй фактор, прекратив поставки любых энергоносителей в Северную Корею и устроив там кризис. «Сегодня уже на топливо есть серьезное подорожание в Северной Корее», – указал он. Но если усиливать данный фактор, чего требуют США, то это приведет к тому, что Северная Корея станет более агрессивной, считает эксперт.
«Не исключено, что все это в конечном счете может привести к локальному конфликту между двумя Кореями»,
– добавил Маслов. Такой исход, по мнению эксперта, прежде всего будет на руку США. «Это будет довольно далеко от берегов США, они смогут под такое дело вводить новый контингент войск в данный регион», – подчеркнул собеседник. Негативный же эффект это будет иметь для России, Китая, Японии и, безусловно, для Южной Кореи, отметил он.
Поэтому Китай выбирает совсем другую тактику, подчеркнул Маслов. Он старается очень плавно, не торопясь, выяснять переговорные позиции КНДР, смотреть, какие требования она выдвигает, указал собеседник. «Скорее всего, единственная база для переговоров – это договориться о временном прекращении испытаний, потому что Северная Корея от (ядерной – прим. ВЗГЛЯД) программы вряд ли откажется в ближайшее время», – отметил эксперт.
Что же касается сообщений о санкциях, то Федор Лукьянов не исключает, что это может быть просто блефом.
«Трамп действовал в отношении Китая довольно грубо, но эффективно, его наезды срабатывали»,
– резюмирует собеседник.
КНР старалась не идти на обострение. «Думаю, что Трамп по этой причине полагает, что давление работает», – подчеркнул собеседник. «Если дойдет до полномасштабной торговой войны – это потрясение очень крупное, которое затронет не только две страны, но и всю мировую экономику», – добавил он.